Татьяна Тарасюк, Игорь Шашков
СОЗНАНИЕ И ВЕРОЯТНОСТЬ
В Интегралике (http://kastalia.narod.ru/Izbranoe/integralika.htm), в отличие от традиционной психологии и философии, модель психики (см., в частности, в разделе ИП на сайте http://kastalia.narod.ru) является обоснованной, причем из соображений более общих, чем собственно психические. Ее построение начинается не с накопления экспериментальных фактов и не с выдвижения гипотез, а с построения модели сознания исходя из общефилософских соображений.
Но и эти общефилософские соображения отнюдь не произвольны. Сама исходная философская система (Интегралика) обладает свойством самоверификации.
Начинаясь с произвольных оснований, она свободно развивается вовне себя и по кругу возвращается к своему началу. Если при этом достигается кольцевой резонанс, т.е. если некоторые начальные положения подтверждаются при возвращении к ним, то данное положение (понятие) оказывается определенным.
Иными словами, Интегралика как бы подтверждает сама себя. При этом экспериментальные факты лишь увеличивают или уменьшают вероятность того или иного фрагмента интегральной картины, но не меняют ее сути.
Впрочем, говорить о сохранении сути интегральной картины в целом можно только в случае полноты этой картины; в общем случае непропорциональные изменения вероятностей фрагментов могут существенно исказить общую картину. Это означает, что проблема вероятности (ее объяснение, ее механизм) является одной из ключевых при создании интегральной модели психики и, в частности, модели сознания.
Поэтому мы и начнем разговор с интегрального объяснения механизма вероятности, осуществляемого на основе представлений о полноте и краевой парадоксальности (http://kastalia.narod.ru/Izbranoe/kraevaya-paradoksalnost.htm).
Реальность каждого предмета, устойчивость его во времени, его, так сказать, модус вечности в его полноте, в его краевой парадоксальности (КП).
В КП сходятся две модели временная и пространственная.
Полнота, раскрываясь через конкретную модель, дается фактом своего наличия. При этом в полноте модели нераздельны (ср. со спутанными состояниями в квантовой механике).
Относительно вероятности в данном контексте у нас в первую очередь возникают вопросы:
Почему модели осуществляются для наблюдателя с той или иной вероятностью?
Почему в идеале, для полных сущностей (в частности, для света) модели осуществляются со строгой очередностью? То есть, почему, например, электромагнитная волна имеет идеальную, точную форму?
Почему та или иная модель знает, что в данный момент именно она должна репрезентировать собой наличие полноты?
Почему, если выпала решка, то в следующем броске более вероятно выпадение орла?
Полноте, по самому ее определению, необходимо присуще время.
Время, само будучи полной сущностью, является парадоксальным. Это означает, что в любом промежутке времени (в т.ч. элементарном акте времени, кванте времени) должна осуществляться эта парадоксальность должны наличествовать утверждение и отрицание, Да и Нет, присутствие и отсутствие. То есть должны наличествовать репрезентирующие КП противоположные возможности (модели).
Каждое событие (со-бытие интенция наблюдателя к бытию) оказывается проекцией полноты на время, конкретизацией одной из двух моделей.
То есть во времени осуществляется не только единство двух противоположных событий, но и их разделение в каждом конкретном элементарном акте времени.
Таким образом, если в элементарном акте (кванте, промежутке, отрезке) времени происходит одно из двух противоположных полных событий, то необходимо происходит и противоположное событие каждое событие вызывает противоположное.
События, при их полной независимости друг от друга, парадоксальным образом оказываются полностью зависимыми друг от друга.
Каждое событие происходит с учетом того, какое событие произошло перед этим. При этом зависимость, связь событий осуществляется через время.
В идеале, когда время является собственным временем развивающейся полной сущности, противоположные события (модели, проекции полной сущности) следуют строго поочередно.
Попутно три замечания о времени:
1. Требование наличия в элементарном акте времени двух противоположных событий отвечает интегральному принципу двух оборотов, в котором утверждается, что полнота возвращения к исходному состоянию происходит не при одном, а именно при двух полных оборотах. Этот принцип нашел экспериментальное подтверждение в физике элементарных частиц.
2. Пространству отвечает да-да-да-
Времени отвечает да-нет-да-нет-
3. Время, забирая в себя краевую парадоксальность (КП), является носителем абсолютной реальности (АР).
Теперь о памяти и знании в их отношении к времени:
Память в своей полноте осуществляется как время: по осуществлению акта времени монетка помнит, что падала, допустим, решкой, и знает, что теперь надо падать орлом.
Это память полноты, отвечающая за мысль.
Уяснив в самых общих чертах интегральные механизмы вероятности, памяти, знания, перейдем к вопросу о самосознании и сознании, делая акцент на их соотношении между собой.
В единичном акте действия (происходящего во времени), акте выбора из полностью равных возможностей (ср. с проблемой осла Буридана) чистая воля.
Предсказать, какую торбу выберет осел, жив или мертв Кот Шредингера значит, достичь полноты, достичь своего последнего предела, редуцировать себя до альфы (С.А. Борчиков), до гуссерлевского феномена, до дхармы до тождества в себе конечности и бесконечно малой величины.
Такое достижение своего предельного Я можно идентифицировать как самосознание; при этом надо учитывать, что так понимаемое самосознание принципиально противоположно сознанию.
Самосознание и сознание являются дополнительными, противоположными сущностями; отношение между ними аналогично отношению единичного и множественного, времени и пространства, полноты и частичности, случайного события и множества случайных событий, дающего конкретную величину вероятности.
Сознанию отвечает последовательность трансляций (К. Уилбер), самосознанию трансформационный скачок. При этом нельзя считать, как это фигурирует у Уилбера, что трансформационный скачок самосознания происходит только в конце последовательности трансляций сознания самосознание не только финальная причина сознания, но и его начальная причина.
Более того, самосознание является сокрытой, невидимой причиной каждой сознательной трансляции; оно является невидимым фоном для сознания, без которого сознанию просто не на чем прописываться.
Сознание в множественности элементарных событий самосознания. При осуществлении такой множественности достигаемая определенность вероятности отвечает конкретному осознанию того или иного предмета. При этом величина вероятности осознаваемого предмета приближается к 1; предмет (событие) воспринимается как достоверный факт сознания.
Сознание, в отличие от самосознания, не является подлинно свободным.
Чтобы сознание возникло, должно пройти определенное время, за которое должны быть освоены, сделаны конкретными вероятности разных повторяющихся случайных событий.
Случайности создают сознание, сознание убивает случайности.
Киев, 2 авг. 2009 г.