Наталия Тарасюк, Татьяна Тарасюк

 

И-медитация и ПРАКТИКА дзен

(в связи с книгой Сэкида Кацуки лПрактика дзен╗ - К.: лПресса Украины╗, лREFL-book╗, 1993)

 

CОДЕРЖАНИЕ:

Четыре категории самадхи и краевой путь ИФ

Нэн-мысль

Фундаментальная истина И-медитации

О первом нэн

О втором нэн

О нэн и И-медитации. Третий нэн

Нэн протяженностью в вечность

О переходах от одной УСП к другой

Психологическое время и абсолютное самадхи

Нет лЯ╗, есть причинность

Чистое лЯ╗

 

В настоящей работе собраны избранные заметки на тему И-медитиции Ц принципиально нового вида медитации, комплексно рассматриваемой в статье Татьяны Тарасюк и Игоря Шашкова лИ-медитация╗ (http://www.kastalia.narod.ru/IP/imed09.htm). И-медитация является основным методом достижения краевого, полного знания в рамках интегральной философии (ИФ) и интегральной психологии (ИП). Об основных понятиях ИФ и ИП см. на сайте www.kastalia.narod.ru.

В данных заметках акцент делается на сравнении с практикой дзен, убедительно излагаемой в книге Сэкида Кацуки лПрактика дзен╗, и углубления некоторых предлагаемых в этой книге методик.

В дальнейшем намечается публикация новых заметок на тему И-медитация, которые в будущем предполагается объединить в отдельной книге по интегральной психологии.

 

Четыре категории самадхи и краевой путь ИФ

 

Сравним четыре категории самадхи Риндзая Дзендзи (см. в книге Кацуки) и ступени развития самости по краевому пути интегральной философии.

Вот порядок этих четырех категорий:

1) Исчез человек, остались обстоятельства;

2) Исчезли обстоятельства, остался человек;

3) Нет ни человека, ни обстоятельств;

4) Есть человек, есть обстоятельства.

Рассмотрим эти категории последовательно.

1) Исчез человек, остались обстоятельства.

По Кацуки, эта формула обозначает ситуацию, в которой ум человека поглощен внешними обстоятельствами. Когда человек находится в самадхи этого рода, он совсем забывает о себе. Он не осознает своего поведения, своих эмоций или своего мышления. Внутреннее Я забыто, и все его внимание занято внешними обстоятельствами.

По Кацуки, сознания работает двумя разными способами: при одном оно направлено вовне, при другом Ц внутрь. При самадхи первого типа формулировку лисчез человек╗ не следует понимать как полноту исчезновения человека Ц просто в этом состоянии внутреннее Я бездеятельно.

ИФ:

Какому лместу╗ на краевом пути самости отвечает самадхи первого типа? Открытость на внешние обстоятельства отвечает внешней интенции развивающейся самости, открытию ею своего времени, началу ее практики над внешним миром. Иными словами, первое самадхи отвечает времени на краевом пути СВПО.

Во времени осуществляется двойственность; чтобы открыть собственное время, нужна полная сосредоточенность на предмете внимания (на лобстоятельствах╗ по Кацуки).

Самость при этом не исчезает, она просто не сосредоточена на себе: лв этом состоянии Я просто бездеятельно╗.

По Кацуки, самадхи внешней направленности (первой категории), является положительным самадхи.

 

2) Исчезли обстоятельства, остался человек.

Эта вторая категория самадхи означает внутреннее внимание. Когда мы заняты внутренним сосредоточением, развивается самадхи, при котором некоторая самоуправляющаяся духовная сила господствует над умом. Эта духовная сила Ц наивысшая энергия, которой мы располагаем в самой глубокой части нашего существования. Она содержит в себе все источники эмоции и рассудочно способности, и это тот факт, который мы прямо постигаем в самадхи. Е Это состояние ума Ц лисчезли обстоятельства, остался человек╗ ЦЦ есть внутреннее самадхи; как раз его мы называем абсолютным самадхи, потому, что оно создает основу всей практики дзадзенЕ Положительное самадхи есть самадхи в мире сознательной деятельности Ц такое самадхи, которое превалирует над сознанием.

ИФ:

На пути СВПО самадхи второй категории есть самость до начала своего краевого пути, т.е. оно есть сама самость.

Соответственно, мы должны поменять порядок следования категорий в нашей интегральной интерпретации порядка категорий самадхи в дзен: в начале краевого пути мы должны избрать второе самадхи, а вслед за ним Ц первое самадхи.

Самадхи внутренней направленности есть абсолютное самадхи. Именно оно должно стоять в начале пути развития Самости и являться основой всей ее практики.

 

3) Нет ни человека, ни обстоятельств.

По Кацуки, лкогда изучающий находится в абсолютном самадхи, в глубочайшей его фазе, отражающее действие сознания не проявляется. Это и есть третья категория Риндзая: лнет ни человека, ни обстоятельств╗Е чем глубже становится самадхи, тем реже проявляется отражающее действие сознания; в конце концов наступает время, когда вообще не появляется никакого отражения. Практикующий уже ничего не отмечает, ничего не чувствует, ничего не слышит и не видит. Это состояние ума называется лму╗, лничто╗. Но это не пустота, где ничего нет, скорее это чистейшее состояние нашего существования╗.

ИФ:

В самадхи третьей категории осуществляется снятие лсознания о сознании╗, называемое Кацуки самосознанием или отражающим действием сознания.

Но когда нет отражения Ц нет времени, нет интенции.

Когда нет лсознания о сознании╗, нет сознания вообще.

Третья категория самадхи отвечает пространству на краевом пути СВПО, отвечает наличию множества отдельных сущностей, которые просто лесть╗, но не связаны друг с другом. Нет изменений, нет взаимодействия между сущностями, но есть их пространственная общность Ц пассивная и инертная, ощущающая только саму себя.

Самадхи третьей категории есть абсолютное самадхи, но абсолютность его не просто для развивающейся Самости, а для полного множества наличествующих самостей.

 

4) Есть человек, есть обстоятельства.

По Кацуки, четвертая категория лпредставляет собой состояние, достигнутое зрелым учеником дзен; он выходит в действительный мир повседневной рутины и разрешает своему уму беспрепятственно работать; лникогда не теряя лчеловека╗, он утвердился в своем абсолютном самадхи. Если мы согласимся с тем, что в практике дзен существует какая-то цель, то ею будет именно такая свобода ума в действительной жизни╗.

ИФ:

На краевом пути развивающейся самости четвертая категория самадхи отвечает объективности Ц полноте развития самости в общем с другими самостями времени и пространстве. Самость возвращается к самой себе, лобогащенная╗ теми лвпечатлениями╗, которые она получила на своем пути. Самость способна теперь, сохраняя свою полноту, осуществлять практику в множественном предметном мире частичности.

 

Сравнивая категории самадхи с отнологическими числами, характеризующими этапы развития Самости по пути СВПО, мы видим, что:

ОЧ = 1 отвечает самадхи второй категории по Дзендзи или первой категории по интегральной классификации;

ОЧ = 2 отвечает самадхи первой категории по Дзендзи или второй категории по интегральной классификации;

ОЧ = 3 отвечает самадхи третьей категории как по Дзендзи, так и по интегральной классификации;

ОЧ = 4 отвечает самадхи четвертой категории как по Дзендзи, так и по интегральной классификации.

Мы видим, что абсолютное самадхи отвечает ОЧ = 1 и ОЧ = 3; положительное самадхи Ц ОЧ = 2; парадоксальное единение абсолютности и относительности самадхи Ц при ОЧ = 4.

 

Таким образом, как в дзене, так и в интегральной философии полнота развития осуществляется в полноте нашей практической, объективной деятельности в действительном мире.

Но в таком случае есть ли у И-медитации преимущества по отношению к практике дзен, и если есть, то какие?

На этот вопрос можно ответить, рассматривая принцип резонансной выборки Ц одно из важных положений интегральной философии. Этот принцип гласит:

Каждому сочетанию ОЧ (каждой выборке), так же как отдельным  ОЧ, соответствует та или иная фундаментальная онтологическая сущность, которая сама может представлять собой начало нового онтологического счета.

Этот принцип позволяет выйти за пределы ряда онтологических чисел (1, 2, 3, 4), удерживаясь при этом на краю, т.е. сохраняя полноту своего развития.

После каждого шага возможен переход либо к полноте Ц тогда краевая схема тавтологически расширяется, либо к лмириадам сущностей╗ (Лао Цзы) Ц тогда краевая схема лзаканчивается╗, и мы выходим на уровень частичности.

Благодаря принципу резонансной выборки мы в интегральной философии можем переходить к лмириадам сущностей╗, беря их в модусе полноты. В дзен же мы полноту относим только к нам самим, к нашей развивающейся Самости, к краевому пути этой Самости, а лмириадам сущностей╗ определена роль пассивного множества как бы лвторого сорта╗. В дзен на четвертой, высшей категории самадхи мы действуем как полные сущности (лчеловеки╗) в действительном мире, но принимаем, в отличие от И-медитации, этот мир как лрутинный╗, несвободный, в человеческом смысле просто не интересный.

Осуществляя практику И-медитации, мы не просто получаем в итоге лхороший ум╗, но и распространяем дзенский способ достижения этого ума на достижение конкретных внешних целей во множественном мире свободных лчеловеков╗. Осуществляется как бы индукция краевого пути на внешний мир, на лмириады сущностей╗.

Мы научаемся проделывать этот краевой путь во внешнем мире лавтоматически╗, мы сами теперь в результате И-медитации есть этот краевой путь.

 

Избавление от мыслей в дзен ведет не к лпустоте╗ (как полагают учителя дзен), а к лпредыдущей╗ полноте (осуществляемой в прошлом, т.е. на физическом уровне).

Мы не можем достичь абсолютной пустоты Ц всегда остается сам процесс достижения, заполняющий эту пустоту. Это как в квантовой механике: даже в абсолютно пустой, казалось бы, потенциальной яме всегда остается половина кванта энергии.

 

Единение в И-медитации дзенского отсутствия желаний (мыслей) и интегральной полноты желания (мысли) осуществляется как действительно свое, органичное желание, выбранное из лпустоты╗ (т.е. из начальной полноты) и усиленное в объективности (в конечной полноте).

Желание (мысль) может достичь полноты своего усиления только взаимодействуя с множеством других желаний (мыслей) и выбирая из них те, которые способны резонировать с исходным желанием (мыслью).

В дзен, по сути, предполагается одна полная сущность, в ИФ Ц множество полных сущностей.

 

Нэн-мысль

 

 лВ дзен существует весьма важный термин лнэн╗, который можно перевести словами лмысленный импульс╗. Пропитывание лнэн-мыслью╗ производит удивительное действиеЕ Иногда бывает так, что вы читаете стихи поэта, который вызывает ваше особенное восхищение, или Библию, останавливаясь на каждом слове, располагая при этом достаточным временем для чтения. В таком случае вы, наверное, будете читать одно слово за другим, тщательно и с глубоким проникновением в их смысл; и внезапно место, которое вы читаете, покажется вам насыщенным бесконечным смыслом, представится почти небеснымЕ Мы называем чтение подобно города лсамадхи языка╗; именно его мы должны добиться, повторяя коан дзен╗.

ИФ: нэн-мысль (отвечающая внешнему инициирующему стимулу) характерна тем, что она осуществляется как полнота;  она не просто лвскрывает╗ одну из устойчивых структур психики (УСП), относящихся к сознанию, а осуществляется во всем сознании и, более того, во всей психике, т.е. нэн-мысль временится в психике. Она является точечной на психическом уровне и, в соответствии с законом инверсии, захватывает широкую область мозга на физическом уровне (лпропитывает мозг╗ Ц Кацуки). Нэн-мысль является абстрактной, характеризующей само сознание, характеризующей краевые процессы в нем, а не внешние предметы, отвечающие за инициирующий стимул.

Опускаясь в глубину бессознательного, нэн-мысль не перестает работать, прорываясь в некоторые моменты времени в сознание. лТак называемое вдохновение является  примером такого события. В действительности оно приходит не извне, а изнутри, представляя собой продукт перебродившей нэн-мысли╗. ( Кацуки, стр.89)

ИФ: развитая УСП, находящаяся в глубине бессознательного, обладает внутренним сознанием, работающим независимо от сознания и при некоторых условиях прорывающимся в сознание.

 

Фундаментальная истина И-медитации

 

Кацуки, стр.96:

лВы можете узнать существование, только непосредственно ощутив его, а не косвенным путем, не путем спекуляций о нем. Это и есть фундаментальная истина дзен╗.

ИФ: изоморфизм уровней бытия, предполагаемый в ИФ означает, что ощутить существование можно через полноту самоосуществления на любом уровне Ц на физическом, или логическом, или творческом. Условие этого следующее: надо быть в полноте данного уровня. Ведь именно полная сущность, будучи абсолютно отличной от других полных сущностей, является парадоксальным образом и абсолютно неразличимой с ними, т.е. непосредственно касается всякой другой полноты.

Это и есть фундаментальная истина И-медитации.

 

О первом нэн

 

лЧеловек мыслит бессознательно. Человек мыслит и действует, не замечая этого, когда он думает: лСегодня прекрасный день╗, он чувствует погоду, но не ощущает своей собственной мысли╗.

ИФ: По Кацуки, это первое действие сознания, называемое первый нэн. В первом нэн-действии осуществляется ощущение конкретного предмета или явления внешнего мира. Иными словами, в первом нэн-действии осуществляется не формальное, содержательное восприятие физического сигнала.

В каких случаях это возможно? Ц

1. В физическом сигнале содержится большее, чем то, что может быть выявлено при научном исследовании его структуры.

2. Первое нэн-действие не является элементарным и сравнивает полученный сигнал с уже имеющимися в психике образцами, т.е. в первом нэн-действии осуществляется преобразование информации.

3. У нэн-действия имеется обратная связь с внешним предметом, но уже не на физическом, а на психическом уровне.

В любом случае, нам следует  рассматривать первое нэн-действие как сложный процесс единения  физического и психического уровней в системе лвнешний предмет Ц нэн-действие Ц психика человека╗.

                  

О втором нэн

 

Стр.98 лИменно отражающее действие мысли, которое приходит сразу же после ее проявления, заставляет его (человека) осознать собственное мышление... Отражающая функция сознания глядит внутрь и отмечает предыдущее действие ума... Благодаря отражающему действию сознания человек узнает, что происходит в его уме, узнает что у него вообще есть ум; он также узнает, что обладает бытием╗.

ИФ: такое действие сознания, по Кацуки, есть второй нэн; по терминологии ИФ это нэн-действие понимается как лсознание о сознании╗, как то, что сознание определяется через превышение самого себя.

 

О нэн и И-медитации. Третий нэн

 

Кацуки, стр.99: л... порядок появления импульсов одинаков, сперва подсознательное действие ума, затем подсознательное размышление о нем╗.

ИФ: Дзен не дает какого-либо объяснения четкой последовательности появления импульсов лна сцене╗ и при этом отрицает какую-либо возможность параллельного совершения действий. Парадоксальное единение последовательности и параллельности осуществляется в ИФ. При этом для целей рационального описания модель упрощается Ц последовательность и параллельность действий разделяются: последовательность мы относим к времени, параллельность Ц к пространству.

Использование для описания моделей колец коммуникативного резонанса (КР-колец) также позволяет разделить последовательность и параллельность. При внешнем взгляде на КР-кольцо действия в нем считаются происходящими одновременно (параллельно), кольцо воспринимается как пространственное образование. При внутреннем взгляде (наблюдатель принадлежит кольцу и глядит лвдоль него╗) структурные элементы КР-кольца представляются расположенными последовательно во времени.

Только при таком двойственном подходе мы можем объяснить основные особенности практики дзен и практики И-медитации.

Замыкание нэн-действий в кольцо коммуникативного резонанса требует к первому и второму нэн добавить третий нэн, возвращающий последовательность действий к ее началу.

Представление о третьем нэн-действии фигурирует и у Кацуки (стр.100):

лВторой нэн освещает и выражает непосредственно предшествующий нэн, однако он также ничего не знает о себе. То, что осознает себя, - это другая рассудочная функция сознания, которая следует сразу же за вторым нэн. Ее действие представляет собой дальнейшую ступень самосознания. Оно укрепляет более ранние уровни мышления. Мы назовем его третьим нэн╗.

По сути, в ИФ роль третьего нэн выполняет уже второй нэн. Более того, можно даже утверждать, что при внешнем взгляде все три нэн являются тождественными между собой, а разница между ними появляется благодаря тому, что наблюдатель лвходит╗ в КР-кольцо в некоторой определенной точке Ц лточке входа╗. В результате и появляется различие между разными нэн, воспринимаемыми по-разному Ц в зависимости от лточки входа╗ (которая, по сути, является лточкой зрения╗).

Коснемся еще раз вопроса об лотражающихся действиях сознания╗ (Кацуки). В ИФ это отвечает определению сознания как сущности, превышающей саму себя благодаря тому, что она действует сознательно. Т.е. здесь мы имеем определение по кольцу Ц сознание мы, по сути, определяем через сознание. В ИФ утверждается, что именно такие определения по кольцу являются устойчивыми во времени и являющимися, благодаря этой устойчивости, инструментальными при нашей практике в парадигме времени.

Заметим также, что основным качеством времени в ИФ является его однонаправленность. Если мы рассматриваем ДотражениеФ  (т.е. противоположное направление времени), то это уже другое время, относящееся к другой полной сущности.

Чтобы время вернулось к своему началу, должно быть не его отражение, а замыкание его по кольцу Ц кольцу коммуникативного резонанса (КР).

Всякое знание последующего нэн о предыдущем нэн осуществляется не через ДотражениеФ, а через продолжение последовательностей по замкнутому кольцу Ц к узнаваемому (определяемому) нэн.

Для практики это дает весьма важные выводы.

В частности, чтобы достичь истоков мысли, очистить сознание от результатов его деятельности, следует не пытаться уничтожить мысли, очищая память, а напротив, повторяя мысли в резонансном ритме, вернуть их к собственным истокам; получающееся резонансное кольцо при этом погрузится в глубину бессознательного.

По сути, Кацуки описывает, главным образом, не практику освобождения от мыслей (через создание КР-колец), а дзенскую практику вхождения в КР-кольца.

 

Нэн протяженностью в вечность

 

Кацуки: лДо сих пор мы рассматриваем различные виды деятельности нэн. Однако в глубинах абсолютного самадхи они исчезают. Там вместо них появляется лнэн протяженностью в вечность╗. Это выражения означает, что появление в данный момент вот этого нэн равносильно целой вечности, оно значит также, что в действии нэн в данное мгновенье присутствует целая вечность╗.

Употребим в качестве названия термин лнэн протяженностью в вечность╗. Этот лнэн протяженностью в вечность╗ есть фундаментальная форма всех других действий нэн.

ИФ: Полнота осуществляется в каждом нэн действии, но полнота краевого пути осуществляется в лнэн протяженностью в вечность╗. Такая полнота осуществляется как кольцо КР.

Нэн протяженностью в вечность будем идентифицировать как четвертый нэн, которому отвечает четвертый полюс в интегральной картине мира и четвертый алеф в системе альфической философии (об альфической философии см. в работах С.А. Борчикова, а также в работе И. Шашкова лВремя и алефы╗ Ц  см. на сайте www.kastalia.narod.ru.

 

О переходах от одной УСП к другой

 

Здесь надо учитывать, что если рассматривать такие переходы лв лоб╗, то получается Двойка, открытость, но не кольцо с обратной связью (в идеале Ц резонансное). Следует рассматривать такие переходы в Троичной парадигме.

То есть получается, что над каждым шагом от одной УСП (устойчивой структуры психики Ц ссылка) к другой стоит третья, которая этот шаг контролирует, лвидит╗. То есть человек оказывается в своем Третьем, который видит свою мысль непрерывной.

Без Третьего мысль невозможна!

В частности, когда человек способен входить в Третьего, он способен думать не только наяву, но и во сне (ведь для мысли достаточно любого перехода между какими-либо двумя УСП). Если человек создал в себе Третьего, он выходит на совершенно новый уровень сознания Ц теперь он способен мыслить свою мысль, видеть ее, думать во сне, мыслить интегрально.

 

Психологическое время и абсолютное самадхи

 

Кацуки: лВ абсолютном самадхи нет ощущения времени. лНет времени╗ - это означает, что там существуют только настоящее время. Это верно не только по отношению к самадхи, которое достигается в дзадзен, но также по отношению к состоянию, в котором мы пребываем, когда заняты каким-либо серьезным делом. Уйдя с головой в дело, вы не осознавали себя, своих мыслей и своего поведения. Для вас вообще не существовало времени. Или, иначе говоря, существовало только настоящее время, и в этом настоящем времени многое приходит и уходит, возникают и кончаются целые события╗.

 

ИФ: в ИФ, в отличие от дзен, не просто утверждается изменение хода времени в некоторых измененных состояния сознания, а предлагается конкретный механизм таких измерений, основанный на обобщении на психику физической теории относительности.

Что касается лсуществования только настоящего времени╗ в состоянии абсолютного самадхи, то это в ИТ поясняется, в частности, через краевое явление коммуникативного резонанса (КР).

При КР рассматриваются два времени: внешнее (охватывающее кольцо КР в его целостности) и внутреннее (время наблюдателя, текущее лвдоль╗ кольца КР).

Внутреннее время наблюдателя является настоящим временем внешнего времени.

Кольцо КР является стабильной пространственной структурой во внешнем, охватывающем времени; оно как бы выведено из внешнего времени, т. е. не имеет прошлого и будущего, а всегда находится в настоящем времени.

 

Кацуки: лВ абсолютном самадхи время исчезает полностью, то же происходит с пространством. Исчезает также причинность. Существует только ряд событий. Подобное состояние отсутствия времени, пространства и причинности воспринимается без всяких рассуждений, как непосредственное переживание абсолютного самадхи.

Наше обычное сознание воспитано для жизни и поведения в мире, ограниченном пределами времени, пространства  и причинности, оно привыкло к такому миру. Эти категории в свою очередь дали начало миру противоположностей и различения, в котором мы обыкновенно находимся. Привычное сознание никогда не задумывается о возможности существования мира других измерений, но этот ординарный подход фактически создает мир заблуждений, где все оказывается перевернутым с ног на голову. В абсолютном самадхи время, пространство и причинность исчезают, и таким образом привычное сознание распадается. Что же происходит дальше? Внезапно постигается мир, где нет противоположностей, и мы переживаем единство всех  вещей╗.

ИФ: В результате абсолютного самадхи постигается мир, где противоположности не отсутствуют (Кацуки), а имманентны сознанию, достигшему самадхи. Сознание лсмотрит╗ из краевой парадоксальности; эта парадоксальность теперь для него априорна и, соответственно, не требует разрешения (условно говоря Ц снята).

Единство вещей в этом постигаемом мире осуществляется не только по их сходству между собой (обычное сознание), но и по их различию (полнота которого осуществляется в противоположности). При этом именно единство противоположностей отвечает полноте единства мира.

 

Нет лЯ╗, есть причинность

 

Кацуки: лНет человека, есть причинность╗, - это дзенское изречение, и смысл его заключается в том, что все явления представляют собой результаты последовательности причин, выраженных в действиях, что нет такого существа, которое можно было бы назвать ля╗. Все является исходом некоторой причины Ц и само является какой-то причиной. Мы все подвержены постоянным переменам под действием этого закона. Постоянного ля╗ не существует╗.

ИФ: Здесь одно из расхождений между дзен и ИФ, возникшее из-за различий в дзенской и интегральной моделях сознаний.

Главное в интегральной модели то, что сознание как устойчивая сущность возможно только при коммуникативном резонансе (КР).

Благодаря КР сознание в своем развитии возвращается к своему лначалу╗, т. е. является единым во всяком времени своего развития. В ИФ ля╗ может пониматься как резонансное кольцо самосознания, проходящее через лвсю жизнь╗. Соответственно, в ля╗ осуществляется единство отдельного человеческого существования. Человек обычно воспринимает разные события в разные периоды своей жизни как бы из одной лточки╗, в которой и есть его стабильное ля╗. Человек вспоминает: это было не так, как сейчас, но это было со мной, а не с кем-то другим. Другой же человек обычно не может лвлезть╗ в его память, как в свою.

Конечно, путем специальных медитативных практик (или в результате некоторых патологических нарушений) человек может выйти из многих КР-колец своего ля╗. При этом постоянство ля╗ может быть нарушено, благодаря чему могут быть сняты и различные проблемы ля╗.

Однако в ИФ при И-медитации мы стремимся, главным образом, не к снятию проблем, а к их решению. А для такой цели следует не разрушать продуктивные резонансные состояния (основным из которых является ля╗), а, напротив, достигать их полноты.

 

Чистое лЯ╗

 

Кацуки: лВ действии сознания мы определили три фазы: 1)первый нэн, который смотрит вовне и работает бессознательно; 2)второй нэн, который освещает и узнает непосредственно предшествующий ему первый нэн; 3)третий нэн, который освещает все предыдущие ему нэн, объединяя их в поток сознания. Соответственно мы можем проследить три фазы чистого ля╗.

1. Фаза  бессознательных  мыслей или желаний Ц ля╗, которое смотрит наружу и не узнает себя.

2. Фаза узнавания непосредственно предшествующей фазы Ц ля╗, которое узнает предшествующее ему ля╗.

3. Фаза операций самосознания Ц ля╗, которое узнает первую и вторую фазы ля╗, как самого себя.

Нет смысла спрашивать, какая из этих фаз представляет собой реальное ля╗. Каждый нэн есть действие субъективного элемента, и когда он появляется на сцене, он образует реальное ля╗ человека в данный момент. Ни одно из этих ля╗ не узнает себя непосредственно, как мы уже это уже видели: оно бывает узнано только последующим рассудочным ля╗.

 

По сути, Кацуки описывает, главным образом, не практику освобождения от мыслей (через создание КР-колец), а дзенскую практику вхождения в КР-кольца.

 

(Продолжение следует)

г. Киев, 2009г.

Сайт управляется системой uCoz