ДАНГО, НАТАЛИНА
ТЕЗИСЫ ОБ ИНТЕГРАЛЬНОЙ МЕДИТАЦИИ (И-МЕДИТАЦИИ)
Кратко, в нескольких тезисах, изложим основные принципы И-медитации – принципиально новому виду медитации, основанному на разработках в области Интегральной психологии (ИП) – см. на сайте kastalia.narod.ru. Более подробно – в наших будущих работах.
Авторы приносят благодарность Шашкову И.И. за постоянное внимание и помощь, без которых настоящая работа была бы невозможна.
1. Интегральная медитация (И-медитация) основана на сосредоточении внимания человека на полноте собственного существования.
И тут сразу возникает вопрос: что есть такая полнота существования? На чем конкретно надо сосредотачивать внимание при И-медитации?
Чтобы достичь полноты на каком-то уровне, надо охватить его весь – выйти на его действительный край.
На физическом уровне – достичь того или иного краевого физического состояния (оргазм, клиническая смерть...).
На интеллектуальном уровне – выйти на край логики, т.е. достичь в своем сознании актуального состояния парадоксальности
На творческом, интуитивном уровне – достичь полноты собственного духовного самотворения.
В СОВРЕМЕННУЮ ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ практическое достижение собственной полноты НАИБОЛЕЕ АДЕКВАТНО МОЖЕТ БЫТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНО на интеллектуальном, логическом уровне. Для такой цели и служит И-медитация.
Достижение полноты на одном из уровней при резонансной коммуникации (связи) между уровнями ведет к достижению полноты и на других уровнях. Соответственно, И-медитация не ограничивается достижением желательных состояний сознания - в результате может достигаться преобразование человека на всех уровнях.
2. Таким образом, И-медитация осуществляется через обращение к краевой логической парадоксальности – аналогично дзен-буддисткой практике над коанами. Главное отличие в том, что в дзен-буддизме в словах коанов сохраняется конкретная смысловая нагрузка, сохраняется многовековое наполнение значениями (часто неуловимыми для сознания), а в И-медитации основная работа происходит над сугубо абстрактными сущностями. При И-медитации мы изменяем сам способ мышления, а не просто обращаемся к какому-то частному случаю парадоксальности (пусть даже и очень важному). Достигаемый способ мышления оказывается интегральным, «охватывающим», что обеспечивает его широту и динамизм.
При И-медитации отсутствует жесткое требование к достижению молчания (включая так называемое "молчание разума" - Шри Ауробиндо). Напротив, наш разум, наше мышление, наша логика должны преодолеваться не снизу (путем отказа от них), а сверху - путем максимального насыщения и развития.
3. Действительное восприятие абстрактного есть прямое обращение к полноте, есть прорыв к «последней глубине» нашей психики. Мы выходим на тот уровень, на котором осуществляются фундаментальные законы восприятия и мышления, общие для всех нас. Мы оказываемся связанными друг с другом через время и пространство – мы теперь знаем глубинную сущность всего, что открыто нам в настоящем, прошедшем и будущем времени.
4. Однако такое интегральное восприятие обычно труднодостижимо – мы воспринимаем не саму непредставимую абстрактную сущность, а ее представимое обозначение. «Очистить» сущность от ее обозначения – одна из основных задач практики И-медитации. При И-медитации мы научаемся думать «пустотно».
То, что мысль не задерживается на конкретных словах и образах (т.е. является пустотной), обеспечивает максимальную скорость мышления, сокращает путь от исходных данных к результату.
5. Абстрактные сущности, с которыми мы работаем при И-медитации, должны не нести (или нести по минимуму) смысловую нагрузку, уже зафиксированную в нашем сознании. Иными словами, если такая сущность есть слово, то его значение практикующему не должно быть известно. Иначе это значение закроет нам глубину нашей психики.
Однако тут возможна и другая крайность: наш рабочий материал может оказаться таким абстрактным, что «успешная» работа с ним ничего не даст для нашей реальной практики – просто у абстракций не будет никаких точек соприкосновения с конкретным содержанием нашей психики.
Одной из наиболее подходящих для эффективной практики И-медитации абстрактной сущностью является, по нашему мнению, цвет. Принципиально новые механизмы анализа и использования воздействия на психику цветовых стимулов различной длительности будут представлены нами в скором будущем.
6. Для осуществления практики И-медитации нами разработаны и разрабатываются несколько эффективных методик.
Для иллюстрации приведем здесь общее описание одной из них, осуществляемой в четыре этапа:
1-ый этап:
Формализация краевых практических задач, с тем, чтобы очистить их от конкретного содержания.
Здесь возможна работа над известными софизмами, парадоксами (в частности, имеющими отношение к теории множеств), метафорами, а также с таким, казалось бы, несерьезным материалом, как анекдоты, шутливые задачи, интересные и неожиданные психологические «трюки».
В каждом случае требуется выделить логическую структуру, выводящую на край – к парадоксальности, неясности, непониманию.
2-ой этап:
Закрепление в психике непосредственного ощущения («знания») парадоксальности.
Выходя в логических структурах, формализованных на первом этапе, на край («в парадоксальность»), следует научиться останавливаться на краю (продолжая при этом движение). Это подобно движению по окружности, которое все время оказывается на краю круга. Еще более подходящая модель – «мерцание» сознания, при котором поочередно воспринимаются две стороны противоречия: сознательная (временная) и бессознательная (пространственная).
Главная трудность здесь – найти резонансный ритм «мерцаний», при котором осуществляется вневременное и внепространственное восприятие «чистой парадоксальности» (полноты). Критерий достижения оптимального ритма: слияние «мерцаний» в одно «свечение» (точнее – в одно «затемнение»), при котором, однако, «мерцания» сохраняются как отдельные независимые сущности.
Закрепление в психике достигаемого ощущения парадоксальности осуществляется через многократное повторение отдельных достижений парадоксальности.
После закрепления в психике (консолидации) ощущение парадоксальности не должно требовать своего снятия (разрешения парадоксальности). Напротив, это ощущение должно быть как бы изначальным, исходным для разворачивания всяких логических и образных построений.
Ощущение парадоксальности не должно вызываться по необходимости, а должно постоянно присутствовать на периферии сознания, как бы самостоятельно «включаясь» в ситуацию практической интеллектуальной деятельности. Здесь, конечно, существует опасность нежелательной деформации сознания, но при хорошо отработанной методике эта опасность может быть минимизирована.
3-ий этап:
На этом этапе осуществляется переход к практическому применению возможностей достижения нужных измененных состояний сознания.
Сначала выявляются «идеи» основных объектов в предполагаемой области деятельности (в условии решаемой задачи).
«Идея» предмета – это его абстрактная оболочка, его «модус полноты». «Идея» всегда парадоксальна; непарадоксальная идея есть просто внешнее описание предмета, но не его суть.
Если в предмете найдена его идея (его парадоксальность), то в дальнейшем эта идея не нуждается в специальном востребовании – она всегда находится «рядом», на периферии сознания. Переход от одной полной сущности к другой осуществляется как время и не требует затраты энергии; все полные сущности, все идеи открываются нам во времени сами по себе – как наша интеллектуальная судьба.
Наша задача в другом: закрепить в психике четкую связь абстрактных идей предметов с самими предметами – такими, какими они нам даны в нашей области деятельности. Это, по сути, равносильно переходу от «памяти идей» (временной, процессуальной памяти) к «памяти предметов» (пространственной, декларативной памяти).
Обычно третий этап не требует длительной специальной работы над его осуществлением. Достаточно научиться «автоматически» видеть предметы в модусе их полноты, научиться видеть идеи предметов. Иными словами, достаточно обладать развитым абстрактным мышлением. Задача развития абстрактного мышления решается как бы сама собой при выполнении 1-го этапа И-медитации.
4-ый этап:
Возвращение из парадоксальности (из полноты) в непротиворечивую рациональную деятельность (в частичность).
На 3-ем этапе мы подготовили область предполагаемой деятельности к нашему появлению в ней во всеоружии. Мы обладаем теперь собственной мощной идеей парадоксальности, собственной полнотой (приобретение 1-го и 2-го этапов), способны легко находить в своей «памяти идей» нужную идею и соответствующий ей предмет (приобретение 3-го этапа).
Наш обратный путь в предметную множественность (из полноты в частичность) не требует особых затрат энергии (в соответствии с законом инверсии, по которому энергетически выгодным состоянием психики является наиболее «заселенное», наиболее детальное состояние). Энергия, затраченная нами на пути к созданию в психике инверсного состояния парадоксальности, может теперь мгновенно освобождаться в суперинсайте (аналогично «выстрелу» лазера).
Четкая организация психических процессов в методиках И-медитации ведет к совершенно новому качеству интеллектуальной деятельности.
7. Связь между предметами и их идеями устойчива при кольцевом коммуникативном резонансе (КР). Мы своим присутствием должны замыкать в соответствующие кольца отдельные неустойчивые двухполюсные связи. В КР-кольцах мы свободно выбираем сущности разного уровня: физического или психического. Мы органично связываем отвлеченное мышление с интуицией.
Вот Шопенгауэр говорит о мышлении, что оно есть «простая абстракция от интуиции, не дает никакого основательного нового познания, не полагает вообще никаких предметов, прежде не существовавших; но лишь изменяет форму уже полученного интуицией познания, а именно, превращает его в абстрактное знание в понятиях… Материал нашего мышления, напротив, есть не что иное, как сами наши интуиции».
Возможно ли такое мышление (и если да, то каким оно должно быть), которое дает «основательное новое познание»?
Положительный ответ подразумевает парадоксальность такого мышления: оно, будучи мышлением, должно быть отвлеченным, но при этом оно должно быть и не отвлеченным, должно «изменять форму» не только познания, но и конкретных предметов. Оно должно, оставаясь последовательным, рациональным, взять в себя интуицию, иррациональность.
В практике И-медитации наша мысль является не просто калькой с интуиции, а имеет, как и интуиция, полноту исходных данных (включая сокрытые от обычного отвлеченного, чисто рационального мышления). Интуиция становится, в некотором смысле, частью интеллекта.
8. В практике И-медитации мы, в отличие от практики дзен, не просто достигаем некоторого особенного желанного состояния (типа полноты, кэнсе, сатори и т.п.), а берем мир в двойственности полноты и частичности, в его абстрактной «идейности» и в конкретной предметности.
И-медитация в своем основном содержании есть не погоня за суперудовольствиями, а инструмент для получения практических результатов в интеллектуальной практике и в практике принятия решений.
Заметим, что использование дзенских практик медитации отнюдь не мешает достижению успехов в практике И-медитации. Напротив, сочетание практики дзен и И-медитации может приводить к положительному синергетическому эффекту.
По сути, И-медитацию можно даже охарактеризовать как высшую реализацию практики дзен в современную информационную эпоху.
ДАНГО, Наталина, Лаборатория Интегральной Психологии, 26.03.2006