Татьяна Тарасюк, Игорь Шашков
И-МЕДИТАЦИЯ
(избранные заметки)
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Глава 1. ОСНОВЫ
И-медитация: основная идея
Дальше, чем слова
О названии «И-медитация»
И-медитация и время
О соприкосновении рассудка с трансцендентным миром
Физический уровень и достижение полноты
Глава 2. ОБУЧЕНИЕ
Интегральный путь к «невидимому знанию»
О роли учителя
О парадоксальности И-медитации
О роли физического уровня
О конечной цели И-медитации
Глава 3. ТЕХНИКА
Выведение картины мира как условие достижения НЗ
О технике И-медитации
Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ
Что дает И-медитация
Полная «матрица истины»
О чтении мыслей
Ускорение мышления при И-медитации
И-медитация: значение ритма
Важное преимущество «невидимого знания»
О рациональности
Глава 5. СРАВНЕНИЯ
И-медитация и практика дзен
И-медитация и «Диагностика кармы» С.Н. Лазарева
Введение
В настоящей работе рассматриваются некоторые важные аспекты т.н. И-медитации – принципиально нового типа медитации, основанной на интегральном подходе. Такой подход означает, что наряду с обычным «освобождением от мыслей», принятом, например, в дзен, практикуется предельное усиление умственной деятельности.
Теоретическим базисом И-медитации является т.н. «интегральная философия» (ИФ) – новое научно-философское направление, с основами которого можно познакомиться на сайте www.kastalia.narod.ru.
Важное место в ИФ занимают вопросы психологии – как традиционной, так и эзотерической. Интегральная модель психики (см. на том же сайте www.kastalia.narod.ru), отличается от других моделей психики тем, что она обосновывается из наиболее общих философских соображений, а не только из собственно психологических. Это позволяет создать механизм функционирования психики, по своей сути неэмпирический и неэвристический, на основе которого не только могут быть объяснены имеющиеся опытные данные, но и предсказаны новые психологические эффекты.
При этом общность и обоснованность интегрального подхода дают исследователю уверенность, что всякие необъясненные явления и факты при внимательном рассмотрении будут обязательно объяснены и валидизированы.
В настоящих заметках приводится не только теоретическое обоснование И-медитации, но и рассматриваются некоторые вопросы соответствующей медитативной практики, позволяющей, в частности, достичь серьезных успехов в развитии интеллекта, интуиции и техники принятия решений.
Глава 1. ОСНОВЫ
Татьяна Тарасюк, Игорь Шашков. И-медитация: основная идея
Традиционные виды медитации обычно предполагают сосредоточенность внимания на чем-то конкретном. Это могут быть вещи, могут быть слова, но в каждом случае должна быть однозначность – если, например, это физический предмет, то именно предмет, если слово – то именно слово. Предметы собираются вместе – в общее физическое пространство, слова – в общее вербальное, языковое пространство; в этих пространствах и осуществляется медитация.
Пространство инертно, компромиссно; в чистом пространстве нет времени, нет парадоксального единства утверждения и отрицания, свойственного времени. Во времени всё появляется и тут же исчезает; древние говорили про время: «Хронос, пожирающий своих детей».
Традиционные виды медитации являются пространственными; при их осуществлении вещи не отрицаются «в пользу нового», а берутся в их наличном качестве.
Однако без отрицания старого в вещи не утверждается новое.
Значит, медитация, помогающая мыслителю открывать новое знание, должна быть не пространственной, а временной – берущей вещь в ее невидимой, идеальной будущности.
Но взять вещь только в ее идеальном качестве, взять как собственную идею вещи, – этого мало. Ведь в таком случае медитация не будет иметь к медитирующему человеку никакого реального отношения. Человек – это ведь не только бесконечная идеальная сущность, но и конечная физическая, телесная сущность. И основные заботы человека обычно связаны именно с его физическим состоянием.
То есть временная, идеальная составляющая медитации должна быть дополнена пространственной, предметной составляющей. Новое должно не только отрицать старое, но и парадоксальным образом сохранять его.
Такое единение, объединение нового и старого означает интегрирование по всему времени и пространству – соответствующую интегральную медитацию будем называть И-медитацией.
Проникновение в будущее осуществляется мыслью.
И-медитация – не отказ от мысли, а ее максимальное (в идеале – бесконечное) усиление, концентрация внимания именно на мысли.
Может быть, в далеком или не очень далеком будущем, бесконечно усиленная в результате И-медитации мысль способна будет вытащить за собой в бесконечность и конечное физическое тело человека. Звучит фантастично, но...
Найти и осуществить конечное в однородной бесконечности – значит, совершить волевой акт творения собственного сознания в его полноте. При этом медитирующий человек создает свое личное «невидимое знание», подключенное к бесконечному континууму общечеловеческого знания и черпающее из этого неиссякаемого источника.
Главная цель И-медитации – приручить бесконечность, структурировать ее и сделать эффективным инструментом для решения практических задач.
Татьяна Тарасюк, Игорь Шашков. Дальше, чем слова
У всех больших мыслителей, независимо друг от друга в итоге получается одна и та же краевая философская схема.
Разница в словах, в терминологии, но обычно эта разница несущественна. Однако слова вовсе не безобидны – они закрывают путь – подобно тому, как закрывают путь учения великих мыслителей. Сначала притягивают к себе, а потом задерживают на себе, не пускают мыслителя дальше.
Да, сначала нужно прийти к словам, прийти к понятиям, но потом надо идти дальше.
Куда – дальше?
Сначала – к более общему, чем слова – к знакам, символам, то есть перейти к языку математики, к языку единичного и множественного, рационального и иррационального, конечного и бесконечного.
Затем – достичь неразличимости слов, знаков, символов, снять зависимость от языка вообще, добиться молчания языка в его полноте, но при этом и сохранить слова, знаки, символы.
Короче – достичь «невидимого знания».
Это путь И-медитации.
Татьяна Тарасюк, Игорь Шашков. О названии «И-медитация»
– Почему такое название – И-медитация?
Ответ:
Правильный выбор названия может много сказать о называемой вещи.
Конечно же, в названии «И-медитация» отражается основной смысл этой парадоксальной медитации; более конкретно – в букве «И», начинающей слово.
Эта буква является начальной в словах интегральность, интеллектуальность и интуиционность, которые в своем триединстве определяют основные особенности И-медитации.
Рассмотрим последовательно, какой вклад в смысл И-медитации вносит каждое из этих трех понятий.
1. Интегральность – И-медитация осуществляется на всех уровнях бытия (интеллектуальном, творческом, физическом).
При этом все уровни бытия должны пронизываться чем-то единящим, общим; такой «пронизывающей» сущностью, с точки зрения ИФ, является время.
И-медитация есть процесс достижения высшего «невидимого» знания, запредельного относительно обычного знания о представимых сущностях, но при этом и имманентного этим сущностям.
То есть, это невидимое знание (НЗ) является трансцендентно-имманентным, парадоксальным.
Это знание структурирует неструктурируемое, делит неделимое; его можно понимать как находящееся на «горизонте» предметного мира; оно единит наше Сейчас и Здесь с трансцендентным миром.
То, что в НЗ два уровня единятся в полноте третьего уровня, означает, что эти уровни противоположны и инвертированы относительно друг друга.
То есть видимое должно тянуться к невидимому, невидимое нисходить к видимому.
Это как в религии – Святой Дух нисходит к человеку, когда человек действительно просит Его об этом
Невидимое знание – запредельное знание.
В запредельность попадает абстрактное – вне времени, и конкретное – во времени.
Знание, чтобы попасть в запредельность, должно стать абстрактным.
Именно чистая логика, чистая абстрактная мысль, обладающая собственным временем, способна попасть в запредельность и «схватить» мир в его полноте.
Динамичность НЗ означает его легкий доступ к разному конкретному сущему – как статичному, так и динамичному; соответственно, в НЗ осуществляются все возможные пути между различными парами конкретных сущностей (одна из которых может идентифицироваться как исходная, другая – как конечная (ответ) при решении конкретной задачи). Найти оптимальный путь – значит, найти самый короткий путь.
Именно достижение НЗ позволяет «автоматически» решить задачу нахождения кратчайшего пути к ответу.
Ведь чем короче путь, тем ближе он к Единичности, ближе к полноте. Полнота же НЗ ищет в массиве охваченных ею конкретных путей именно наиболее полный – чтобы открыть к нему свое время.
2. Интеллектуальность – несущей основой И-медитации является мысль, интеллект.
Сначала цитата из работы С.А. Борчикова «Альфическая философия» (в печати):
«В философском бытии всех мудрецов и философов есть нечто общее, коренящееся в присущей им всем абсолютной первичности. Она та же самая, что и при уникальном гнозисе; разница только в способах ее черпания. Гении черпают и изрекают первичность в упоении красой одиночества, мудрецы – в упоении истиной всеединства».
С точки зрения ИФ, в протеическом многообразии стиля и уровня философствования общность таится не только в тождественном всем мудрецам и гениям (С.А. Борчиков), но и, причем главным образом, в числовом, абстрактном характере первичности. Ведь абстрактное как раз и есть общее, отделенное от конкретных качеств различного сущего.
Соответственно, в ИФ (и в практике И-медитации) интегральность ищется на пути обращения к тому абстрактному, которое только и может обеспечить действительную общность, действительную интегральность.
Что же такое есть это объединяющее абстрактное?
Объединение различных уровней бытия осуществляется, как это отмечено в предыдущем пункте, временем и, вместе с этим, временящейся последовательной мыслью, стержнем которой является логика.
Поясним это через связь разных уровней бытия с тем или иным модусом времени.
В ИФ одной из идентификаций уровней бытия, объединенных в резонансное кольцо, является следующая: физический, творческий и логический уровни (уровни здесь перечислены в удобной для дальнейшего изложения последовательности).
Физический уровень отвечает прошедшему времени; в нем осуществляется завершенность временного развития сущностей в самих себе, означающая достижение конкретной определенности сущностей в том или ином моменте прошлого (хотя обычно и сокрытой от взгляда из настоящего времени). Соответственно, в ИФ физическому уровню сопоставляется статика.
Творческий уровень отвечает будущему времени; при взгляде из настоящего времени в будущем видится некоторая неопределенность, переменчивость, движение смыслов, которое в ИФ понимается как динамика.
Логический уровень отвечает настоящему времени; в нем парадоксальным образом единятся статика физического уровня и динамика творческого уровня.
Таким образом, именно логический уровень (и отвечающая ему последовательная мысль) позволяет осуществить как статическую (пространственную), так и динамическую (временную) репрезентацию единого бытия.
То есть мысль находится в центре существования не просто потому, что мышление является главным делом мыслителей и поэтому ставится ими во главу угла, а потому, что именно мысль объединяет три основных уровня бытия в устойчивое резонансное кольцо, в котором осуществляется реальность нашего бытия.
Отсюда следует, что действительно интегральной медитация является в том случае, если в ней осуществляется сосредоточенность на мысли, на логическом уровне, открытом на два смежных уровня (физический и творческий), находящихся при этом на горизонте сознания. Такая сосредоточенность на мысли означает интеллектуальность интегральной медитации, необходимо присущую ей.
При И-медитации осуществляется преодоление обыденного сознания не «снизу», не через полноту отрицания (как обычно при традиционных видах медитации, ср., например, с «молчанием разума» Шри Ауробиндо), а «сверху», через полноту утверждения. То есть И-медитация ведет не к подавлению, не к вытеснению интеллекта, а к достижению его максимального развития. Такое достижение, однако, осуществляется не на пути количественного роста интеллекта, а, главным образом, на пути его принципиальных качественных изменений.
3. Интуиционность (основанность на интуиции) – интеллект при И-медитации осуществляется в своем высшем качестве – как интуиция.
Чтобы достичь понимания, какие же принципиальные качественные изменения интеллекта осуществляются при И-медитации, сначала следует определиться с интегральным понятием самого интеллекта.
Интеллектуальность, отмеченная в предыдущем пункте, в ИФ раскрывается несколько иначе, чем в традиционной философии. Связано это, главным образом, с тем, что в ИФ принципиально меняется отношение между двумя важнейшими видами познания: интеллектуальным и интуиционным (основанным на интуиции).
В традиционной науке обычно считают, что интуитивное решение – это решение задачи с неполными исходными данными, а рассудочное, интеллектуальное – с полным набором исходных данных.
С точки зрения ИФ все наоборот:
Интеллект ограничивается неполным набором исходных данных, условно принимая, однако, этот набор за полный. То есть интеллект заранее ограничивает область своей деятельности частичными задачами, для решения которых достаточно обычных логических преобразований.
Интуиция же оперирует данными в их полноте, в том числе и спрятанными глубоко в психическом бессознательном, а также данными, наличествующими при интерактивном взаимодействии полных сущностей.
То есть то, что обычно называется «интеллектом», является просто недомыслием (поверхностным подходом без привлечения мощнейших ресурсов бессознательного).
А то, что обычно называется «интуицией», является интеллектом в его высшей степени, оперирующим не только статичной, конкретно заданной информацией, но и умеющим превышать возможности обычной статичной логики, умеющим оперировать не только конечными, но и бесконечными сущностями, умеющим превышать свое время и в некоторых случаях предсказывать будущее.
То есть интегральность подразумевает не просто интеллектуальность (см. п.2), а интеллектуальность в ее полноте, возможную только как интуиция.
Таким образом, интеллектуальность И-медитации не замыкается на интеллекте в его обычном, сугубо логическом аспекте, а является сверхлогичной, превышающей логику в краевой парадоксальности – является интуиционной.
Игорь Шашков. И-медитация и время
Когда человек, медитируя, входит в свое настоящее время, им достигается сразу вся «ось времени» – прошедшее, настоящее и будущее. При этом он достигает полноты своей свободы; цепочка причин и следствий для него оказывается произвольной, но парадоксальным образом и полностью определенной (благодаря тождественности полных сущностей).
Определенность мира осуществляется в его временениии в настоящем моменте времени.
Логика же – это выход из настоящего времени, это переход к вневременным, несвободным причинам и следствиям.
В логике свободное, полностью определенное интуитивное знание превращается в статичное, жестко детерминированное информационное знание.
Интуиция через логику осуществляется в своей низшей форме – в интеллекте.
В логике реальность несвободна, она не сама из себя дает себя, а обозначается человеком. Реальность оказывается иллюзорной.
В мышлении адекватность достигается через стремление освободить логику, освободить мысль, сделать ее временем, возвратить к интуиции – чтобы мысль мыслилась сама собой, и отражала, благодаря достигнутой свободе, реальность.
ВЫВОД:
Чтобы достичь высшего, интуитивного знания о мире, надо достичь своего настоящего времени, надо остановить мгновенье.
Игорь Шашков. О соприкосновении рассудка с трансцендентным миром
– Может ли наш рассудок напрямую соприкасаться с трансцендентным миром?
Ответ:
Сначала заметим, что «трансцендентным» можно считать не только некий противоположный нашему мир запредельности или, как иногда говорят, «мир идеальных объектов», но и, как это ни скучно звучит, обычный мир нашего будущего.
Ведь мир будущего «запределен» относительно нашего настоящего времени, нашего Сейчас и Здесь; время, по сути, «трансцендирует» в свое будущее.
Но тогда получается, что обладание собственным временем, свойственное полным сущностям (к которым относится и рассудок в его высшем качестве), позволяет этим полным сущностям трансцендировать в свое будущее, превышать самих себя – «напрямую соприкасаться с трансцендентным миром».
ВЫВОДЫ:
Человеческий рассудок (а иначе – интеллект) в своем высшем качестве способен рационально работать с идеальными объектами, составляющими «трансцендентный мир».
Для практики это означает возможность достижения интеллектом не только «идеальных объектов», но и отвечающих им «физических референтов» – предметов и явлений физического мира, вне зависимости от их места в пространстве-времени.
В этом суть интуитивного познания мира.
Игорь Шашков. Физический уровень и достижение полноты
В терминах раннего (1991г.) С.А. Борчикова физический уровень – это тело.
Так же, как и я, он ищет понятие, которое можно реально противопоставить ужасу смерти, ужасу пустоты (ср. про пустоту у Бродского: «…В ней как в Аду, но более херово»). И находит – в жизни, в живом человеческом теле:
«Это понятие должно быть понятием антипустоты. Понятием полноты, осязаемости, наполненности мира. Понятием живого тела…».
Потом (2009г.) немного сожалеет:
«…Вышедши (на понятие полноты – И.Ш.), сразу сделал крен в сторону соматологии, нежели онтологии и метафизики – так уж получилось».
Однако, с точки зрения ИФ, такой «крен» вполне обоснован, особенно на завершающем этапе движения к полноте познания:
Мыслитель в своем познании замыкает кольцо коммуникативного резонанса через физический уровень.
Устремляется в будущее, направляет мысль к творческому скачку, а затем возвращается по кольцу через прошлое (которому как раз и отвечает физический уровень) к своему настоящему.
Не замкнув кольцо КР, достичь полноты нельзя.
Не полнясь мыслью от Тела, не взяв мыслью от Тела, достичь полноты нельзя.
С.Б., может быть, интуитивно (а интуиция есть высший тип интеллекта) это понимает:
«Всякая мысль полнится, богатится от Тела, радуется Телу, ликует от обладания Телом и успокаивается своим окончанием в Теле (выделено мной – И.Ш.)».
В кольце КР мысль успокаивается, становится устойчивой – это отвечает медитативной сосредоточенности на самой себе.
Соответствующая медитация есть, в терминах ИФ, И-медитация:
Интегральная – осуществляющаяся на всех уровнях бытия (интеллектуальном, творческом, физическом);
Интеллектуальная – ее несущей основой является мысль, интеллект;
Интуиционная – интеллект при И-медитации осуществляется в своем высшем качестве – как интуиция.
Замыкание кольца КР на физическом уровне означает проникновение медитативной мысли на последнюю глубину психического бессознательного, где осуществляется контакт психического и физического. Соответственно, при И-медитации может осуществляться управление состоянием организма через воздействие на тончайшие физические структуры – вплоть до клеточного, и даже генетического уровня.
Таким образом, «крен в сторону соматологии», будучи осуществленным в своей полноте, дает возможность управления физическим состоянием человека с самого высокого уровня – с уровня метафизики. При этом могут достигаться положительные изменения не только в частях тела (в отдельных органах, например), а и в теле человека как целостности.
Глава 2. ОБУЧЕНИЕ
Татьяна Тарасюк. Интегральный путь к «невидимому знанию»
Обычно все, кто хочет развить интеллект у себя или у своих учеников, идут по пути количественного накопления: они решают задачи разного класса, в основном, требующие нетривиального подхода, сообразительности; часто это задачи с неполными исходными данными. Предполагается, что количество, в конце концов, перейдет в качество, и произойдет некий скачек, выводящий на более высокий уровень.
Я занималась изучением интегральной психологии Кена Уилбера. Он считает, что развитие может осуществляться как последовательность трансляций (постепенных количественных изменений), или как трансформация (резкий, скачкообразный переход на более высокий уровень). Наиболее естественный путь, по Уилберу, – это развитие в два этапа: на первом – подготовительные трансляции, на втором – заключительная трансформация. Я спросила И., что он думает по этому поводу.
Вот его комментарий:
– Казалось бы, именно такой путь неизбежно должен приводить к успеху, однако на практике получается, что подойти к тому пределу, за которым происходит трансформационный скачок, мало кому удается.
Дело в том, что направление движения к цели (к полноте трансформации) задается самой этой целью, являющейся финальной причиной движения к ней. А при развитии по Уилберу подготовительные трансляции, не будучи полными, четко выраженной направленностью не обладают. Движение оказывается, при видимости хорошей организации, в большой степени хаотическим; неофит иногда просто запутывается в нем.
У меня метод принципиально иной. Одной из главных его особенностей является отказ от чисто количественных изменений, от длинной череды трансляций, вместо которых осуществляются небольшие трансформации – небольшие скачки, но не на новый уровень мышления в целом, а на новый уровень мышления о конкретных вещах. Эти скачки, однако, обладают конкретной направленностью к общей полноте – к полноте невидимого знания (НЗ), достижение которого и означает решающий трансформационный скачок.
Обычное, информационное знание по-настоящему освоено только тогда, когда над ним стоит маленькое НЗ, как бы его идея. При И-медитации такие НЗ могут быть достигнуты, в принципе, на чем угодно – на вещах, словах, знаках…, на всём, что удалось взять в парадоксальной полноте.
Практически то же самое делается в практике дзен, при медитациях на коанах. Однако есть серьезное отличие. При практике дзен ты не выходишь на абстрактный уровень. У тебя есть промежуточная вещь – слово, коан, на котором происходит акцентация. Да, слово, вербальный уровень при практике дзен, в принципе, отрицается, но никакого механизма идти дальше слова, к полноте абстракции при этом, по сути, нет. А ведь НЗ сильно именно своей абстрактностью, делающей его всеобщим, эффективным при любой знательной практике.
Практикующий дзен много лет по кусочкам собирает маленькие НЗ. В итоге иногда они могут «схлопнуться», слиться в НЗ, и ты станешь мастером дзен. Но это знание не структурировано, оно аморфно. Ты мудрый, но не конкретный, не обладаешь мощным практическим аппаратом для работы.
А при И-медитации не так.
Первое: ты не останавливаешься на слове. Твоя цель оказывается именно в движении к НЗ. Ты ищешь парадоксальность в формальном виде, не задерживаясь на конкретном слове, хотя и используешь его, пока нет достаточного опыта.
Второе: достигнутые НЗ не болтаются сами по себе до случайного слияния в общую аморфную массу, а в практике И-медитации организуются в систему. Т.е. в итоге мы получаем полноту НЗ: оно едино, целостно, но при этом и обладает внутренней структурой. Обладание структурой делает его приспособленным для воздействия на обычную информацию – теперь эта информация по-настоящему понята.
Татьяна Тарасюк. О роли учителя
Оговорюсь сразу, что в практике И-медитации индивидуальный подход должен осуществляться при любом числе участников группы. Учитель должен обращаться к тому, что есть общего в каждом ученике, т.е. к способу его мышления, одинаковому в своих основных чертах со способом мышления других участников группы. Группа должна представлять собой как бы единый организм (полноту), взаимодействующей во времени с учителем и образующую с ним новую полноту – кольцо коммуникативного резонанса (КР).
При таком резонансном взаимодействии учитель, по сути, теряет свою функцию учителя в общепринятом понимании: он не передает ученикам какие-то новые конкретные знания или новые конкретные умения. В общем с учениками резонансном кольце разные сущности (физические, логические, творческие) стремятся к неразличимости, к тождественности между собой. Знания и навыки оказываются общими; выявляется то, что изначально присуще всем участникам резонансного кольца.
Учитель не может добиться полной тождественности с учениками, однако, на каждом уровне он может найти и инициировать то общее, чем обладают все участники КР-кольца. Например, на физическом уровне (на котором чаще всего происходит разрыв резонансного кольца) возможно выявление общего через использование методов НЛП и эриксонианского гипноза. Впрочем, для целей И-медитации условие полноты тождественности на физическом уровне не так критично, как в других методиках (например, при практике дзен).
Важную роль играет отношение учеников к учителю – насколько авторитетным является он для них. Здесь должна быть двойственность:
С одной стороны, учитель должен быть просто собеседником, обладающим даже меньшими конкретными знаниями и умениями, чем ученик. В первую очередь он должен научить решать задачи вообще, а не какие-то конкретные задачи, научить правильным, эффективным способам мышления; что касается конкретных задач, то ученик должен, в основном, сам находить их решение, причем лучше, чем учитель.
Например, мой учитель, И.Ш., во время занятий с учениками, несколько первых уроков практически не давал ученикам новых знаний и навыков, а завязывал с ними диалог, в процессе которого выявлялись и принимались в качестве основного рабочего инструмента их индивидуальные способности к самостоятельному решению задач.
Авторитет учителя, основанный на предполагаемой у него обширности знаний, должен быть снят во время первой встречи с учеником и затем не должен восстанавливаться до конца занятий. Только тот неофит, который выдержит такое отсутствие авторитета над ним, способен взять на себя те возможности, которые предоставляет И-медитация.
Учитель И-медитации как бы играет в поддавки с учеником, постоянно показывая свое несовершенство в предмете. Он заставляет неофита учить его самого, иногда даже провоцирует его на ведущую роль в паре «учитель – ученик». И вот тогда, когда он научит учить себя самого, результат оказывается достигнутым.
Такой прием передачи функций учителя ученику и приуменьшения роли самого учителя достаточно распространен; новизна в практике И-медитации заключается в парадоксальном единении полноты отрицания авторитета учителя в процессе занятий с полнотой его утверждения в знании всего курса в целом.
У учителя должен быть авторитет полноты, но не частичности, авторитет внутренней свободы – невидимый, не проявляемый внешне, но факт наличия которого очевиден.
Татьяна Тарасюк. О парадоксальности И-медитации
Обучение И-медитации двухмодельно: это и трансформационный скачок (заброс), и последовательное трансляционное развитие. Однако трансляции обычно нужны здесь только при сосредоточенности на конкретной задаче – при создании соответствующего «предметного мира», в котором ставится задача и ищется ее решение.
После создания соответствующего «тезауруса» решение по оптимальному пути находится практически мгновенно – ведь достигнутое невидимое знание стоит над временем мышления в целом, оно берет это время уже как пространство (берет все «нарисованные» в пространстве пути одновременно).
При И-медитации достигается новый, более высокий уровень мышления – как в целом, так и о конкретных вещах.
Но что значит новый уровень мышления о конкретной вещи? Обычно человек пытается взять вещь в какое-то логическое построение непротиворечиво. Он ищет тождественность, согласие идеи и вещи, которой эта идея соответствует. Но можно ли выйти на новый уровень, если все время согласен с тем, как ты мыслишь в данный момент? Нет, конечно, – ты будешь бесконечно вращаться в одном и том же – в уже освоенном способе мышления.
Чтобы выйти на новый уровень мышления, необходимо отрицание старого, привычного способа мышления. То есть, на вещи, на которую направлено в данный момент внимание, должны «сталкиваться» два противоположных способа мышления: старый и новый.
Соответственно, новое, трансформационное мышление является парадоксальным. Всякий раз мы должны стремиться достичь краевой парадоксальности, а не стараться избавиться от нее.
Во время общения с учеником учитель И-медитации незаметно подводит такую краевую парадоксальность ко всем вещам, о которых они говорят. При этом осуществляется непроизвольное, спонтанное обучение И-медитации.
Вместо такого слабо организованного способа обучения возможны конкретные методики, берущие на вооружение и развивающие различные отработанные технические приемы. Методики, дополняющие и усиливающие одна другую, объединяются в конкретную технику И-медитации.
Однозначно нельзя сказать, какой тип обучения лучше – непроизвольное, спонтанное или организованное, методичное обучение. В каждом конкретном случае «вес» того или иного типа в общем процессе обучения определяет учитель.
Татьяна Тарасюк. О роли физического уровня
Мое знакомство с различными видами традиционной медитации показало, что почти всегда их мыслительной практике отвечали какие-то физические действия. Очень многое зависело от дыхания, от позы медитирующего, даже от выбора места для ее проведения (обычно предпочтение отдается уединенным местам) …
При И-медитации, однако, не требуется соблюдение каких-то особых правил поведения. Вернее, не нужно применять ничего, что создает телесный «анабиоз». Но на тело, тем не менее, нужно обратить внимание.
Внутреннее ощущение себя (как целостности) не должно зависеть от влияния внешних физических факторов: места, времени, людей. Не должно быть обусловленного комфорта.
К примеру, Гурджиев, чья методика в некоторых своих аспектах близка к И-медитации, при работе со своими учениками намеренно создавал трудности, которые должны были преодолевать ученики, чтобы встретиться с ним. То слишком поздно сообщал время, то переносил встречу в другой город, то вообще все отменял.
Он намеренно создавал неблагоприятные условия, чтобы выбить учеников из привычного поведения, выбить их из их ощущения чувства комфорта. Создать в них неудовлетворенность.
Физические недостатки (или неудовлетворенности), ищут компенсацию в эффективной, полноценной интеллектуальной деятельности, отвечающей практике И-медитации.
При И-медитации должна быть краевая парадоксальность, противоречие. Уровни должны связываться соотношением неопределенности. То есть, если избыток на одном уровне, на дополнительном уровне должен быть недостаток.
Это, конечно, не значит, что надо искусственно ухудшать здоровье. Надо просто уметь создавать постоянный поток энергии от физического уровня к интеллектуальному.
А чтобы не наступило физическое истощение, надо создавать резонансное кольцо всех трех уровней (физического, интеллектуального, творческого), в котором жизненная энергия может циркулировать, нигде не задерживаясь и не теряясь. Как при явлении сверхпроводимости.
Татьяна Тарасюк, Игорь Шашков. О конечной цели И-медитации
Акунин («Смерть Ахиллеса»):
«Главная обязанность учителя — присматриваться к детям и исподволь давать им разные несложные задания. Задания эти похожи на игру, но с их помощью легко определить общую направленность натуры. На первом этапе нужно угадать, что в данном ребенке талантливее — тело, голова или интуиция. Затем дети будут поделены на группы уже не по возрастному, а по профильному принципу: рационалисты, артисты, умельцы, лидеры, спортсмены и так далее. Постепенно профиль все более сужается, и мальчиков старшего возраста нередко готовят уже индивидуально».
Метод И-медитации включает в себя такой путь концентрации на главном, но его конечная цель противоположна:
В итоге профиль должен не сужаться, а, напротив, расширяться. Да, сужение осуществляется, но не через отсечение, так сказать, «лишнего», а через достижение «квантового предела», достижение полноты, забирающей и прячущей в себя всё «лишнее». Это было бы тем же самым, что и при практике дзен, при концентрации на коанах, если бы на таком достижении была бы остановка.
Но при И-медитации полнота превышается, находятся связи между отдельными достигнутыми полными сущностями. Более того, другие полные сущности открываются через достижение и превышение одной полноты. То есть полнота берется именно как полнота – как динамичная, экспансивная, самонаполняющаяся, обладающая собственным временем сущность.
При И-медитации совершенствуется не практический ум, являющийся инструментом Я, а само Я, находящееся в «невидимом знании» (НЗ). А уже затем НЗ направляет свою силу на ту или иную область знания; эта сила плюс соответствующее знание осуществляется как практический интеллект.
И-медитация есть концентрация внимания не на внешних вещах, и даже не на собственных способностях, не на собственном интеллекте, а на самом себе, на своем настоящем Я.
При этом внешние вещи и собственный интеллект служат как бы своего рода полупрозрачными зеркалами, частично рассеивающими внимание (направляющими его к другим вещам), и частично возвращающими внимание к Я.
То есть внимание при И-медитации должно быть двойственным: направленным как на внешний мир, так и на самого себя. Только такое парадоксальное возвращение к себе дает возможность человеку «перестать быть машиной» (Гурджиев).
В соответствии с методом Гурджиева для этого надо:
1) Освободить свое внимание от различения «машин», т.е. отталкиваться от «машины вообще», от внешнего мира в его полноте, а не от конкретного вида «машин», не от конкретного частного знания о мире. Ср. у Гурджиева: «Но есть возможность перестать быть машиной. Вот о чём мы должны думать, а не о том, какие существуют виды машин».
2) Возвращение внимания к себе должно осуществляться как осознание себя – со-знание о себе, полнота знания о себе.
Ср. у Гурджиева: «можно перестать быть машиной, но для этого необходимо прежде всего знать машину. Машина, настоящая машина, не знает и не может знать себя. А машина, которая знает себя, уже не машина; по крайней мере, не та машина, какой она была раньше. Она начинает проявлять ответственность за свои действия».
Таким образом,
1) Вернуться к себе можно, если достигнешь в своем «невидимом знании» полноты знания о мире.
Возвращение к себе в своей полноте означает достижение коммуникативного резонанса с самим собой; такой резонанс является необходимым условием наличия у человека полноты сознания.
2) И наоборот, полнота знания о мире достигается при возвращении своего знания к самому себе, т.е. при И-медитации.
3) Достижение полноты знания о мире есть выведение мира из незнания. Соответственно, выведение мира достигается через И-медитацию, объектом которой является внешний мир в его полноте, единящийся, опять же через И-медитацию, с Я в его полноте.
Здесь получается «порочный круг» – И-медитация определяется через саму себя. В ИФ показывается, что такое достижение краевой парадоксальности означает адекватность подхода.
Глава 3. ТЕХНИКА
Игорь Шашков. Выведение картины мира как условие достижения НЗ
Достижение полноты невидимого знания (НЗ) на практике осуществляется в два этапа.
По Уилберу:
1-ый этап: последовательность трансляций;
2-ой этап: завершающий трансформационный скачок.
При И-медитации:
1-ый этап: последовательность элементарных трансформаций, каждая из которых достигает НЗ; эти трансформации постепенно создают вокруг себя «зоны неопределенности» (ЗН), в которые индуцируют свою полноту.
2-ой этап: скачкообразный процесс объединения («схлопывание») множества ЗН в общую ЗН невидимого знания; при этом достигается объективная полнота НЗ, стоящая на вершине соответствующей иерархии полных сущностей.
Сначала – развитие интеллекта при сохранении способа мышления практически в неизменном качестве, затем – скачок интеллекта на его высший, интуитивный уровень, на котором картина мира открывается во всей своей полноте. При этом именно полнота картины мира, отвечающая абсолютной реальности этого мира, является финальной причиной развития к ней.
То есть при И-медитации развитие происходит к тому, что является причиной этого развития; финальная и начальная причины полного развития совпадают.
На практике эти причины разделяются во времени:
Сначала – выведение целостной картины мира, затем – преобразовывающее, трансформационное развитие для достижения этой картины в ее полноте. То есть «атом» целостности-полноты временно разделяется на целостность и полноту. Целостность при этом должна отвечать статичной картине мира, подготовленной и внедренной в сознание «заранее»; полнота – динамической картине мира, достижение которой означает ее «невидимое» осуществление в сознании мыслителя и коренное преобразование его личности.
Без выведения целостной картины мира всякие методы преобразования человека – необходимого элемента этой картины – являются «случайными», не дающими никакой гарантии достижения положительного результата.
То есть, сначала следует вывести адекватную картину мира, достичь полноты ее восприятия, а лишь затем могут произойти глубокие, коренные преобразования личности.
Татьяна Тарасюк, Игорь Шашков. О технике И-медитации
Охарактеризуем в нескольких тезисах одну из техник И-медитации, практическое применение элементов которой привело к достижению конкретных результатов в развитии интеллектуальных способностей. Кроме непосредственного поэтапного описания техники, приведем здесь также некоторые общие положения и замечания, поясняющие суть И-медитации и конкретно данной техники.
Оговоримся сразу, что расписывание И-медитации по этапам является несколько искусственным и, соответственно, не вполне корректным:
И-медитация, являясь полной сущностью, первична относительно собственного времени и, вместе с этим, в большой степени неопределенна в каждый момент этого времени.
Соответственно, выражение какой-либо техники И-медитации на вербальном уровне является условным, позволяющим лишь показать неофиту какие-то приблизительные ориентиры в его научении.
Серьезных успехов в практике И-медитации можно достичь лишь при достижении полноты собственного творчества неофита в его коммуникативном резонансе с учителем.
Тем не менее, нижеследующее описание техники И-медитации может оказаться полезным для постижения ее сути.
1. Достижение непреодолимой логической парадоксальности означает достижение полноты. Характерный признак такого достижения – динамизм воспринимаемого, «мерцание» сознания, неопределенность, неуловимость состояния при четком осознании факта открытия этой полноты.
2. И-медитация осуществляется через обращение к краевой логической парадоксальности – аналогично дзен-буддисткой практикой над коанами. Главное отличие в том, что в дзен-буддизме в словах коанов сохраняется конкретная смысловая нагрузка, сохраняется многовековое наполнение значениями (часто неуловимыми для сознания), а в И-медитации основная работа происходит над сугубо абстрактными сущностями.
3. Действительное восприятие абстрактного есть прямое обращение к полноте. Однако такое восприятие обычно труднодостижимо – мы воспринимаем не саму непредставимую абстрактную сущность, а ее представимое обозначение. «Очистить» сущность от ее обозначения – одна из основных задач И-медитации.
4. Одно из важных отличий И-медитации от других видов медитации заключается в том, что она не стоит отдельно от интеллектуальной практики в конкретных областях знаний, а в своем развитии осуществляется именно как решение конкретных практических задач, стоящих перед мыслителем по роду его деятельности.
То есть целью И-медитации является не только общее усиление интеллектуальных и творческих способностей, но и создание в психике человека механизма устойчивой связи между «теорией» и «практикой», возможностями человека и их реализацией.
5. Представленная в настоящем разделе техника И-медитации осуществляется в четыре основных этапа:
1-ый этап: Особая парадоксальная «неформальная формализация» краевых практических задач, с тем, чтобы очистить их от конкретного содержания.
Здесь возможна работа над известными софизмами, парадоксами (в частности, имеющими отношение к теории множеств), метафорами… При этом весьма эффективной является работа над пассажами интегральной философии (особенно имеющими отношение к определению полноты) и над парадоксами альфической философии С.А. Борчикова (в частности, над конечно-бесконечной двойственностью алефов). Впрочем, возможна работа и с таким, казалось бы, несерьезным материалом, как анекдоты, шутливые задачи, интересные и неожиданные психологические трюки.
В каждом случае требуется выделить логическую структуру, выводящую на край – к парадоксальности, неясности, непониманию. При этом дискурсивной, логически последовательной выделенная структура должна быть только на самых первых шагах этого этапа И-медитации; в итоге же этапа следует достигать для каждой задачи схваченности логической последовательности в целостном образе – своего рода «образе логики».
Главное на этом этапе – не бояться достигнутой парадоксальности, не пытаться ее разрешить, а принимать ее как само собой разумеющуюся данность, как истину в последней инстанции.
2-ой этап: Закрепление в психике непосредственного ощущения («знания») парадоксальности.
Выходя в логических структурах, формализованных на первом этапе, на край («в парадоксальность»), следует научиться останавливаться на краю (при этом парадоксальным образом продолжая движение). Это подобно движению по окружности, которое все время оказывается на краю круга. Еще более подходящая модель – «мерцание» сознания, при котором поочередно воспринимаются две стороны противоречия: логическая (временная) и образная (пространственная).
Главная трудность здесь – найти резонансный ритм «мерцаний», при котором осуществляется вневременное и внепространственное восприятие «чистой парадоксальности» (полноты). Критерий достижения оптимального ритма: слияние «мерцаний» в одно «свечение» (точнее – в одно «затемнение»), при котором, однако, «мерцания» сохраняются как отдельные независимые сущности.
Закрепление в психике достигаемого ощущения парадоксальности осуществляется через многократное повторение отдельных достижений парадоксальности.
После закрепления в психике (консолидации) ощущение парадоксальности не должно требовать своего снятия (разрешения парадоксальности). Напротив, это ощущение должно быть как бы изначальным, исходным для разворачивания всяких логических и образных построений.
Итоговое для этого этапа ощущение краевой парадоксальности не должно специально вызываться при необходимости, а должно постоянно присутствовать на периферии сознания, как бы самостоятельно (по собственным критериям) «включаясь» в ситуацию практической интеллектуальной деятельности. Это своего рода «невидимое знание», стоящее над всем массивом возможных интеллектуальных задач (при этом не имеет особого значения, к какой области знания эти задачи относятся – «невидимое знание» универсально)
3-ий этап: Выявление «идей» основных объектов в предполагаемой области деятельности (в условии решаемой задачи).
«Идея» предмета – это его абстрактная оболочка, его «модус полноты». Идея всегда парадоксальна; непарадоксальная идея есть просто его внешнее описание, но не его суть.
Если в предмете найдена его идея (и, вместе с этим, его парадоксальность), то в дальнейшем эта идея не нуждается в специальном востребовании – она всегда находится «рядом», на периферии сознания. Переход от одной полной сущности к другой осуществляется как время и не требует затраты энергии; все полные сущности, все идеи открываются нам во времени сами по себе – как наша интеллектуальная судьба.
Наша задача в другом: закрепить в психике четкую идентификацию абстрактных идей предметов с самими предметами – такими, какими они нам даны в нашей области деятельности. Это, по сути, равносильно переходу от «памяти идей» (временной, процессуальной памяти) к «памяти предметов» (пространственной, декларативной памяти).
Обычно третий этап не требует длительной специальной работы над его осуществлением. Достаточно научиться «автоматически» видеть предметы в модусе их полноты, научиться видеть идеи предметов. Иными словами, достаточно обладать развитым абстрактным мышлением. При этом задача развития абстрактного мышления решается как бы сама собой при выполнении 1-го этапа И-медитации.
4-ый этап: Возвращение из парадоксальности (из полноты) в непротиворечивую рациональную деятельность (в частичность).
К 4-му этапу мы подготовили область предполагаемой деятельности к нашему появлению в ней во всеоружии. Мы обладаем теперь собственной мощной идеей парадоксальности («невидимое знание»), собственной полнотой (приобретение 1-го и 2-го этапов), способны легко находить в своей «памяти идей» нужную идею и соответствующий ей предмет (приобретение 3-го этапа).
Наш обратный путь в предметную множественность (из полноты в частичность) не требует особых затрат энергии (в соответствии с законом инверсии, по которому энергетически выгодным состоянием психики является наиболее «заселенное», наиболее детальное состояние). Энергия, затраченная нами на пути к созданию в психике инверсного состояния парадоксальности, может теперь мгновенно освобождаться в суперинсайте (аналогично «выстрелу» лазера).
Четкая организация психических процессов в методиках И-медитации ведет к совершенно новому качеству интеллектуальной деятельности.
Связь между предметами и их идеями устойчива при кольцевом коммуникативном резонансе (КР). Мы своим присутствием должны замыкать в соответствующие кольца отдельные неустойчивые двухполюсные связи. В КР-кольцах мы свободно выбираем сущности разного уровня: физического или психического. Мы органично связываем отвлеченное мышление с интуицией.
Вот Шопенгауэр говорит о мышлении, что оно есть «простая абстракция от интуиции, не дает никакого основательного нового познания, не полагает вообще никаких предметов, прежде не существовавших; но лишь изменяет форму уже полученного интуицией познания, а именно, превращает его в абстрактное знание в понятиях… Материал нашего мышления, напротив, есть не что иное, как сами наши интуиции».
Возможно ли такое мышление (и если да, то каким оно должно быть), которое дает «основательное новое познание»?
Положительный ответ подразумевает парадоксальность такого мышления: оно, будучи мышлением, должно быть отвлеченным, но при этом оно должно быть и не отвлеченным, должно «изменять форму» не только «познания», но и конкретных предметов. Оно должно, оставаясь последовательным, рациональным, взять в себя интуицию, иррациональность.
В практике И-медитации наша мысль является не просто калькой с интуиции, а имеет, как и интуиция, полноту исходных данных (включая данные, сокрытые от обычного отвлеченного, чисто рационального мышления). Интуиция становится, в некотором смысле, частью интеллекта, точнее – высшей степенью интеллекта, достигшего своей полноты.
В практике И-медитации, в отличие, например, от практики дзен, мы не просто достигаем некоторого особенного желанного состояния (типа полноты, кэнсе, сатори и т.п.), а берем мир в двойственности полноты и частичности, в его абстрактной «идейности» и в конкретной предметности.
И-медитация в своем основном содержании есть не погоня за суперудовольствиями, а инструмент для получения конкретных результатов в интеллектуальной практике и в практике принятия решений.
Заметим, что параллельное овладение практикой дзен отнюдь не мешают достижению успехов в практике И-медитации.
Смысл интегрального подхода (смысл нового, интегрального мышления) – в управлении свободой, т.е. творчеством.
Творчество при достижении полноты интегрального подхода перестает быть случайным, человек теперь может управлять своим творчеством прогнозируемо, в соответствии со своим решением творить в конкретный момент времени, а не тогда, когда творческое состояние само снизойдет на него.
В таком свободном управлении собственным творческим состоянием заключается основная суть И-медитации.
Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ
Татьяна Тарасюк. Что дает И-медитация
Мой личный опыт, вместе с наблюдениями за другими практикующими, позволяет сделать конкретные выводы о практической пользе И-медитации.
1. Становится заметно выше коэффициент интеллекта IQ, а также повышаются другие способности.
2. При достижении достаточно высокого уровня мастерства, иногда может открыться способность «видеть» отдельные события прошлого и будущее – по резонансному кольцу. В кольце объединяются прошлое и будущее, физическое и идеальное, а ты как бы стоишь над кольцом и можешь взять из него в свое сознание любую «точку».
Самое главное кольцо – кольцо всей жизни, замкнутое через смерть к рождению (БРК – Большое Резонансное Кольцо). При достижении полноты интегрального видения вся судьба человека – от момента рождения до момента смерти – становится открытой ему, как будто смотрит он на свою жизнь из запредельности, из обратной дуги кольца – от момента смерти до момента рождения. Именно там, в запредельности видимой жизни, сосредоточено невидимое знание, способное иногда опускаться на жизнь и сообщать сознанию всякие интересные вещи из прошлого и будущего.
Благодаря совершенно прозрачному невидимому знанию, в резонансном кольце особенно близкими оказываются моменты рождения и смерти. Вот почему в старости (и особенно перед смертью) перед человеком иногда как бы проносятся отчетливые и подробные воспоминания раннего детства.
3. Владение техникой И-медитации дает возможность направлять внимание («ось резонансного кольца») на нужный объект в любой точке пространства-времени, т.е. создавать кольцо, общее с нужным объектом. Это означает, что достигается возможность использования ресурсов другого человека или общего «коллективного психического» (невидимого знания группы людей).
Поясню с помощью интегрального представления о полноте.
В интегральной философии (ИФ) показывается, что часть полноты есть, опять же, полнота (бесконечность, деленная на любое конечное число, есть бесконечность, причем той же самой мощности). В этом смысле часть полноты равна всей полноте, все полные сущности равны. Но при этом, понятное дело, эти полные сущности парадоксальным образом и различны.
То есть каждой полной сущности доступно, в принципе, всё, что доступно всем другим полным сущностям.
Надо только реализовать на практике эту доступность всего, для чего как раз и служит И-медитация.
Присоединение к невидимому знанию происходит во времени развития полной сущности: от индивидуального НЗ через группы последовательно увеличивающегося размера до всеобщего НЗ.
Примером такого присоединения является привлечение через молитву помощи Бога, снисхождение Святого Духа.
4. «Проникновение» при медитативном замыкании кольца на максимальную глубину физического уровня. Соответственно, представляется возможным управление состоянием организма через воздействие на глубоко лежащие устойчивые структуры психики (УСП), обычно неподконтрольные сознанию.
Может быть, в будущем люди научатся достигать сознанием с помощью И-медитации такой глубины на физическом уровне, что смогут изменять генетическую структуру человека – по-настоящему управлять своим физическим развитием.
Может быть даже, что люди на этом пути достигнут личного физического бессмертия.
Таким образом, в результате И-медитации не только усиливается интеллект и его высшая составляющая – интуиция. Большое значение также имеет работа бессознательного, направленная на изменение УСП, управляющих физическими (физиологическими) процессами в организме.
На своей высшей стадии И-медитация позволяет изменять физическое состояние человека вплоть до его генетического уровня.
Человеку открывается возможность управления каждой клеткой своего организма сознательно. Человек получает множество сознаний, каждое из которых невидимо для обычного «большого» сознания, но при этом вносит свой вклад в достижение общей цели человека. Каждое такое сознание свободно, но парадоксальным образом управляется «сверху». Самое трудное при этом – создание человеком для себя такой цели в своем невидимом знании. Частичные цели не годятся, человек должен достичь полноты.
Татьяна Тарасюк, Игорь Шашков. Полная «матрица истины»
Структурирование НЗ (то есть парадоксальное структурирование неделимой полноты) означает, что в нем образуется личная «матрица истины» – специфичная, связанная с практикой конкретной личности и ее путем к НЗ.
То есть матрица истины у каждого своя.
Например, в детстве мы занимались «тайнописью» с помощью своего рода «матриц». На листе бумаги в клеточку был написан текст – определенный набор букв (в каждой клеточке буква). При накладывании на лист с текстом другого листа с вырезанными клеточками («матрицы») можно было прочитать связный текст (в вырезанных окошках). Расшифровка, однако, была правильной не для каждого текста, а только для текста, созданного с помощью той же матрицы. То есть матрица была не универсальной.
Главной целью И-медитации является создание в сознании мыслителя особой, универсальной «матрица истины» полного невидимого знания.
В отличие от обычных знательных матриц, полная «матрица истины» является:
1) невидимой, не имеющей «физического референта» и не репрезентируемой какими-либо знаками или символами;
2) подходящей для решения любых задач.
Соответственно, мыслитель, владеющий полной матрицей истины, может накладывать ее на сколь угодно широкое «поле задачи» (включающее в себя все исходные данные и все возможные варианты решения задачи – правильные и неправильные, короткие и длинные) и практически мгновенно получать конкретное оптимальное решение.
С помощью матрицы истины возможно практически мгновенное запоминание целостного образа во множестве его деталей (без фиксации внимания на каждой детали в отдельности). Также возможно мгновенное запоминание («схватывание») целостных словесных или знаковых цепочек, например, текстов стихотворений.
Татьяна Тарасюк, Игорь Шашков. О чтении мыслей
Можно ли «прочитать» чужую мысль?
– Она на самом деле всё время «читается», мысль абстрактна и передается от одного к другому свободно и мгновенно.
Мысль состоит из полных сущностей, развивающихся по краевой схеме.
С другой полной мыслью она соотносится благодаря принципу неопределенности. Замкнувшись в кольцо, наша мысль о чужой полной мысли дает устойчивую сущность (кольцо коммуникативного резонанса), сохраняющуюся во внешнем времени.
Связываясь с другими полными сущностями в «мыслящей» психике, это «внешнее» резонансное кольцо мысли оказывается дополнительным к ее исходному, «внутреннему» кольцу. Мысль оказывается парадоксальным образом превышающей сама себя. Внешнее кольцо мысли есть и мысль, и не-мысль; как мысль оно текуче, как не-мысль постоянно.
Становясь постоянной, мысль оказывается в прошлом, оказывается на физическом уровне, становится предметной – наполняется конкретным содержанием.
Такую содержательную, предметную мысль прочитать «напрямую», без опосредующих физических сигналов, нельзя.
Татьяна Тарасюк. Ускорение мышления при И-медитации
– Что происходит с временем при И-медитации?
Ответ:
Начну не конкретно с И-медитации, а с измененных состояний сознания вообще, к каким относится, например, сон.
Известно, что в измененных состояниях сознания время убыстряется. Погружаясь в сон, мы выигрываем время. Когда человек спит, в малое внешнее время укладывается большое время сновидения, т.е. настоящий момент времени расширяется. Теперь в нем помещается множество параллельных мыслей, из которых выбирается та, которая решает поставленную задачу.
То есть человек может спать пятнадцать минут, в то время как в его сне может пройти день, или неделя. Таким образом, при решении какой-либо задачи во сне возможна большая экономия «внешнего» времени.
Другое дело, что сама возможность логического мышления во сне иногда ставится под сомнение. Вот что говорит по этому вопросу Ошо (книга «Интуиция»):
«…В реальности ты можешь сомневаться — «это может быть сон», — но во сне ты не можешь задуматься, не сон ли это. Это единственное различие между сном и реальностью. Реальность позволяет тебе мыслить, воображение — нет».
С точки зрения Ошо последовательное, дискурсивное мышление является прерогативой бодрствования, во сне же мы не мыслим, а лишь воображаем картинки.
С точки зрения Интегральной психологии это не так. Мышление следует разделять на два основных вида: логическое и образное. Логическому мышлению отвечает время, образному – пространство. Это два полюса, которые по отдельности (в «чистом виде») невозможны.
В реальном, фактически осуществляемом мышлении происходит парадоксальное единение логического и образного мышления.
Поэтому нельзя утверждать, что в сновидениях мы не мыслим – мы, как минимум, мыслим образами («картинками»).
Однако на практике дискурсивное, организованное мышление во сне и в самом деле является редкостью.
Иное дело – И-медитация, при помощи которой можно ускорить время, не погружаясь в сон.
Как при этом происходит решение задач? Нужно уметь дать возможность своим мыслям осуществляться свободно, не накладывая «критику» ни на одну из них. Такая «некритичность» возможна тогда, когда мысли есть, но не осознаются – когда они невидимы, спрятаны в бессознательном.
Невидимая картина мыслей (логических последовательностей) разворачивается во всех направлениях в геометрической прогрессии. Происходит как бы кипение в бессознательном, мысли очень быстро перебираются управляющим ими «невидимым знанием», и когда оптимальное решение найдено, происходит его свертывание к привычной логике – к одной логической последовательности, выводимой в сознание. Во внешнем, физическом времени такое состояние может занимать какое-то мгновение.
То есть, при И-медитации осуществляется не отрицание мышления, не его замедление, а наоборот – его многократное ускорение в измененном состоянии сознания.
Кто знает, может быть, когда-нибудь станет реальным создание голографического компьютера, с возможностью работы на нем во сне с последующим выведением результатов в бодрствование.
Татьяна Тарасюк. И-медитация: значение ритма
Как и для большинства других видов медитации, при И-медитации ритмичные, повторяющиеся действия имеют большое значение. Это связано с краевым релятивистским насыщением – важным представлением интегральной философии и психологии. Суть его состоит в следующем:
Вблизи любого краевого состояния (скорость света, трансовое состояние, оргазм, момент засыпания….) есть зона неопределенности (ЗН), в которой безразлично, на каком ты расстоянии от края. Попав в эту зону, ты можешь не продолжать стремиться к краю – ты уже на краю. В эту зону часто входят через ритм, так как ритмичное действие отличается постоянством направления, постоянством цели. Каждое действие (каждая трансляция –Уилбер) при этом оказывается четко организованным; сложение их вдали от ЗН происходит по обычным арифметическим правилам, и лишь при приближении к ЗН, в которой осуществляется итоговый трансформационный скачок (Уилбер), сложение перестает быть аддитивным – происходит замедление развития, насыщение.
Иными словами, при четкой направленности на конкретную цель трансляции сначала дают одинаковый эффект (а + а = 2а), затем (перед трансформационным скачком) эффект снижается (а + а < 2а), а при входе в ЗН – трансформационный скачок.
Примеры:
1. Грудь женщины во время полового акта сначала отвердевает, а перед самым оргазмом – расслабляется. Мужчине надо продолжать фрикции, не прерываться – чтобы достичь того момента, когда при вхождении в ЗН происходит скачок оргазма.
2. Часто перед творческим прорывом (озарением, решением задачи) бывает этап, когда творца охватывает подавленное состояние, отчаяние, ощущение того, что ничего не получается и не получится.
Однако это соответствует приближению к ЗН и является сигналом, что решение задачи близко. И точно – обычно сразу после вхождения в ЗН происходит творческий скачок, решение находится сверхлогически и практически мгновенно.
Игорь Шашков. Важное преимущество «невидимого знания»
Можно ли ответить с помощью «невидимого знания» (НЗ) на какой-либо сложный вопрос, если на него нет ответа в рамках обычного, не парадоксального знания? Или ответить быстрее, чем это возможно при использовании самых мощных компьютерных средств? Достичь нового непосредственно, а не через длинную цепочку логических построений?
Я утверждаю, что ответ на эти вопросы положительный. Полнота единится с каждой другой полнотой множеством путей, в т.ч. и непосредственно. Соответственно, НЗ достигает любого ответа в его полноте практически мгновенно; надо только уметь увидеть в достигнутом полном ответе ту конкретную частность, нахождение которой подразумевалось в поставленной задаче.
Замечу, что при такой постановке вопроса ответ известен заранее, хотя и не выведен в сферу сознания, т.е. решение задачи означает лишь «прописывание» в сознании пути, уже пройденного в НЗ. Но такое движение по следам НЗ возможно, естественно, только при наличии этого НЗ.
Таким образом, в своей полноте НЗ имеет принципиальное преимущество перед обычным знанием.
Это преимущество связано с возможностью непосредственного обращения к ответу задачи при кольцевой резонансной связи между начальным НЗ (отвечающим условию задачи) и конечным НЗ (отвечающим искомому ответу).
Татьяна Тарасюк. О рациональности
Рациональное – это концентрированное иррациональное. Это когда мистику, парадоксальность, всякие эзотерические штучки схватываешь, сжимаешь, концентрируешь, пакуешь в конкретные единички (атомы), получаешь рациональные гранулы, которыми можно оперировать.
Рациональность означает, что оперирование происходит механически – без разрывов полных сущностей, без вхождения в устойчивые структуры психики (УСП). То есть ты не влазишь в сон, а берешь его как невидимую целостность и вставляешь в мысль. Так и происходит мышление – игрой упакованными «снами».
При этом достижение «невидимого знания» такими рациональными атомами происходит через превышение сверху – в бесконечности – без разрушения и деформации сложившихся структур.
То есть, И-медитация – это путь достижения «невидимого знания», относительно безопасный для психики.
Иллюстрация:
Мой знакомый художник достиг в своем творчестве прорыва в область неизведанного («невидимого знания» – на языке ИФ), и при сильном «улете» почувствовал, что сходит с ума; сначала испугался этого, но все-таки удержался на этой грани и в итоге вернулся по резонансному кольцу к своему началу – стал снова писать пейзажи.
Но это уже были другие пейзажи. «И это было искусство» (И. Бродский). Настоящее.
И-медитация предполагает доведение творческого прорыва «до конца»: достижение, казалось бы, самого «безумного», сводящего с ума, при И-медитации оказывается безопасным.
Глава 5. СРАВНЕНИЯ
Игорь Шашков. И-медитация и практика дзен
И-медитация: медитировать не над разными словами, не над разными коанами, а над теми глубинными связями, которые осуществляются в коанах.
Медитировать не над 5-ю яблоками, не над 5-ю грушами, а над числом 5.
Понять, увидеть число «само по себе» вот в чем одна из главных задач И-медитации.
Дзен создавался в то время, когда главным для людей был физический, предметный уровень – отсюда его конкретность, предметная наполненность.
В современную, информационную эпоху на первый план выступают не сами предметы, а их обозначения, выступают абстрактные отношения между предметами, связи между ними. Соответственно, основное отличие И-медитации от практики дзен заключается в переносе акцента с конкретных предметов (обозначаемых словами) к абстрактным отношениям между ними (обозначаемым, в основном, числами, связанными между собой законами математической логики).
Постижение глубины чисел, очищенных от всякой предметности, равносильно постижению бесконечности, но в итоге оно должно быть актуальным, осуществленным во времени практической деятельности, то есть конечным. Соответственно, мы приходим к парадоксальности И-медитации, к актуальному единению в ней конечности и бесконечности. (В математике такими конечно-бесконечными сущностями являются алефы (одна из тем «Альфической философии» С.А. Борчикова), т.е. в своей глубине И-медитация имеет общие корни с альфической медитацией С.А. Борчикова)
Собирая формальную бесконечность «внутри» актуальных конечных сущностей, И-медитация, образно говоря, приручает бесконечность, и этим резко сокращает время достижения реальных результатов по сравнению с практикой дзен. Вместо ста выстрелов (практика дзен) мы делаем один выстрел, но гораздо большей силы.
Татьяна Тарасюк. И-медитация и «Диагностика кармы» С.Н. Лазарева
«Диагностика кармы» С.Н. Лазарева – это, условно говоря, простонародный (хоть и претендующий на научность), упрощенный вариант интегрального подхода.
Снятие парадоксальности, конфликтности при подходе Лазарева ведет к консервации наличного состояния у его пациента.
Лазарев много говорит о времени, о последствии «плохих» поступков, проявляющихся через много лет, даже в других поколениях, но его время является лишь внешней средой для действующих в нем лиц, а не их собственным временем.
Лазарев может помочь слабым (как он пишет – миллионам), но не может помочь мыслителю в его творении нового, в его движении к полноте. И, вместе с этим, он не может помочь достичь реального, «европейского» успеха.
Отрицать подход С.Н. Лазарева не следует. Он должен быть четко, кратко сформулирован и принят на вооружение, но только как инструмент для общения «в миру».
Вокруг себя надо создать зону, как полупрозрачное зеркало, через которое видно только в одну сторону. Ты видишь, но тебя не видно.
Но это должно быть особое зеркало – ты сам должен открывать в нем «окна» для себя, а иногда и для других. Для себя – чтобы динамически воздействовать, для других – чтобы получать статическую информацию.
Источник динамической информации должен быть твоим собственным.
Входящую же информацию следует упаковывать в рациональную оболочку – рационализировать.