Игорь ШАШКОВ
ЛИЧНОЕ И КОЛЛЕКТИВНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ: ТРЕХУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ
(статья)
В рамках интегральной модели психики, разрабатываемой автором данной статьи, большое значение имеют следующие вопросы:
Являются ли бессознательное и сознание самостоятельными сущностями, имеющими принципиально разную природу? Есть ли связь между бессознательным и сознанием, и если есть, то какая?
Является ли психическое (сознание) исключительно функцией физического уровня (физических и химических процессов в мозгу)? Или же психика представляет собой феномен, в значительной степени самостоятельный?
Является ли коллективное сознание исключительно функцией личного сознания (своего рода «суммой» личных сознаний членов коллектива)? Или же коллективное сознание представляет собой феномен, не являющийся исключительно функцией личных сознаний?
В данной работе автор лишь кратко касается ответов на некоторые из этих вопросов. Более подробные ответы на эти вопросы будут представлены в других работах по интегральной модели психики; некоторые материалами по этой тематике приводятся в книге: И.Шашков, «Интегральная картина мира», г. Киев, 2004.
Для лучшего понимания данной статьи целесообразно ознакомиться с основами т.н. Интегральной теории, материалы по которой регулярно публикуются на сайте kastalia . narod . ru . Для удобства читателей автор счел нужным поместить в конце статьи несколько выдержек из «Краткого словаря по интегральной теории».
1. ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ
Условие адекватности модели психики
Все известные автору модели психики (от Фрейда до Ошо) являются, по сути, статичными: изменения в них происходят либо внутри уровней (элементов структуры психики), либо между этими уровнями (т.е. меняются связи между ними), идентификация же уровней остается неизменной. Если сущность предполагается физической, то и в дальнейшем она идентифицируется как физическая, если предполагается психической, то как психическая…
В физике аналогично: предполагают, например, что физические элементы есть, «на самом деле», «сгустки» информации (паттерны), но тогда ничем другим они уже не являются.
В интегральной теории, напротив, идентификация уровней бытия (соответственно, и уровней в модели психики) является функцией «точки зрения» наблюдателя, идентифицирующего эти уровни.
Постоянной такая идентификация является в том случае, если идентифицируемая полная сущность и сам наблюдатель являются полными, т.е. осуществляется полнота коммуникативного резонанса. Во всех же осуществляемых в обычной практике случаях идентификация уровней является адекватной, если она меняется в зависимости от того, в какой плоскости и с какой целью осуществляется построение модели.
Различные уровни, встречаясь, осциллируют, передавая друг другу свою идентификацию. Статичной система идентификаций является в том случае, если один из уровней во времени наблюдения является малоподвижным. Такой случай (когда процессы рассматриваются на «фоне» материального предметного мира), как раз и соответствует известным моделям психики. Однако в этих моделях не учитывается высокая изменчивость при краевых физических процессах, осуществляющихся при функционировании психики. Соответственно, статичность ведет к неполноте и условности модели, а иногда и к неправильным практическим результатам.
Четкое определение уровней, осуществляемое в известных моделях, дополняется в интегральной модели переопределением их в процессе проводимого рассмотрения. Такое переопределение, однако, не является произвольным – оно должно осуществляться в согласии с краевым принципом соответствия.
Формулировка принципа соответствия
Итак, система определений в интегральной модели принципиально является неустойчивой и субъективной. В процессе изложения материала мы не только можем, но и должны в некоторых случаях переопределять краевые сущности.
Однако такие переопределения должны соответствовать фазам развития во времени наблюдаемой сущности. Если соответствующий ритм «пойман» наблюдателем, то его теория будет единиться - отражать полноту Встречи наблюдателя и наблюдаемого, то есть будет единиться с действительной практикой.
Адекватность достигается, когда разные определения относятся к сущностям, принадлежащим единой иерархии.
Принцип соответствия связан с представлениями о холономности – свойстве изоморфности пространственно разделенных краевых процессов.
Всякая полная сущность развивается в своем времени по краевой схеме. При этом краевая схема «индуцирует» себя на краевые пути развития других сущностей, входящих в общую систему.
Такое подобие (соответствие) процессов развития относится не только к физическим сущностям, но и к различным идентификациям структурных элементов той или иной полной системы.
Принцип соответствия может быть сформулирован следующим образом:
Идентификации сущности на различных этапах ее краевого развития должны соотноситься с идентификациями, принятыми для развития Самости по краевой схеме (Самость – Время – Пространство – Объективность). При этом важны не столько сами идентификации, сколько порядок их следования (в соответствии с модусами развернутого времени: прошедшее – настоящее – будущее).
При исследовании психики могут быть применены, в частности, следующие системы идентификаций, построенных с учетом принципа соответствия:
бессознательное – сознание – психическое;
предсознание – сознание – сверхсознание;
физическое – логическое – творческое;
логическое – образное – осознаваемое,
личное – коллективное – единое.
«Начало» той или иной триады может соответствовать разным позициям на общей краевой схеме; главное, чтобы последовательность их была правильной.
Краевая идентификация
Основное содержание принципа соответствия заключается в том, что различные системы идентификаций уровней являются, по своей сути, равносильными. Это позволяет осуществить «краевую идентификацию», при которой мы не сопоставляем с уровнями какое-либо эмпирическое содержание, а соотносим с ними только их расположение относительно нашей «точки зрения».
Наша «точка зрения», наше Я находится при такой идентификации на среднем, центральном уровне; множество наших «внутренних» устойчивых структур психики (УСП) находится на нижнем уровне («личное психическое»); множество «внешних» УСП, участвующих в структуре нашего Я, находится на верхнем уровне («коллективное психическое»).
Каждый из этих уровней может являться для нас уровнем сознания или уровнем бессознательного – в зависимости от степени развития УСП на нем.
Средний уровень есть условная линия разделения (граница) «внутреннего» и «внешнего» нашей психики.
Трехуровневая модель: проблема границы
Если предположить, что на нижнем уроне – бессознательное (БС), а на верхнем – сознание (С), то средний уровень, вне зависимости от его идентификации, будет являться границей между бессознательным и сознанием. Граница при таком подходе есть уровень, равносильный другим уровням этой схемы.
В то же время в системе идентификаций «бессознательное – сознание – психическое» граница между БС и С не идентифицируется как один из уровней триады.
Граница парадоксальна: она и разделяет, и единит сущности, т.е. в границе осуществляется единение единения и разделения. В нашем случае такое единение, превышающее само себя, является признаком полноты границы.
Граница самоосуществляется для нас (перестает быть «вещью в себе») в том случае, если происходит некоторое действие, имманентное границе. Таким действием является переход через границу, дополняемый отсутствием перехода через границу.
Устойчивым переход через границу между двумя уровнями является в том случае, если эти уровни замыкаются третьим уровнем, что обеспечивает непрерывность потока по замкнутой системе трех уровней (по Треугольнику).
Замыкающая сторона Треугольника, противоположная вершине, обозначающей границу, является дополнением этой границы. Наличие этого дополнения необходимо для осуществления перехода через границу, т.е. это дополнение инициирует переход.
В нашем случае системы «бессознательное – сознание» можно утверждать, что без инициирующей полноты единения бессознательного и сознания в Треугольнике уровней, устойчивый переход между бессознательным и сознанием невозможен.
Граница и противоположная сторона Треугольника уровней являются двумя модусами одной и той же сущности.
В частности, при идентификации границы как времени-направленности, противоположная сторона Треугольника идентифицируется как время-длительность.
При идентификации границы (имеющей некоторую конечную ширину) в качестве «запрещенной зоны» между БС и С, противоположную сторону можно идентифицировать как единящее психическое.
При идентификации границы как «линии разделения» между личным и коллективным психическим противоположную сторону можно идентифицировать как целостное Я, в котором единятся эти личное и коллективное психическое.
2. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Некоторые трехслойные модели психики
1. Модель с сознанием в качестве центрального уровня:
Сознание (С) и бессознательное (БС) в такой модели психики можно представить в виде трех слоев: БС 1, С и БС 2.
Уровень сознания является центральным; снизу и сверху от него – уровни бессознательного. Если задать направление времени снизу – вверх, то нижний уровень бессознательного (БС 1) можно идентифицировать как предсознание, верхний (БС 2) – как сверхсознание.
2. Модель с «запрещенной зоной» в качестве центрального уровня:
«Запрещенная зона» – в центре, снизу – БС, сверху – С.
Направление времени: снизу – вверх.
Исследование такой модели удобно производить на основе «полупроводниковой аналогии», рассматриваемой в этой статье ниже.
3. Модель «субъективно-объективного Я».
В центре – единящее субъективно-объективное Я, снизу – личное психическое, сверху – коллективное психическое.
Сознание как результат «сложения» двух типов бессознательного
Обычно считается, что сознание, в отличие от бессознательного (БС), «содержит» в себе в каждый момент времени (физического) лишь одну идею. Соответственно, сознание осуществляется в физическом времени последовательно.
БС же осуществляет множество функций (в частности, по управлению организмом) в каждый момент внешнего физического времени, т.е. БС в этом времени параллельно.
Сознание по такой модели отвечает развитию предметного внешнего мира в физическом времени, БС – статичной картине внешнего мира в физическом пространстве.
Такая «двоичная» модель (отвечающая модели 2 предыдущего пункта) достаточно эффективна в некоторых случаях интегрального моделирования психики.
Однако интегральная теория предполагает при моделировании примат троичности (модель 1 предыдущего пункта). Основное предположение при таком подходе следующее:
Сознание есть результат «столкновения» БС, относящегося к прошлому, и БС, относящегося к будущему, в настоящем времени.
БС, относящееся к прошлому, можно понимать как предсознание; ему отвечает физический уровень и параллельность времени воспринимаемых внешних элементов (время на физическом уровне одинаково для всех частичных элементов).
БС, относящееся к будущему, можно понимать как сверхсознание, управляющее сознанием «сверху»; ему отвечает временение сознания в будущее, т.е. последовательное осуществление полноты сознания.
В сознании осуществляется единение логической и образной составляющих, являющихся в «чистом виде» бессознательными. Сознание есть результат единения двух моделей в одной принципиально новой модели.
Физическая аналогия:
образная, пространственная составляющая сознания – корпускулярная модель света;
логическая, временная составляющая сознания – волновая модель света;
сознание в целом – квантовая модель света.
О размерности сознания и бессознательного
Бессознательное (БС) – трехмерно. При этом «пространство сверхсознания» охватывает (и заключает в себя) «пространство предсознания» (модель сферических слоев-оболочек).
Сознание – двумерно. Двумерность (поверхность) получается вследствие пересечения двух трехмерных (объемных) БС – предсознания и сверхсознания.
Сознание есть граница между предсознанием и сверхсознанием, имеющая ширину равную «зоне неопределенности» (ЗН).
Чтобы предсознание перешло в сознание, оно должно достичь своего края, т.е.достичь полноты. Этот переход в сознание возможен только при инициации его сознанием (как будто оно уже есть).
Чтобы сознание перешло в сверхсознание, оно должно быть инициировано этим сверхсознанием (как будто оно уже есть).
Возникновение сознания возможно только в том случае, если оно уже есть в качестве сверхсознания.
То же касается предсознания и сверхсознания – они возможны только при наличии психических уровней «сверху» и «снизу». Геометрическое представление таких отношений уровней возможно только как их треугольное соединение. Сознание при этом – не только граница между предсознанием и сверхсознанием, но и противоположная этой точке-границе сторона треугольника, возвращающая сверхсознание к предсознанию.
3. ЛИЧНОЕ И КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ
Личное и коллективное сознание
Переход сознания в сверхсознание может рассматриваться двояко:
С одной стороны, попадая в сверхсознание, сознание сохраняется в своем качестве сознания, как бы вытесняя сверхсознание на следующий уровень.
С другой стороны, сознание приобретает новое качество – оно теперь оказывается принадлежащим множеству других, внешних для него сознаний и может идентифицироваться как элемент единящего сознания этого уровня – коллективного сознания (называемого также, в разных контекстах, групповое сознание, общественное сознание, коллективное бессознательное, эгрегор и т.д.).
Сознание в своей полноте, будучи двухмодельным, принципиально невозможно без «составляющей» коллективного сознания.
Сознание временится вовне; это его внешнее время – «между» полными сущностями (отдельными сознаниями, составляющими группу).
Коллективность сознания осуществляется в личном сознании, главным образом, через язык («языковое сознание»); личное сознание, взятое без его «языковой составляющей», представляет собой абстрактное, чисто логическое «сознание», не обладающее творческими способностями и аналогичное, по сути, «сознанию» компьютера (если о таковом вообще можно говорить).
Сверхсознание – когда осуществляется временение (интенция) на уровне целостного Я, а не на уровне множественных частичных «сознаний». С таким целостным Я можно сопоставить охватывающую УСП, временящуюся «наружу», к другим Я-УСП.
Сверхсознание является интенцией Я, представляемого в качестве одной из УСП в множестве других Я-УСП, составляющих коллективное психическое. Сверхсознание Я, являясь участвующим в поверхностном движении других «Я-УСП», оказывается коллективным сознанием. Индивидуальное человеческое сознание при этом представляет собой как бы сон коллективного психического.
Формулы психических отношений
Сознание можно понимать как скачок от бессознательного, при котором устойчивые структуры психики (УСП) в бессознательном (БС) достигают полноты (т.е. завершают свое развитие в БС) и «всплывают» на поверхность БС.
Сознание и бессознательное оказываются дополнительными друг для друга; связь между ними осуществляется через принцип неопределенности.
Единичным сознание является тогда, когда бессознательное является множественным. В терминах нашей «краевой идентификации» единичность на среднем уровне отвечает множественности на нижнем уровне.
Аналогично связаны между собой средний и верхний уровни (личное и коллективное психическое).
«Коллективный разум» невидим для индивидуального сознания среднего уровня, находящегося между личным и коллективным БС.
Связывая уровни соотношениями неопределенности, получаем формулу психических отношений:
БСк / С = С /БСл,
где БСк – коллективное бессознательное, С – личное сознание среднего уровня, БСл – личное бессознательное.
Из этой формулы имеем:
С = VБСк•БСл .
( V - корень квадратный)
Если же на среднем уровне достигается личное бессознательное («отключка»), то формула психических отношений будет иметь вид:
Сл / БС = БС /Ск,
где БС –личное бессознательное среднего уровня, Сл – «внутреннее» сознание (измененное состояние сознания, отвечающее глубинным УСП), Ск – коллективное сознание.
Из этой формулы имеем:
БС = VСк•Сл .
Анализ этих формул, ведущий к получению множества практических результатов, в задачу настоящей заметки не входит.
Отметим только, что взятие человеком на средний (основной) уровень информации из глубины БС (с нижнего уровня) и из коллективного разума (с верхнего уровня) является, видимо, основой функционирования механизма интуиции.
4. НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
О взаимодействии коллективных (УСПк) и личных (УСПл) устойчивых структур психики
Рассмотрим некоторые особенности взаимодействии УСПк и УСПл.
1. Свойство усиления взаимодействия
Взаимодействие между различными УСПл усиливается, если они охватываются одной и той же УСПк.
2. О дополнительности УСПк и УСПл
Влияние коллективной УСПк на личную УСПл является двойственным – в зависимости от того, в рамках какой модели мы их соотносим. Мы можем рассматривать их как принадлежащие одной иерархии (одному уровню) и как находящиеся на разных уровнях. Обе точки зрения парадоксальным образом совмещаются, однако при логическом рассмотрении относятся к различным характеристикам.
Принадлежность к одному уровню ведет к выводу об изоморфности личных УСПл охватывающей их коллективной УСПк и о соответствии их устойчивости:
При завершенности (определенности) охватывающей УСПк устойчивость личной УСПл увеличивается.
В свою очередь, принадлежность к разным уровням соответствует различной (дополнительной) активности личных и коллективной УСП.
При завершенности (определенности) охватывающей УСПк актуальность (активность) УСПл увеличивается.
3. О манипуляциях с УСП
Все манипуляции с УСП означают, в первую очередь, ее перемещение (удаление или приближение), т. е. увеличение или уменьшение степени ее актуальности. Удаление УСП означает усиление ее замкнутости и, вместе с этим, повышение устойчивости.
4. О «критической массе» УСПл
Пусть имеется некоторая «критическая масса» адресатов, при которой между ними осуществляется эффективная горизонтальная передача информации. Тогда, чем более полной (близкой к краю, абстрактной, общей) является информация, тем меньшей оказывается необходимая для ее восприятия «критическая масса» адресатов.
Наиболее общая информация, отражающая сам способ восприятия и преобразования информации (например, законы и принципы мышления), не требует каких-либо усилий для ее передачи; при этом для ее восприятия всей группой адресатов может быть достаточно ее актуализации у одного адресата.
Заметим также, что чем более общей и абстрактной является информация, тем быстрее она воспринимается адресатом; при передаче некоторого образа сначала воспринимается «скелет» передаваемого образа, который затем «обрастает» деталями.
Об управлении толпой
Тема воздействия на коллективное психическое имеет множество различных аспектов, требующих серьезной проработки. Здесь мы кратко коснемся лишь одного из примеров такого воздействия.
Пусть есть группа людей, объединенных коллективным психическим. Пусть в некоторый момент времени у членов этой группы «отключено» личное сознание, т.е. на среднем уровне – множество личных БС. Тогда на дополнительном верхнем уровне коллективного психического возникает коллективное сознание, разумно управляющее действиями группы.
Чтобы создать такую управляемую бессознательную группу («толпу»), надо добиться полной «отключки» ее членов и при этом связать их между собой общим ритмом. Такой ритм для множества достигается при параллельном воздействии на членов этого множества. Оптимальная структуризация множества осуществляется при делении на группы из четырех членов: каждый член такой группы видит одинаковые замкнутые фигуры – Треугольники. При этом состав групп может меняться; главное – сохранение числа членов. Оптимальное воздействие может осуществляться по формуле 3+1 (три такта «громкого» воздействия и один такт паузы).
Полупроводниковая аналогия для процессов перехода из БС в С
В трехслойной модели психики с «запрещенной зоной» в качестве центрального уровня переход из бессознательного (БС) в сознание (С) тем труднее, чем шире является «запрещенная зона». Аналогичные свойства наблюдаются в физике полупроводников, где переход электронов из одной «разрешенной зоны» в другую зависит от ширины «запрещенной зоны», расположенной между ними.
Соответственно, можно построить «зонную теорию» психики, аналогичную зонной теории для полупроводниковых кристаллов.
Так же, как в физике полупроводников, инициируя специальным образом «промежуточные уровни» в «запрещенной зоне», мы можем облегчить переход из бессознательного в сознание.
Создание в «запрещенной зоне» промежуточных уровней ведет к уменьшению величины скачков, последовательно переводящих УСП из бессознательного в сознание. Это, в частности, может быть использовано в методиках научения и коррекции психики.
Промежуточные уровни в запрещенной зоне образуют «лесенки» от бессознательного к сознанию, которые могут иметь разное целевое назначение.
Лесенки можно создавать по следующим характеристикам.
1. «Игра времен» - последовательность времен воздействия стимулов, промежуточных между подпороговыми и надпороговыми.
2. Изменение силы (интенсивности) стимулов – от невидимых подпороговых до заметных надпороговых.
3. Изменение формы – от симметричной, кольцевой подпороговой формы до несимметричных форм, строящихся, в основном, с учетом принципов гештальт-психологии.
При этом следует учитывать разницу в восприятии у людей с «открытым» и «закрытым» типами мировоззрения; такой учет может быть использован для оптимизации воздействия на разнородные группы адресатов.
Равновесное восприятие – спираль (полнота симметрии и несимметрии).
Метод нейтрализации отрицательных воздействий
Переход из бессознательного (БС) в сознание (С) для нейтрализации воспринятых отрицательных стимулов (образовавших УСП в БС) следует осуществлять путем последовательной ступенчатой трансформации переходящей в сознание УСП. При этом могут быть использованы такие приемы:
1. «Лесенка» строится от подпороговых (по длительности) к надпороговым стимулам.
2. Можно использовать закон инверсии (создавать «лесенку» с полюсами, дополнительными друг к другу).
3. Можно использовать дополнительные цвета, замкнутость в БС и открытость в С, метод «светофора» (переход от красного цвета к зеленому через желтый), переход от «женского» начала к «мужскому» и др.
Об интегральном воздействии на психику
1. Интегральным является резонансное воздействие одновременно на сознание и на бессознательное с осуществлением коммуникативного резонанса (КР) между ними. При этом могут быть образованы нужне доминанты и стереотипы.
2. Интегральным является резонансное воздействие одновременно на личное и на коллективное сознание с осуществлением КР-связи между ними.
ПРИЛОЖЕНИЕ. ВЫДЕРЖКИ ИЗ «КРАТКОГО СЛОВАРЯ ПО ИНТЕГРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ»
Полнота – одно из основных понятий ИТ, в котором осуществляется высшее («краевое») представление о парадоксальности.
Каждая полнота парадоксальным образом включает в себя всякую другую, но при этом существует и иерархия полнот для взгляда наблюдателя. Таких полных сущностей множество: всё, что нам открывается в наших мыслях и представлениях (будем говорить - всякая сущность), может быть при определенных условиях взято нами в модусе полноты.
Сущность является для нас полной, если она берется нами как обладающая собственным временем.
Частичность – дополняющая противоположность полноты. С полнотой в интегральной теории соотносится единичность и время, с частичностью – множественность и пространство. При этом надо учитывать, что каждый «частичный» элемент со своей точки зрения является полным.
Будем говорить, что полнота и частичность являются модусами одной и той же сущности, находящейся на разных уровнях. Эти уровни являются парадоксальным образом как статичными, так и динамичными.
Динамика движения уровней означает изменчивость во времени всех определений, в т.ч. определений полноты и частичности. То есть сами понятия полноты и частичности являются функцией взгляда, развивающегося во времени. Взгляд способен воспринимать прошлое – параллельно, частично, или будущее – последовательно, в модусе полноты.
Основное сознание – последовательное сознание, «привязанное» к физическому времени и «выстраивающее» в этом времени другие «сознания», имманентные конкретной психике (в частности, т.н. измененные состояния сознания).
Сознание – в интегральной психологии является полной сущностью, парадоксально единящей в себе логическую и образную составляющие. В отличие от бессознательного, сознание возможно только как актуальное и динамичное. Как сознание, так и бессознательное опираются на качественно одни и те же психические процессы; различие между ними является количественным.
УСИ (устойчивые структуры информации) – замкнутые образования на логическом уровне, дополнительным физическим уровнем которых являются физические носители информации. Актуальными УСИ являются при взаимодействии (при Встрече) с УСП. Устойчивость УСИ (также как и УСП) обеспечивается КР.
УСП (устойчивые структуры психики) – спиралевидные замкнутые образования в психике, которые, благодаря КР в них, являются устойчивыми во внешнем охватывающем времени. Витки спирали УСП релятивистски сгущаются при удалении от центра, образуя внешнюю оболочку УСП. Различные УСП «отвечают» за восприятие внешних стимулов, хранение конкретных блоков информации, поведенческие реакции, управление другими УСП, управление бессознательным функционированием организма и т.д. Дополнительным физическим уровнем для УСП («натуральным аналогом», «физическим референтом») являются физические процессы в мозгу.
Модель оболочек – интегральная модель психики, в которой психический уровень при «взгляде из бесконечности» является изоморфным физическому уровню и структурируется по аналогии с моделью электронных оболочек атома по Бору.
Пузырьковая модель – интегральная модель психики, в которой УСП представляются в виде пузырьков в толще бессознательного; всплытие этих пузырьков на поверхность бессознательного означает переход в сознание.
КР (коммуникативный резонанс) – парадоксальное единение сущностей в замкнутой причинно-следственной цепочке. Предполагается, что именно такие резонансные образования являются устойчивыми во времени неоднородностями, образующими конкретную «ткань» наблюдаемого мира.
КР осуществляется всегда, когда мы что-либо видим и осознаем; все наблюдаемые сущности есть КР-образования (будем говорить – КР-кольца). Понимание механизма КР позволяет по-новому взглянуть на процессы развития, мышления, сознания и нередко ведет к достижению новых результатов.
13 декабря 2004 г.