НАТАЛИНА
О «ВЫСШЕМ» И «НИЗШЕМ» (ИЗ СЕРИИ «ЧИТАЯ ОШО»)
Начнем, как это я часто делаю в заметках настоящей серии, с цитаты из Ошо (книга «Интуиция»):
«Интуиция — это иная область происшествия, совершенно не связанная с интеллектом, хотя и способная проникать в интеллект. Нужно понять, что высшая реальность может проникнуть в низшую, но низшая не может проникнуть в высшую. Таким образом, интуиция может проникать в интеллект, так как она выше, но интеллект не может проникнуть в интуицию, так как он ниже.
Точно так же твой ум может проникать в тело, но тело не может проникнуть в ум, Твое существо может проникать в ум, но ум не может проникнуть в существо. Именно поэтому, если ты движешься в существо, тебе придется отделиться от тела и ума. Ни одно, ни второе не способно проникнуть в высшее явление».
Комментарий с точки зрения Интегральной психологии (ИП):
Если возможно проникновение в запредельность (см. заметку «Постижение непостижимого» на сайте kastalia.narod.ru), то нам следует отказаться от абсолютизации представления о «высшем» и «низшем».
«Высшее» или «низшее» – это зависит от точки зрения: для одного – высшее, а для другого – низшее. Конечно, правомерно и представление об абсолютной точке зрения (Бог), но для Бога нет на человеческом плане высшего или низшего – с Его высоты все возвышенности на человеческом плане одинаково малы. А включать самого Бога в иерархию «низшее – высшее» не совсем правомерно – Бог вне всяких человеческих сравнений и, тем более, конкретного включения в какую-то иерархию.
Вопрос о «высшем» и «низшем» снимается не только для Божественного взгляда, но и для человеческого «взгляда из бесконечности», при котором различные уровни бытия одинаково неразличимы и изоморфны. И только для частного, «близкого» человеческого взгляда уровни бытия оказываются неравноценными: что-то ниже, что-то на уровне, что-то выше. Или по-другому: что-то в прошлом, что-то в настоящем, что-то в будущем времени. Соответственно, движение, развитие человека меняет его оценку каждого конкретного «что-то».
Расположение уровней отражается в Треугольнике уровней (см. на сайте kastalia.narod.ru). Человек движется, развивается – Треугольник вращается вокруг своей оси. Человек проникает в своем движении в запредельность – и запредельность становится его обычным миром.
НЕТ НИЧЕГО НОВОГО В ЗАПРЕДЕЛЬНОСТИ, КРОМЕ ФАКТА ЕЕ НАЛИЧИЯ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.
Этот принципиально новый для человека факт наличия запредельности («ощущение промежутка» - на языке Ошо) может быть принят или отвергнут им (т.е. человек в отношении к нему свободен). Содержание же этого «промежутка» (содержание запредельности) является таким же, как и содержание нашего Здесь (т.е. человек не свободен менять его произвольно).
Реальными (свободными) являются действия человека, совершаемые им со свободными, полными, непредставимыми сущностями, но не с конкретными ПРЕДМЕТАМИ, являющимися для него частичными.
Соответственно, интуитивно человек может постигать только сущности, взятые им в модусе их полноты.
По сути, ничего принципиально нового интуиция нам не сообщает, принципиально ново только открытие нами факта ее наличия у нас. Не конкретные знания, добытые интуитивно, а именно факт реального действия интуиции захватывает наше сознание, воодушевляет нас и подвигает нас к нашему росту.
Говоря о высшем и низшем, Ошо декларирует представление о несимметрии уровней. Эта несимметрия выражается в отношении между уровнями: высшее может проникнуть в низшее, а низшее в высшее – нет. В одном направлении движения – жесткий запрет, в другом – возможность свободного движения.
С точки зрения Интегральной психологии, представление об однонаправленности психического движения отвечает однонаправленности времени и означает, что из описания высшей психической деятельности нельзя исключАть направление времени. Построение всякой адекватной модели психики должно обязательно опираться на модель времени, в которой отражаются как длительность времени, так и его направленность. В построениях Ошо, к сожалению, учет времени практически отсутствует, т.е. его модель является, по сути, статичной.
В соответствии с моделью Ошо, свобода движения от высшего к низшему может быть достигнута при снятии всяких «перегородок», которые обычно устанавливает сам человек. Это подразумевает снятие напряжения между уровнями, снятие внутренних противоречий. Внутренняя психическая энергия при этом должна, по словам Ошо, освобождаться и устремляться «вверх», питая интуицию. Для этой же цели должно было бы служить достижение полноты молчания, неподвижности интеллекта, полноты незнания.
С точки зрения Интегральной психологии, в таком подходе Ошо имеются серьезные изъяны.
1. Всякое движение в неоднородной среде требует для своего поддержания некоторой внешней подпитки, некоторой «разности потенциалов», создающей своего рода «электрический ток».
Постоянное «снятие напряжения» означает застой, релаксацию и, в итоге, проигрыш, исчезновение во внешнем времени.
Для сохранения динамичности должно быть ритмическое чередование накопления и разрядки энергии; человек должен найти свой собственный оптимальный ритм обращения к высшему.
2. Вновь используя электрическую аналогию, заметим, что устойчивый электрический ток (проникновение высшего в низшее – на языке Ошо) возможен только в том случае, если электрическая цепь (система уровней психики) замкнута.
Должно быть свободное движение по кольцу, причем в каждой точке этого кольца ток должен быть одинаков. В ИНТЕГРАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ такое движение описывается через представлениЕ о КОЛЬЦЕВОМ КОММУНИКАТИВНОМ РЕЗОНАНСЕ (КР).
3. Когда говорится об освобождении энергии, надо учитывать, что сначала эта энергия должна где-то возникнуть, где-то накопиться. Гармония достигается при равновесии между процессами освобождения и накопления. При таком равновесии
ОСВОБОЖДЕНИЕ ЭнергиИ на каком-то уровне происходит при свободных переходах по РЕЗОНАНСНОМУ кольцу, В ДРУГИХ ТОЧКАХ КОТОРОГО ОНА НАКАПЛИВАЕТСЯ. ПРИ ЭТОМ СУММАРНАЯ ЭНЕРГИЯ В РЕЗОНАНСНОМ КОЛЬЦЕ СОХРАНЯЕТСЯ.
Ошо: «Интуиция — высочайшая ступень лестницы, лестницы сознания. Ее можно подразделить на три части: первая и низшая — инстинкт; вторая, средняя, — интеллект; третья, высшая — интуиция».
Наряду с такой конечной лестницей сознания, ведущей снизу вверх, необходимо рассматривать дополнительную к ней парадоксальную замкнутую лестницу Эшера, подъем по которой бесконечен.
В парадоксальном единении конечной и бесконечной моделей сознания мы открываем для себя новые возможности для духовной практики. Через связь и взаимопроникновение различных уровней (ступенек лестницы сознания) мы приходим к новым эффективным методам ИНТЕГРАЛЬНОЙ МЕДИТАЦИИ (И-МЕДИТАЦИИ), с которыми я познакомлю вас в будущих заметках.
Наталина, Лаборатория Интегральной Психологии, 24.03.2006