Татьяна Тарасюк

ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ И НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ

 

В статье КР и устойчивость во времени (http://kastalia.narod.ru/Izbranoe/kr-time.htm) я показала, что устойчивость во времени достигается при коммуникативном резонансе (КР) в парадоксальных замкнутых причинно-следственных цепочках.

Интересно, однако, и рассмотрение пространственных характеристик соответствующих КР-колец. При этом оказывается, что двойственное (временное и пространственное)  рассмотрение позволяет сделать нетривиальные выводы, выходящие далеко за пределы формальнологического анализа. В частности, объясняется, почему одним из критериев строгой научности является требование внутренней непротиворечивости в системе.

 

Мысль как связь исходных данных и своего результата

При интегральном подходе в контексте данной статьи под мыслью, в самом грубом приближении, понимается динамическая сущность, связывающая некоторое исходное положение (начальную причину) с результатом мысли (следствием, или финальной причиной). То есть каждая элементарная мысль (элементарный мыслительный акт) представляет собой звено в цепочке причин и следствий.

Мысль сама по себе невидима, не осознаваема; осознаются только ее начальная причина и результат мыслительного акта (в виде некоторых более-менее определенных данных и представлений).

Истинной мысль будем считать при парадоксальном отождествлении в ней принципиально разного ее начала и ее конца. Это понимается как возвращение мысли к самой себе по кольцу КР; полнота мысли при этом отвечает устойчивости во времени такого кольца, т.е. реальности.

Реальные исходные данные и результаты мышления, как и сама мысль, являются полными сущностями.

 

Научное мышление

Под научным мышлением здесь понимается мышление, отвечающее критериям строгой научности, в частности, внутренней непротиворечивости системы, которой является совокупность связанных между собой исходных данных и результатов мышления.

 

Реальная связь осуществляется через время

В случае, если полные сущности являются элементами причинно-следственной цепочки, они единятся временем.

Заметим, что при переходах во времени каждая следующая полная сущность обуславливается предыдущей; именно в этом осуществляется принципиальное различие этих сущностей. То есть сущности, абсолютно тождественные в своей полноте, парадоксальным образом должны быть и абсолютно различны противоположны.

Если тождественные сущности не будут так отличаться одна от другой, то никакой реальной связи между ними не будет будет просто собрание абсолютно отдельных тождественных сущностей.

Действительное единение достигается при противоположных, логически несводимых одна к другой сущностях (в отличие от подхода К. Уилбера, при котором сущности единятся по общему в них).

Именно при различии сущностей есть возможность выбора между ними, возможность свободы. При этом действительная свобода достигается тогда, когда различаются между собой абсолютно тождественные сущности.

Именно полные сущности, обладающие при своей тождественности принципиальным различием во времени, являются действительно свободными сущностями.

 

Основные виды причинно-следственных цепочек

 

Причинно-следственные цепочки бывают двух основных видов:

открытые:

  

 

и замкнутые:

 

В открытой цепочке устойчивость во времени отсутствует (каждый элемент существует, переходя в следующий, только одно мгновение), кроме как в случае тавтологии, когда А = В = С = D = 

 

Бесконечный ряд причин и следствий в этом случае сходится к какому-то пределу (случай Аристотелевой регрессии); постоянство этого предела есть просто сдвинутая бесконечно малая величина ср. с энергией, определяемой с точностью до некоторой постоянной величины. При полноте тавтологии имеем время в его определенности, флуктуации же, отвечающие энергии, отсутствуют.

Таким образом, при открытости в итоге получается монохроматическая волна, не несущая информации; реальность для нас отсутствует.

 

В замкнутой же цепочке осуществляется устойчивость во времени, но при этом и парадоксальность.

Парадоксальность снимается в том случае, если сущности в кольце тождественны в своем качестве полноты.

Тогда изменения при переходе от одной сущности к другой отсутствуют, связи между ними нет, времени нет. Внутри кольца сущности не видят одна другую, абсолютно независимы одна от другой, отдельны одна от другой. Связываться между собой они могут только внешним взглядом на них, волюнтаристски устанавливающим эту связь.

Такая связь абсолютно отдельных элементов в целое под действием внешнего взгляда есть пространство.

 

Времени отвечает да-нет-да-нет-

Пространству отвечает да-да-да-

 

О расстоянии

В самом пространстве расстояний нет; расстояния для объектов в пространстве. Без таких объектов, наблюдающих за пространством извне, пространство отсутствует.

Расстояние определяется при этом через время, необходимое для достижения той или иной сущности-точки пространства.

 

О развитии полной сущности

При развитии полной сущности сначала появляется время, в котором резонансное кольцо замыкается и достигается краевая парадоксальность (и, вместе с ней, устойчивость образовавшейся структуры). Затем уже появляется пространство, в котором краевая парадоксальность снимается.

 

Логическая непротиворечивость порождение утилитарного подхода

Всякая мыслительная практика есть преодоление, взятие пространства во времени. Появление пространства (пространственного образа, конкретного статичного результата) для мыслителя означает, что это пространство им достигнуто, взято, время по достижению этого пространства закончено, мысль осуществлена, результат мыслительной практики достигнут.

Результативность практики заключается в итоговом опространстливании, в достижении пространственного образа, в итоговом снятии парадоксальности, достижении тождественности (ср. у С.А. Борчикова об истине: истина достигается в тождественности субъекта и объекта).

Утилитарный подход к мыслительной практике приводит к требованию логической непротиворечивости, отвечающей пространственному, статичному мышлению.

 

Парадоксальность условие открытия нового

Однако мыслительная практика как статичный результат принципиально отличается от практики как динамичного процесса достижения этого результата (т.е. от мысли самой по себе).

Чтобы результат мышления был нетривиальным, чтобы открыть принципиально новое, необходимо осуществить действительный мыслительный процесс, который может быть осуществлен только в собственном времени, являющемся парадоксальным. Соответственно, этот процесс невидимый, непредставимый, парадоксальный.

 

Когда снимается критерий внутренней непротиворечивости

Оценка мыслительной деятельности осуществляется по результату, в статике. Как, каким образом ты достиг результата, обычно интересует мало. Более того, процесс достижения результата (мышление само по себе), является неосознаваемым, невидимым, является для обычного сознания вещью в себе.

То есть оценка мыслительной деятельности осуществляется в рамках непротиворечивой логики. Собственное время мышления и отвечающая ему парадоксальность как бы выносятся за скобки; по сути, в традиционной науке собственного времени вообще нет (так, например, в формулах классической физики смысл не меняется при перемене знака времени на противоположный).

Внутренняя противоречивость в системе, краевая парадоксальность не допускается. Это есть один из важнейших критериев строгой научности, принятый в традиционной науке.

Как видим, критерий этот для краевых интегральных процессов, к каким относится мышление в его полноте, должен быть снят.

 

г. Киев, 3 августа, 2009

Сайт управляется системой uCoz