Игорь ШАШКОВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ
В настоящей работе публикуются разрозненные заметки по интегральной психологии и смежной тематике, не вошедшие в состав сравнительно больших работ по этой тематике, публикуемых на сайте kastalia. narod. ru (в основном, в рубрике «Интегральная психология»).
Для лучшего понимания этих заметок целесообразно ознакомиться с другими материалами этого сайта – как по интегральной психологии, так и по другим направлениям (философия, физика, проблема искусственного интеллекта и др.), а также с книгой Игоря Шашкова «Интегральная картина мира» (объявление об этой книге см. на Главной странице этого сайта).
Систематизация заметок (как по тематике, так и по хронологии) в настоящей работе отсутствует; они будут добавляться автором по мере подготовки.
О двойственности сознания
Роль сознания для человеческой практики в мире двойственна.
С одной стороны, утилитарная направленность сознания на «макроскопические» предметы внешнего мира ведет к детерминированности поведения человека и к ограничению его свободы.
С другой стороны, сознание, включая в полноту своего кольца (точнее, спирали) предметы внешнего мира, позволяет человеку свободно, в соответствии с собственными целями, оперировать этими предметами. Именно на основе «мерцающего» единения в сознании материального и идеального осуществляется возможность свободного управления сознанием движением и свойствами различных предметов (в частности, возможность управления человеком собственным телом).
Сознание способно действительно оперировать предметами только в модусе их полноты, но обращено к предметам в модусе их частичности.
Сознание свободно в своем воображаемом мире, в котором осуществляется полнота реальности, но который отчужден от предметной действительности.
Сознание, будучи полным, дополняется частичностью внешнего мира. Оно как бы забирает в себя полноту реальности, оставляя «снаружи» лишь косные материальные оболочки предметов. Сущность предметов, их временение, их развивающаяся полнота закрывается инертным пространством, отдаляющим время Встречи.
Чисто сознательно человек стремится не к полноте, а к частичности, не к действительному динамическому знанию, а к получению и накоплению информации, не к действительной практике во времени, а к созданию устойчивых пространственных конструкций.
Действительная практика сознания осуществляется через бессознательное. Именно бессознательное, будучи пассивным, открывает человеку краевую «подпороговую» полноту, недоступную сознанию непосредственно.
Стремление человека к полноте и к действительному динамическому знанию идет от бессознательного .
Сознание как отклонение от бессознательного
Релятивизм при опережении сознанием самого себя может, видимо, пониматься как развитие по спирали или же как парадоксальное единение линейности с релятивизмом. Парадоксальность разрешается через предметность сознания. Бессознательное же – неразрешимая парадоксальность.
Неразрешимость парадоксальности бессознательного (БС) равносильна отсутствию склонения к логике или к образности. Т.е. сознание есть отклонение от БС, изменение БС, флуктуация БС.
Если такие отклонения оказываются в ритме, то сознание во времени своего развития снова переходит в БС.
Сознание импульсивно, оно принципиально не может быть устойчивым во внешнем времени (в отличие от БС).
Встреча сознания и БС есть основная черта Я, ведущая к последовательности сознания.
О механизме инициации сознания
Инициацию сознания можно понимать как «перенос» сознания от одной личности к другой (с сохранением или с несохранением сознания у первой).
Для эффективности такого переноса сознания должен быть свободный кольцевой поток переноса «энергии» (содержания УСП) – замкнутый поток, характерный для КР (т.е. должна быть Встреча).
При переносе сознания каждая из двух встречающихся личностей проходит через «шизофреническое» состояние раздвоения сознания; при этом образуется и общее, единящее сознание для совокупности встречающихся – для образования, отвечающего полноте Встречи. Именно эта общая полнота является переносящим агентом; разделение встречающихся сущностей ведет к нормализации двух сознаний в отдельных личностях.
Личность определяется в основном не своим сознанием, а глубинными УСП бессознательного, определяющимися через место и время каждой из личностей.
При переносе сознания каждая личность должна иметь материальное окружение, одинаковое для них с точностью до 3Н.
Личность – понятие относительное, определяемое по-разному в разные моменты охватывающего (физического) времени (в разные моменты этого времени имеются различные наборы глубинных УСП).
О последовательности основного сознания
Наиболее устойчивы в УСП внешние слои, на которых «перпендикулярное» (радиальное) изменение становится малым и соответствует зоне неопределенности (ЗН). Образуется кольцо бессознательного (по внешней оболочке), способное воспринимать стимулы без изменения своей кольцевой формы.
При этом внешний взгляд видит только поверхность сферы, закрывающую «внутреннее сознание».
Для внешнего взгляда на УСП – бессознательное.
Для внутреннего – сознание.
Заметим, что «внешний взгляд» есть «взгляд» Я, «взгляд» из актуального сознания Я. Либо актуальное сознание вне какого-либо внутреннего сознания УСП, либо оно отождествляется с ним.
Иными словами, актуальное сознание Я последовательно; внутренние сознания актуализируются для Я лишь в том случае, если включаются в общую последовательность основного сознания.
О необходимости расширения сознания
Сознание, в своей открытой на мир «предметной части» возникло у человека как инструмент для выживания. Выживает тот, кто в нестандартной ситуации способен выбратъ лучший, но не обязательно очевидный вариант, т.е. кто обладает свободой выбора.
В соответствии с принципом неопределенности свобода (неопределенность) возможна при Встрече сознания с определенностью внешнего мира. При этом, однако, полная определенность мира означала бы полную неопределенность сознания и его неинструментальность. Для целей выживания Я и рода сознание было бы только помехой.
Соответственно, определенность мира и Я в этом мире должна быть ограничена – «сектором определенности» Я. Определенность Я должна быть управляема, т.е. должна изменяться в результате деятельности сознания. Сохранение и изменение разносятся – сохранение осуществляется в пространстве, изменение – во времени. Это есть условие функционирования сознания, приведенное к практике во времени. Осознаются движущиеся тела – пространственно-устойчивые образования, изменяющие во времени свое положение относительно других тел.
Однако при таком снятии парадоксальности работа сознания оказывается неадекватной в краевых областях, где нарушаются привычные для сознания пространственно-временные отношения. Соответственно, в настоящее историческое время, которое можно определить как «краевое», назрела необходимость в существенном расширении сознания на пути его свободного обращения к непредставимым «подпороговым» сущностям.
О появлении сознания: роль языка
Важнейшая особенность сознания – свобода выбора.
Полнота этой свободы – при выборе из тождественного (буриданов осел способен осуществить выбор между одинаковыми торбами, если он обладает полнотой сознания).
Тождественность же связана с неразличимостью и через нее с абстрактностью.
Необходима множественность полных сущностей, чтобы был действительный выбор.
Открытие полноты предмета есть нахождение в нем его абстрактной части.
Соответственно, для появления сознания надо, чтобы было найдено общее, обеспечивающее эффективную коммуникацию с разными предметами.
Отсюда – роль языка, в котором есть и конкретное, и общее.
Т.е. сознание появляется вместе с появлением языка, с выбором между одинаковыми (по названию) предметами.
Двоемыслие
Двоемыслие – не из сказки Оруэлла, а свойство, органически присущее человеку.
Принципиальная двухмодельность окружающего мира проецируется на психику человека как необходимость использовать для успеха в практической деятельности обе модели, разделяя их во времени. Приоритет при этом обычно отдается пространственной, материальной модели, т.к. именно на физическом уровне лежит стимуляция человека к практическим действиям, неопределенность которой в краевых ситуациях оказывается совершенно определенной – направленной к самосохранению физического уровня.
Материальный шницель лежит не только под каждой идеей, но и над ней – так высоко, что иногда кажется отсутствующим. Но не в те периоды времени, когда человеку угрожает действительная физическая опасность.
К проблеме сознания
Для сознания важнейшее значение имеет длительность, т.е. воспроизводство конкретного представления в течение «времени внимания». Это время должно превышать зону неопределенности (ЗН) – только тогда возможна длительность и возможно изображение на «экране сознания». Т.е. обязательно должна быть двойственность времени: и интенция на предмет (направленность), и удерживание внимания на предмете (длительность).
Длительность, большая чем ЗН, является фоном для интенции (направленности), т.е. необходима для наличия «экрана сознания».
Присутствие интенции в длительности осуществляется как память.
О сознании
Сознание, чтобы стать сознанием, должно иметь время для своего становления. При этом сознание и есть сознание, и должно стать сознанием.
Во времени становления сознания должна быть зависимость «степени сознательности» от внешней среды, содержащей финальную причину этого становления.
Сознание: управление самим собой
Полнота свободы достигается тогда, когда сущее свободно не только в своих действиях (как внешних, так и рефлексивных), но и свободно управляет своей свободой.
Сознание есть сознание о сознании, т.е. сознание способно непосредственно управлять самим собой (полнота свободы сознания).
Что касается управления сознанием другими уровнями, то оно достигается при коммуникативном (кольцевом) резонансе, т.е. при наличии обратной связи. Изменения сознания соответствуют КР-переходам внутри уровней и между уровнями.
Сознание и свобода
Как отмечалось выше, сознание есть осознавание сознанием самого себя. Такое осознавание действительно в том случае, если при этом осуществляется управление собственными действиями.
Действие реально в том случае, если оно не является однозначно заданным, а осуществляется в результате свободного выбора: совершать действие или не совершать.
Из этих предпосылок следует, что:
- реальное свободное действие есть акт воли;
- полнота свободы есть необходимое условие сознания;
- в одиночку свобода не достигается, так как отсутствует альтернатива самому себе;
- свобода сознания обеспечивается двойственностью: логическим оперированием образами и образным представлением логики.
О потребностях сознания. Открытость и закрытость.
Следует учитывать, что сознание, будучи полной сущностью, способно самостоятельно (свободно) выбирать необходимые ему самому физические движения человека – опосредованно (через бессознательное) управлять телом человека. Т. е. у сознания есть свои потребности на физическом уровне.
Какие это потребности? – Они связаны с самоутверждением сознания как свободной сущности. Сознание может объективизировать себя только как свободную сущность. Т. е. сознание выступает против детерминации его бессознательным. Сознание не любит, когда на него «давят»; у него есть собственные законы движения.
Но «свободный полет» сознания может актуализироваться только в том случае, если оно может найти для себя какую-либо УСП в бессознательном. Если «подходящих» УСП нет, то сознание берет УСП из тех, что имеются (стремясь избежать тех, которые реально угрожают его свободе). Иллюзия свободы достигается при обилии неглубоких УСП, не угрожающих явно свободе сознания, т. е. при обилии разнородной информации.
Эффективен при этом информационный «белый шум». В этом случае сознание не трудится, не тратит энергию, «высасываемую» им из мозга благодаря резонансному взаимодействию с глубокими УСП, хорошо связанными с физическим уровнем. В свою очередь, сильные УСП потребностей могут притянуть «мельтешащее» сознание и ограничить его свободу.
Если у личности в целом выше потребности сознания к свободному движению, то психика такой личности относится к открытому типу.
Если же выше потребности, соответствующие глубоким УСП, отвечающим за физические потребности человека, то психика относится к закрытому типу.
Деление на эти типы не четкое, имеется множество промежуточных состояний.
Главная характеристика сознания – открытость (время), бессознательного же – закрытость (пространство).
Сознание как формообразующий фактор Я
Чтобы быть полным (и, соответственно, свободным), сознание должно встречаться с самим собой; при такой Встрече сознание «видит себя» как бессознательное (БС). Сознание само уничтожает себя, превращая в «материальное», «прошлое» БС. Сознание находит не-сознание в самом себе (в качестве БС психики) и вне себя (в качестве БС предметного мира).
Т.е. сознание между внутренним и внешним БС. Внутреннее БС составляет «главную часть» личности, «главную часть» Я; сознание – на «поверхности» внутреннего БС.
Устойчивость Я, его единичность, его полнота, означает последовательность сознания. Для единства личности необходимо и достаточно, чтобы во времени Я конкретные состояния сознания открывались последовательно.
Устойчивость Я связывается с устойчивостью «натурального аналога» Я – «физической части» Я (мозга), который встречается с психикой (в своих краевых электрических, волновых, квантовых процессах). Иллюзия устойчивости Я для самого Я связана с наличием памяти, единящей Я через взаимодействие по подобию. Тождественность элементов памяти создает через притяжение во времени последовательность Встреч Я с самим собой.
Сознание – на поверхности Я, оно есть «работа» Я и «рабочий инструмент» Я.
Я опирается на полноту УСП, на множественность структур БС в психике. Благодаря этой множественности, Я пространственно, но не временно. Неразличимость полных сущностей (УСП, взятых в их полноте) означает их общую поверхность, от которой начинается интенция Я, его временение. Временение Я означает включение сознания.
В психике человека формируется не одна, а некоторое множество групп УСП, достигших полноты; каждая из которых имеет общую поверхность и определяет то или иное «положение» Я. Т.е. Я может последовательно переходить от одной группе к другой; при полноте связи в таких переходах Я временится. Появление времени у Я означает появление у него сознания.
Без деятельности сознания личность сформироваться не может. В свою очередь, сознание невозможно без «накопления» в Я бессознательного. Чтобы образовалось соответствующее КР-кольцо, необходима внешняя инициация.
«Смешение» сознаний разного уровня
При некоторых обстоятельствах (например, в определенные моменты поверхностного сна) актуальными для Я могут являться два (или более) сознания (во сне, например, сознания близкое к бодрствованию и более удаленное от бодрствования).
Чем ближе к бодрствованию, тем более последовательным является сознание; такое сознание берет внутренние, параллельные сознания как целостности, как абстрактные, не раскрываемые в представления сущности – «кванты» абстрактного мышления. Однако, если разные сознания «помещаются» в ЗН, то каждое из них актуализируется – происходит «сюрреальное смешение» сознаний. В результате Встречи сознаний разного уровня возникает «гибридное сознание» - общее сознание Я и его Двойника. Именно такое «гибридное сознание» определяет творческие возможности человека – открытие им принципиально нового знания.
Сознание и Я
В соответствии с принципом дополнительности свобода сознания означает несвободу бессознательного.
Поскольку в своей глубине Я определяется, в основном, именно бессознательным, свобода сознания означает несвободу «глубинного» Я.
Сознание строит проект, протягивается в будущее, но, являясь предметным, ставит перед Я конечную, представимую цель. Эта цель не обязательно совпадает с собственными целями Я, опирающегося, в основном, на материальные потребности человека, т.е. на его прошлое.
Расширение сознания означает возможность ставить более отдаленную цель; если эта цель находится за пределом различимости, то она становится непредставимой, невидимой, т.е. приобретает свойства полноты. В этом случае возможен коммуникативный резонанс, возвращающий сознание в прошлое человека – к краевым материальным целям Я.
При КР цели сознания адекватны целям Я; человек не лишается сознанием своей человеческой свободы, а открывает в себе новую свободу – свободу Встречи своего сознания и бессознательного.
О полноте сознания
По своему определению полнота включает в себя всякую другую полноту.
Так и сознание: в нем «помещается» всякая умопостижимая сущность (можно сказать, что и непостижимая также – как факт самой возможности такой непостижимой сущности).
Заметим, что при этом «помещается» в сознание сама сущность. Мы говорим, что это «изображение» реальной сущности на «экране сознания». Но тут надо учесть, что «изображение» есть один из модусов реальности, которая удваивается из-за «генерации» Самостью ее собственного времени и пространства.
«Помещение» сущности в полноту сознания необходимо требует наличия времени и пространства, в которых осуществляется это «помещение». При этом «помещение» в нашей практической парадигме оказывается вторичным процессом на фоне первичных, уже имеющихся времени и пространства. Время и пространство оказываются априорными сущностями для сознания, осуществляющего практику и невозможного без этой практики.
О двойственности сознания
Роль сознания для человеческой практики в мире двойственна.
С одной стороны, утилитарная направленность сознания на «макроскопические» предметы внешнего мира ведет к детерминированности поведения человека и к ограничению его свободы.
С другой стороны, сознание, включая в полноту своего кольца (точнее, спирали) предметы внешнего мира, позволяет человеку свободно, в соответствии с собственными целями, оперировать этими предметами. Именно на основе «мерцающего» единения в сознании материального и идеального осуществляется возможность свободного управления сознанием движением и свойствами различных предметов (в частности, возможность управления человеком собственным телом).
Сознание способно действительно оперировать предметами только в модусе их полноты, но обращено к предметам в модусе их частичности.
Сознание свободно в своем воображаемом мире, в котором осуществляется полнота реальности, но который отчужден от предметной действительности.
Сознание, будучи полным, дополняется частичностью внешнего мира. Оно как бы забирает в себя полноту реальности, оставляя «снаружи» лишь косные материальные оболочки предметов. Сущность предметов, их временение, их развивающаяся полнота закрывается инертным пространством, отдаляющим время Встречи.
Чисто сознательно человек стремится не к полноте, а к частичности, не к действительному динамическому знанию, а к получению и накоплению информации, не к действительной практике во времени, а к созданию устойчивых пространственных конструкций.
Действительная практика сознания осуществляется через бессознательное. Именно бессознательное, будучи пассивным, открывает человеку краевую «подпороговую» полноту, недоступную сознанию непосредственно.
Стремление человека к полноте и к действительному динамическому знанию идет от бессознательного .
Об инициации сознания
1. Сознание связано с внутренним (личным) и внешним (коллективным) бессознательным.
Соответственно, условием полноты сознания (достигаемой в трехуровневой модели) наличие внешних инициирующих психик.
Нет сущностей, которые не имели бы своего источника, которому они имманентны. Например, если мы говорим об абсолютном, субстанциальном времени, то просто пренебрегаем тем фактом, что и такое время, наравне с атрибутивным, имманентно какой-то внешней сущности.
То же и относительно сознания.
2. Соответственно, при двухмодельном подходе необходимость внешней инициации связывается с открытой моделью, т.е. сознание возможно только при коммуникации его с внешними сознаниями.
Сознание возможно только тогда, когда оно уже есть.
Сознание о сознании. Представление о Я
Осознаваемое сознание берется либо в модусе полноты (невидимая временящаяся мысль), либо в модусе частичности (образ на «экране сознания»). В единении этих модусов – полнота сознания, полнота его объективности, единящей полноту и частичность.
Будучи полным, сознание:
- обладает собственным временем;
- обладает бесконечным «временем жизни» во времени самонаблюдения;
- является непредставимым для самого себя.
В сознании единятся объективность и субъективность; разделение их в нашем логическом анализе ведет к представлениям о Я, об основном сознании и о частичных сознаниях.
Я есть сознание в модусе своей полноты, сознание в собственном времени.
Я есть сознание, которое видит себя только в модусе полноты; это означает, что Я для самого себя есть всегда, но при этом оно есть только как абстрактный факт своего наличия. Этот «абстрактный факт», однако, выбирает конкретные частичные сознания и выстраивает из последовательно в основном сознании.
Самоосуществление Я есть основное сознание.
Осознанные предметы (образы на «экране сознания»), выпадая из основного сознания, сохраняются во времени соответствующего частичного сознания (память). В памяти эти образы хранятся вечно.
Полноту «со стороны» видеть нельзя, т.к. она непредставима. Ее можно видеть только «изнутри», т.е. полнота способна видеть сама себя (в полноте есть всё, в т.ч. и она сама).
Так и сознание: образы на его «экране» способно видеть только оно само.
О наблюдении физических предметов: мы их наблюдаем опосредованно – через Встречу с ними в модусе их полноты, т.е. через включение их в КР-кольцо.
Полнота КР есть сохраняющаяся «идея» предмета, «участвующая» в психике наблюдателя.
Физическая (пространственная) «часть» предмета есть ставшее; если мы рассматриваем вещь в пространстве, то это означает ее «выпадение» из времени, т.е. ее неизменность во времени.
КР-кольца есть неизменные (устойчивые во времени) пространственные образования. Соответственно, на «экране сознания» мы видим устойчивые во времени пространственные образы. устойчивость образов означает, что сознание их «перебирает», но не изменяет непрерывно. Образы появляются в сознании поочередно, а не плавно переходят один в другой. «Эффект кино» (кажущаяся непрерывность при быстрой смене кадров) возникает в сознании при его наблюдении со стороны более медленного («крупноблочного») охватывающего сознания.
То же самое следует из пузырьковой модели психики – пузырьки всплывают на поверхность бессознательного поочередно.
Модель психики с неустойчивым в пространстве физическом референтом
Для того, чтобы на психическом уровне была какая-то устойчивая во времени сущность (идея, образ на экране сознания), необходимо, чтобы этой сущности отвечала неустойчивая сущность на физическом уровне (физический процесс).
Заметим, что идея (образ), чтобы быть осознанной, должна быть “охвачена” более широким фоном.
Такая “охваченность” является актуальной в том случае, если осуществляется взаимодействие между идеей (образом) и фоном, выявляемое как изменение положения идеи относительно фона (заметим, что при этом фон должен являться конечным).
Соответственно, устойчивая идея (образ) должна переноситься во времени, а ее физический референт – в пространстве.
В частности, за память должны отвечать физические структуры, имеющие устойчивую во времени форму, но изменяющие свое положение в пространстве мозга.
2005-04-18
(продолжение следует)