О теоретическом инструментарии интегральной онтологии
Зададимся вопросами: какие возможности для осуществления научных разработок "содержатся" в интегральной онтологии? на основе каких положений можно её развивать и получать новые результаты? какие требования выдвигаются к исследователю?
Главной особенностью при работе в интегральной онтологии является обращение к полным сущностям (свободным, непредставимым, "запредельным") и раскрытие их в нашей "обычной" логике, в нашем языке, взятом в его коммуникативной функции. Эта задача является творческой и требует от исследователя (наблюдателя) достижения им собственной полноты (своего "края"). В краевой схеме интегральной онтологии сам исследователь (в модусе своей полноты) является необходимым элементом.
Однако интегральная онтология даёт возможность решения конкретных задач и "в середине" - в частичной предметной множественности. Она определяет для неё граничные условия и позволяет верифицировать принципы и правила, относящиеся к компетенции других научных теорий. Полнота может открываться на разных уровнях множественности - это определяет широкие возможности получения в интегральной онтологии самых разнообразных практических результатов.Сформулируем несколько тезисов, отвечающих принципам и положениям интегральной онтологии и составляющих основу ее рабочего метода.
1. Выход за пределы (отрицание) современной двойственной парадигмы (в которой противопоставляются Я и не-Я, Да и Нет, конечное и бесконечное) при её утверждении на всех уровнях, достигнутых наблюдателем. В интегральной онтологии осуществляется парадоксальное единство различных типов мышления, различных "онтологий", различных способов видения мира.
2. Обращение к Ничто как к абстрактной заполненности, принципиально отличающейся от заполненности Что, но при этом прозрачной для логики наблюдателя. Логика "запредельности" есть логика "этого мира".
3. Представление о присутствии Ничто при всяком сущем.
Это означает, что всякое сущее в принципе может быть увидено в своей полноте - при достижении его края. Это также означает, что Ничто, будучи единичным, является парадоксальным образом и множественным. Поэтому Ничто можно считать, можно удалять и приближать к себе. Такое действенное обращение к Ничто составляет основу Практики Ничто.4. Понимание смысла развития как собственного стремления наблюдаемого сущего достичь своей полноты в охватывающем времени наблюдения (обратная связь). Отношение к будущему как к абсолютной заполненности, являющейся предельной реальностью для действительного мира. Вероятность наступления будущего равна единице, будущее "не обойти". Но при этом будущее и отсутствует, т.е. будущее парадоксально. Адекватное логическое построение при развитии к своему краю (к своей "финальной" причине) должно приходить к парадоксальности, должно содержать в себе собственное отрицание.
5. Изначальное признание потенциальной полноты во всяком сущем, признание его единичности, закрытой для взгляда миром множественности. Практика Ничто, открытие полноты в том или ином сущем, осуществляется через достижение собственной полноты. "Лабораторией" для интегральной онтологии является, в первую очередь, сам человек.
6. Достижение полноты сущего путем сосредоточения полноты взгляда исключительно на этом сущем. Отстранение сущего от его частичности (множественности) осуществляется в настоящем моменте времени, в котором длительность оказывается нерасчленимой. Связи наблюдаемого сущего с другими сущими оказываются при этом на другом уровне, внешнем относительно уровня наблюдения.
7. Нахождение в мировой множественности сущностей, подобных наблюдателю по открытости на полноту, и осуществление взаимодействия с ними через выбор точки зрения.
8. Двухмодельный подход при взгляде из логики. Использование конечной или бесконечной модели в зависимости от того, внутренним или внешним является сущее по отношению к наблюдателю. Достижение края (полноты) через определение области неразличимости конечной и бесконечной моделей.
9. Определение близости к действительному краю по "краевому насыщению". (Такое "насыщение" наблюдается, в частности, в специальной теории относительности при сложении скоростей, близких к скорости света. Для взгляда "изнутри" увеличение скорости происходит равномерно и неограниченно, для взгляда же "извне" происходит "замедление" роста скорости тела до предела - скорости света.)
10. Краевое нормирование не на покой и не на равномерное прямолинейное движение, а на колебательное движение, объединяющее поступательное и вращательное движения. Действительное равновесие осуществляется именно при таком движении, а не в состоянии покоя. Достижение равновесия означает открытие сущим своего спонтанного движения и вхождение в него. Именно в состоянии равновесия происходят самые глубокие изменения, привносимые не извне, а свойственные сущему изначально.
11. Инициация полноты в наблюдаемом сущем. "Что было раньше - яйцо или курица?" - "Раньше" было творческое сверхлогическое "включение" Самости в действительный развёрнутый мир наблюдателей. Такое высшее творчество ("творение") требует Творца, обладающего полнотой свободы, т. е. волей осуществлять действительный выбор - выбор единственного из множества тождественного, выбор конечного в бесконечном. Но при этом требуется ещё и близость к краю инициируемых сущих - их гармоничное единство в полноте (Встреча). Новая Самость "появляется" и открывает своё равновесное колебательное движение "из ничего", в котором "содержится" непредставимое парадоксальное единение "яйца и курицы". (В физике для рождения из энергии пары элементарных частиц требуется присутствие третьей, сторонней, частицы.)
12. Использование "принципа двух оборотов". Полное возвращение к себе в объективном мире Самость осуществляет в результате двойного Пути - сначала достигается Объективность (первый оборот по Треугольнику), затем Самость возвращается к исходному состоянию, перенося к нему достигнутую Объективность (второй оборот). Первый оборот - открытие действительного содержания Пути в его целостности. Инициируется личностное трёхуровневое сознание, заброшенное в мир и обладающее волей вобрать этот мир в себя, сделать его полным и тождественным с исходной Самостью. Второй оборот - осуществление воли инициированного сознания, стремление к Встрече с полнотой действительного мира. Замкнутая логическая цепочка в детерминированном мире невозможна; в реальном мире такая замкнутость обеспечивает Треугольнику максимальную устойчивость для взгляда внешнего наблюдателя (т. к. краевая парадоксальность "раньше" времени и пространства); логика "проходит" Треугольник и "приподнимает" его над самим собой - возникает перпендикулярное движение по спирали, которая в полноте Встречи сворачивается в осциллирующий Тетраэдр.
13.Использование холономного принципа - полнота содержит в себе всё, в т.ч. и множественность всех сущих, взятых взглядом наблюдателя в модусе частичности. При этом наблюдатель считает принадлежащими данной полноте те сущие, которые могут открываться в модусе полноты при неизменной точке зрения наблюдателя, достигшего своим взглядом начальной ("общей") полноты. Иными словами, все действительно принадлежащие полноте элементы свой путь к полноте осуществляют именно в той полноте, к которой принадлежат (инерция принадлежности). Этим обуславливается возможность построения полного изображения полноты. В голографии полная информация сохраняется на каждой части пластинки с изображением. При делении элементарной частицы (близкой к краю), обычно появляются уже известные частицы (или такие же самые) - т.е. не происходит механическое деление "на части". Часть оказывается тождественной целому. В множественном мире действительное воздействие на его полноту осуществляется путем воздействия на его краевые элементы.
14. Использование принципа распределения - сущности, близкие к краю, не могут занимать одно и то же состояние в пространстве и времени. Достигает действительного края только одна сущность из принадлежащих к данному уровню. Именно в ней "отражается" вся полнота. Именно через нее полнота открывается взгляду в своем качестве полноты. Однако движение внутри иерархии подразумевает наличие "фона" для этого движения, т.е. пространства и времени. Движение возможно в том случае, когда есть его начальная и финальная причины. Эти условия движения приводят нас к многоуровневой модели; на каждом уровне возможны полнота и частичность. Движение возможно при "участии" в нем различных уровней. Работа "в одной точке" не просто ограничивает возможности мыслителя, но делает его представления в некоторой степени неадекватными. Представления о едином нерасчленимом Абсолюте, о едином "запредельном" Ничто, о едином сверхсознании и т. п. делают картину мира антропоцентрической, причем человек - центр этой картины - в итоге оказывается просто выпавшим из нее. Без Другого, находящегося на другом уровне, невозможно достижения полноты Я в действительном мире, иллюзорность мира становится абсолютной - оторванной от объективно присущей ей реальности.
15. Осуществление связи через границу между уровнями с помощью принципа неопределенности. Так, точность счета полных сущностей соответствует неточности счета множественности сущностей, принадлежащих одной из них, и наоборот. Внутреннее и внешнее для какой-либо полной сущности взаимно дополняют друг друга; разделение на внутреннее и внешнее происходит именно благодаря принципу неопределенности - если внутреннее определено, то внешнее отделяется от него своей неопределенностью, и наоборот. Неопределенности "запредельности" отвечает определенность нашего действительного материального мира; эта определенность осуществляется в виде законов сохранения, олицетворяющих наличие краевых симметрий в несимметричном предметном многообразии.
16. Несводимость сущего в своем основании к однозначности Что и Ничто (абсолютной наполненности или абсолютной пустоты). Абсолютная наполненность в пределе неразличима с абсолютной пустотой; разделение происходит в языке. "Первичность" Что или Ничто для конкретного наблюдателя оказывается относительной; она связана с местом наблюдателя в человеческом мире (в языке) и определяется его субъективным отношением к действительности. Однако обращение взгляда в глубину Что приводит к Ничто. В свою очередь, Ничто во времени наблюдателя открывает свою множественность и через нее осуществляется как Что. Взгляд из логики, требующий начальной знаковой определенности воспринимаемого сущего (Что или Ничто), попадает в чередование, в колебательное движение между Что и Ничто; такое подвижное равновесие означает полноту взгляда. Отметим также, что симметрия между Что и Ничто не является полной - для реального наблюдателя в пределе должно оставаться некоторое "изначальное" Что (но не Ничто). (В частности, в квантовой механике такое "остаточное Что" определяется конечностью постоянной Планка).
17. Верификациия всякой логической схемы по краевой схеме, раскрывающей элементарные отношения между полными сущностями при взгляде наблюдателя из полноты своей логики. Через обращение к краевой схеме находятся жизненные ритмы и общие законы, управляющие предметной множественностью действительного мира. В краевой схеме раскрывается общий путь (Самость -время - пространство - объективность), на котором достигается полнота единения человеческого Я с самим собой и с многообразием окружающего мира.
18. Обращение к частичности, близкой к полноте, как к самой полноте (замещение), что позволяет использовать результаты интегральной онтологии для приложений на различных уровнях множественности. Правомочность такого приближения обосновывается тем, что при определенном выборе точки зрения всякое частичное сущее, принадлежащее наблюдаемой полноте, само может открываться наблюдателем как полное. 19.Последовательный переход от частичности к полноте наблюдаемых сущностей ("скользящая полнота") и построение на этой основе логических цепочек, определяющих путь к намеченной полноте в многообразии наблюдаемого мира. 20.Переход от "традиционной" квантовой механики к "пограничной" квантовой механике, в рамках которой осуществляется обращение к множественности полных сущностей, которые "первичнее" времени и пространства. При этом вместо "классических" измерительных приборов, обязательных в традиционной квантовой механике, используются "квантовые" измерительные приборы (полные сущности).
г. Киев, июнь 1999 г.