Игорь Шашков
ВРЕМЯ
(избранные заметки)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Время и полнота
Время и причинно-следственное отношение (ПСО)
Время и пространство
Время и вероятность
Геометрия времени
Несколько замечаний
Из книги «От логики к картине мира» (1991 г.)
Из сборника «Высказывания» (1991 г.)
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Об определениях в ИТ
Начиная разговор о времени, мы должны дать ему определение. Для этого, прежде всего, следует установить некоторые общие правила, по которым определения даются в Интегральной теории.
1. Определения в ИТ являются адекватными в том случае, если они, будучи изначально субъективными, в процессе своего применения возвращаются к самим себе и становятся объективными.
Мы должны дать некоторое начальное определение, которое апробируется в наших теоретических построениях и возвращается к началу, уточняя его и придавая новый импульс для развития по новому витку. В итоге имеем развитие по спирали; когда эта спираль, «насыщаясь», превращается в круг, определение оказывается устойчивым во времени, т.е. может применяться в разное время. Это означает общность определения, будем говорить – интегральность.
Интегральные определения, оставаясь постоянными, парадоксальным образом превышают сами себя.
2. Интегральные определения должны быть двойственными: с одной стороны, сущность должна раскрываться через другие, внешние сущности; с другой стороны, сущность должна определяться через саму себя, должна раскрываться к самой себе, к своим истокам.
Соответственно, для полных определений могут использоваться два вербальных выражения – каждое для своей области.
3. В пределе, при полноте редукции к основному содержанию, интегральная сущность должна определяться через тождественные ей сущности (включая ее саму).
Такая тождественность означает возможность числового, абстрактного обозначения сущности; при этом ее конкретность связывается с наличием наблюдателя, обладающего «абсолютным масштабом», с которым сопоставляется Единица.
В полноте тождественности размерность величин снимается; решающим оказывается отношение единичного и множественного, полного и частичного.
4. Интегральное определение должно определять сущность как в статике (когда она взята вне процесса своего развития), так и в динамике (когда она является изменчивой во времени). Определение не только является исходным пунктом в теоретических построениях, но и указывает на основной способ осуществления этих построений.
Несколько предварительных определений
Приведем некоторые из интегральных определений, развитие и разъяснение которых составляет основное содержание данной работы.
Полнота – одно из основных понятий ИТ, в котором осуществляется высшее («краевое») представление о парадоксальности.
Каждая полнота парадоксальным образом включает в себя всякую другую, но при этом существует и иерархия полнот для взгляда наблюдателя. Таких полных сущностей множество: всё, что нам открывается в наших мыслях и представлениях (будем говорить - всякая сущность), может быть при определенных условиях взято нами в модусе полноты.
Сущность является для нас полной, если она берется нами как обладающая собственным временем.
Коммуникативный резонанс – парадоксальное единение сущностей в замкнутой причинно-следственной цепочке. Предполагается, что именно такие резонансные образования являются устойчивыми во времени неоднородностями, образующими конкретную «ткань» наблюдаемого мира.
КР осуществляется всегда, когда мы что-либо видим и осознаем; все наблюдаемые сущности есть КР-образования (будем говорить – КР-кольца). Понимание механизма КР позволяет по-новому взглянуть на процессы развития, мышления, сознания и нередко ведут к достижению новых результатов.
Время – в интегральной теории понимается двойственно:
- как направленность одной полноты к другой. Каждой полноте соответствует свое собственное время, порождаемое ею; при этом различные времена объединяются в общем, охватывающем времени.
- как длительность – количество переходов между полными сущностями, осуществленными во времени наблюдения; для определения времени-длительности необходимо другое, эталонное время, т.е. должна быть множественность времен.
Времени соответствует открытость - последовательный переход от очередной полноты к следующей.
Пространство – понимается как пассивное количество (совокупность) элементов, взаимодействие между которыми не наблюдается.
Пространству соответствует закрытость – свернутость времени в замкнутый контур. В пределе такой контур имеет вид Треугольника.
Основная задача работы
Основная задача данной работы – так определить время, построить такую его модель, чтобы использование этого определения и этой модели в нашей практике приводило к адекватным результатам. При этом хотя бы некоторые из этих результатов должны быть нетривиальными.
Программа-минимум: мы должны научиться объяснять основные феномены, которые мы связываем с природой времени, и учитывать эти объяснения в своей практике.
Программа-максимум: мы должны научиться преобразовывать и преодолевать время, должны научиться выходить из времени.
Основная идея работы
Важность адекватного определения времени следует из самой постановки задачи в данной работе. Обычно время выражают через сущности, понимание которых осуществляется опять же через время (эти сущности – причинно-следственные отношения, движение, изменение…). В ИТ мы, соответственно, приходим к необходимости определения времени через время.
Но если мы определяем время через время, то приходим либо к множественности времен (определение через другие, «внешние» времена), либо к одномувремени (определение времени через само себя). В соответствующих определениях осуществляются отношения времен, т.е. мы приходим к безразмерным величинам – числам.
В результате мы получаем возможность моделирования времени не на основе каких-либо эмпирических наблюдений его хода во внешнем мире, а на основе абстракций, имманентных нашему мышлению.
Наш субъективизм оказывается при этом неразличимым с объективизмом; модели оказываются не произвольными, а обоснованными самим фактом нашего присутствия в мире. Отпадает необходимость в бесчисленных гипотезах; наш взгляд обращается теперь непосредственно на реальность, пусть и непривычную (и даже фантастическую) для стандартного линейного мышления.
ВРЕМЯ И ПОЛНОТА
1. Как отмечалось выше, при интегральном подходе время определяется через время, т.е. в полноте определения время множественно.
С другой стороны, каждой полноте имманентно свое собственное время. Мы имеем соответствие множественности полных сущностей и множественности собственныхвремен этих сущностей.
2. Полнота содержит в себе всё, в т.ч. и свое отрицание. Разделение утверждения и отрицания происходит по отношению к статусу полноты относительно самой себя и относительно других полных сущностей.
Полнота самоутверждается в самой себе, отрицание же ее происходит со стороны других полных сущностей.
Собственное время полноты имманентно ей; она живет в нем «вечно». С точки же зрения других полных сущностей она «рождается» и «умирает» – имеет время жизни.
В разных внешних временах время жизни может быть различным; нормируются времена жизней в той или иной полной (замкнутой) системе полных сущностей (в «охватывающем» времени).
3. Всякая полнота начинает свое развитие с создания для себя собственного времени, в котором и развивается - как танк, который сначала «кладет» перед собой гусеницы, а затем движется по ним как по дороге. Затем это время сворачивается в пространство и полнота возвращается в этом пространстве к самой себе.
Но теперь полнота приобретает новое качество - она уже не «сама по себе», а встретила на своем замкнутом пути множество других сущностей. Она обогатилась новым знанием и приобрела объективность.
Возвращение полноты к самой себе можно понимать как наличие положительной обратной связи между финальной причиной развития полноты и начальной причиной, «содержащейся» в ее исходном состоянии.
Такая положительная обратная связь, отражаемая в интегральной модели, соответствует коммуникативному (кольцевому) резонансу (КР), при котором коммуникация достигает высшей степени эффективности.
4. Полнота, будучи взятая в парадигме времени, теряет свое основное свойство – она теперь не включает в себя «все», а включает в себя только ту полноту, на которую направлена ее интенция.
Чтобы полнота выявилась как полнота, она должна быть взята непосредственно, но не во времени . Она должна быть выведена из времени. Соответствующее преодоление времени при нашем наблюдении во времени осуществляется через КР. Соответственно, возможность для нас полноты равносильна возможности КР.
Во времени сущность осуществляет взаимодействие с другими сущностями; если это взаимодействие возвращается к исходной сущности, то она создает для себя свой замкнутый мир – мир кольца КР. В этом мире все другие сущности берутся исходной в модусе полноты.
Распространение взаимодействия на сущности, не входящие в КР-кольцо, может быть полным (при соответствующем КР) или частичным (при отсутствии КР).
5. Таким образом, в ИТ мы определяем полноту через время. Полнота «больше», чем время, но взять ее мы можем только через Встречу с ней – достигнув ее и вернувшись от нее по КР-кольцу к собственной полноте, т.е. осуществив ее в своем времени.
В свою очередь, время мы определяем через полноту. Во взаимоопределенности полноты и времени осуществляется КР, который, соответственно, является первичным при нашем рассмотрении развивающейся сущности.
Мы реально видим КР-структуры, которые моделируем с помощью невидимых сущностей – полноты и времени.
Полнота сохраняется вечно в своем собственном времени. В других временах она может появляться и исчезать.
Полнота сохраняется при отсутствии связи ее КР-кольца с внешним миром, т.е. при чистой замкнутости.
Время и причинно-следственные отношения (ПСО)
Часто считают, что время и ПСО – суть одно и то же.
Ю.Б. Молчанов: «Причинность и следование событий во времени столь неразрывно связаны друг с другом, что не имеет смысла выводить их друг из друга. Это разные стороны одного и того же отношения. Только отношение следования событий во времени выражает не реальные причинные связи, а возможность их установления».
Еще более четко подчеркивается первичность времени в следующем высказывании (Уитроу, 1964): «…Временные отношения изначальны, самодостаточны и не могут быть поняты посредством любых других форм отношений, поскольку при любом объяснении такого рода всегда неявно используются временные понятия».
С точки зрения ИТ, как Молчанов, так и Уитроу пользуются одномодельным подходом к проблеме времени.
При интегральном подходе в парадигме времени время рассматривается в каких-либо двух аспектах, дополняющих друг друга:
время-направленность – развернутое время;
собственное время – общее охватывающее время;
внутреннее время – внешнее время;
реляционная (атрибутивная) модель времени – субстанциональная (абсолютная) модель времени.
Переход от одного члена к другому в каждой паре осуществляется с помощью закона инверсии и принципа неопределенности.
Можно, в принципе, разделить понятие времени на два разных понятия, но правильнее сохранить одно общее понятие, поскольку, ввиду возможности полноты на разных уровнях множественности, каждый из аспектов времени может, в зависимости от точки зрения, «выглядеть» как противоположный (например, время-направленность может быть взято как развернутое время).
Вернемся к соотношению времени и ПСО. Здесь возможны два случая.
1. Если мы наблюдаем собственное развитие сущности, то ее время равносильно ее ПСО – она является причиной для самой себя, является причиной, вызывающей ее собственное развитие.
2. Если мы смотрим на внешние для нас, взаимодействующие между собой сущности, то наблюдаем причины и следствия, не совпадающие с временем нашего наблюдения. Мы ничего не знаем при этом о времени взаимодействия сущностей, а видим изменения в пространстве – результат этого взаимодействия. Мы видим причины и следствия, но не время. Мы видим логику развития, отражающую в себе отношения причин и следствий.
Таким образом, множественность времен, принятая в ИТ, изменяет соотношение времени и ПСО – их теперь нельзя отождествлять автоматически. В чем правы и Молчанов, и Уитроу, так это в полагаемой ими первичности времени. В ИТ это соответствует первичности времени по отношению к логике.
ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО
1. Статичное, устойчивое во времени наблюдателя определение времени может быть получено при выходе за его пределы.
С другой стороны, статичное определение времени является пространственным (устойчивое в пространстве знаковое изображение определения).
Имеем: выход из времени означает переход в пространство.
2. Относительно полноты в ИТ говорится, что всякая сущность (любого уровня множественности) может быть взята в модусе полноты».
Это означает, что все элементы этой множественности приобретают общее время-направленность. Собственные времена элементов единятся в своей параллельности.
3. «Фоном» для времени является пространство. Время, изменчивость, движение… - определяются через пространство, через статику, через неизменное. Неизменное невидимо; любое изменение в пространстве (невидимом) относится к времени.
Характеристика различия в пространстве есть направленность именно через направленность следует определять время, если мы хотим не выходить за пределы абстракции, за пределы единичного и множественного, за пределы логики.
Направленность – краевое выражение изменчивости в пространстве. Направленность означает различие начала и конца и последовательность их взятия (сначала – начало, затем – конец), т.е. в направленности изменчивость во времени осуществляется в пространстве. Направленность принадлежит единичности, взятой по отношению к не-единичности.
Единичность в своей полноте неразличима с множественностью (не-единичностью) в ее полноте. Эта неразличимость относится к направленности, но не к количественности, т.е. относится к времени.
4. Во времени-направленности осуществляется отношение полноты Я к полноте не-Я, осуществляется единение в различии.
Мы перевели изменение из времени в пространство, и теперь можем давать статичную характеристику изменения.
Т.е. теперь время определяется через пространство; такое определение оказывается общим для разных наблюдателей. Теперь мы можем передавать свои знания о времени один другому, применять понятие времени в разных точках пространства.
5. При переходе от единичности полноты к множественности частичности мы приходим к понятию развернутого, скалярного времени, берущего на себя длительность.
Развернутое время относится к внешнему развитию полноты, т.е. к развитию полноты в не-полноте (в частичности). Развернутое время осуществляется в множественности, не объединенной в полноту, т.е. развернутое время не вырождается в параллельность, а является для Самости последовательным.
6. Как отмечалось выше, времени соответствует открытость, а пространству – закрытость (свернутость времени в замкнутый контур). В пределе такой контур имеет вид Треугольника.
В Треугольнике заключено сразу и время, и пространство. При этом время последовательно «пробегает» каждую из сторон Треугольника, а трехмерное пространство соответствует одновременной совокупности («параллельности») всех трех сторон.
При достижении полноты взгляда внешнего наблюдателя на Треугольник возникает новая онтологическая сущность – Тетраэдр: четырехмерная объективность на более высоком уровне.
7. Во времени осуществляется самотождественность единичного, в пространстве – самотождественность множественного.
Когда мы говорим, что время есть направленность полноты, обладающей этим временем, к другой полноте, то имеем ввиду, что другая полнота открывает первой свою неразличимость с ней. То есть время «движется» вместе с первой, «своей» полнотой, последовательно переносит ее на другие полные сущности.
Собственное время однородно по определению.
Так же, как монохроматическая волна не несет информации, однородное время не может быть выявлено наблюдателем без волевого акта по преодолению его однородности.
Время выявляется через свое собственное преодоление, через свое отсутствие, через переход на уровень пространственной множественности.
8. Время и пространство могут быть имманентны какой-либо иной сущности (атрибутивная модель) или/и трансцендентны относительно ее (абсолютная модель).
В абсолютной модели (в отличие от атрибутивной) пространство и время представляются отдельными от других сущностей («частиц»); при этом они образуют развернутый «фон», на котором происходят сущностные изменения. Для развивающейся сущности отдельное от нее пространство и время – «чужое», имманентное ей пространство и время – «собственное».
«Чистое» развернутое время является однородным и отвечает абсолютной открытости.
«Чистое» развернутое пространство является однородным и отвечает абсолютной закрытости.
Самость, выделяясь как неоднородность в абсолютном пространстве-времени, осуществляет своим присутствием свободный акт выбора и приобретает свое Сейчас и Здесь. При этом в полноте сущности единятся: пространство и время, закрытость и открытость, абсолютная и атрибутивная модели.
Обладание собственным местом и временем в охватывающем пространстве-времени есть определяющая особенность свободной полной сущности (в гуманитарном измерении – свободного Я).
Время и вероятность
Древнее изречение о времени: «Хронос, пожирающий своих детей» - во времени осуществляется единение утверждения и отрицания.
Ввиду конечности настоящего момента времени, происходит разделение утверждения и отрицания. В рамках нашей логики первичным при этом является утверждение (этим и определяется логика); в целом же утверждение и отрицание симметричны (нельзя сказать, что из них первично; в принципе, можно начинать с отрицания, это «чистое отрицание» - отрицание «само по себе», отрицание без отрицаемого).
Чередование утверждения и отрицания соответствует волновому характеру времени в его настоящем моменте (при «проникновении» в ЗН) и его дискретному («корпускулярному») характеру при взгляде на время «снаружи».
Каждое действительное событие связано с изменениями во времени; в пределе – с изменениями самого времени.
Событие связано с утверждением или с отрицанием.
Во времени наличие «утвердительного» события закономерно ведет к последующему «отрицательному» событию.
Соответственно, вероятность для краевых процессов является «точной» - за выпадением решки неизбежно следует выпадение орла, за орлом – выпадение решки… Время переносит свою строгую детерминированность на частичность, в мир наблюдаемых повторяющихся событий; для этих событий вероятность, ввиду наличия дополняющей неопределенности, становится «неточной» (и вместе с этим имеющей практическое значение при исследовании процессов). Вырождение вероятности для процессов в частичности снимается.
Выбор первого события (утверждения или отрицания) в пределе является «сверхзаконным», свободным (соответствующим КР); при переходе в пространственную множественность (в частичность) выявляется первичность утверждения.
Геометрия времени
Возможно ли, чтобы геометрическая схема была способна непосредственно отражать свойства бытия (иметь онтологический характер)?
В ИТ это возможно благодаря интегральному представлению о времени. Время двойственно: оно есть время-направленность и время-длительность. Краевая направленность ведет к тому, что геометрические отрезки, соединяющие точки (полные сущности), отвечают действительной последовательности отношений (взаимодействий) между полными сущностями (образует краевую схему). Соответствующая топология оказывается не условной, а отражающей структуру реальности. При этом длина отрезков отвечает времени-длительности, находящемуся относительно времени-направленности на другом уровне.
Один и тот же отрезок единит два уровня, единит полноту и частичность, т.е. отражает все свойства бытия, знание которых необходимо для реальной практике во времени.
Известно множество геометрических схем, в которых авторы отражают (в основном эвристически) топологию связей между онтологическими сущностями и характер их развития во времени.
Репрезентация в ИТ времени (имплицирующем связи и характер развития полных сущностей) направленными геометрическими отрезками (векторами) выводит геометрическое моделирование на принципиально новый уровень. Теперь становится возможным получать путем геометрических построений как качественные, так и количественные результаты не только для эмпирически обоснованного мира, но и для полных сущностей, обосновывающих саму эту обоснованность.
Иными словами, обращение в ИТ к времени, как основному элементу при моделировании, позволяет, при соответствующей модели самого времени, сделать геометрическое моделирование онтологически обоснованным.
НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ
1. Время и логика
Время отличается тем, что взятое в своей полноте, оно всегда замкнуто; логика же становится замкнутой только в парадоксальности, в кольце - при кольцевом резонансе. В этом случае логика есть время (неразличимо с ним).
Когда логика становится временем, появляется сознание и бессознательное - появляется психика.
Замкнутость времени означает, что время «знает» о своем прошлом и будущем; оно возвращается от своего будущего к прошлому по КР-кольцу.
Наличие замкнутости времени обеспечивает единство временящейся сущности.
Логика же не обеспечивает внутреннее единство сущности; ее законы являются общими, но применяется она для разных сущностей.
2. Открытость и закрытость
Открытости соответствует время, закрытости - пространство. На краю открытость и закрытость неразличимы.
Ориентации человека в множественной действительности соответствуют два типа мировоззрения - открытое и закрытое.
Полнота свободы человека - в «просвете» между открытостью и закрытостью.
3. Что значит «быть во времени»?
Если сущность «входит» в свое время, то она переходит на следующий уровень; при этом время, как горизонт, «отодвигается» на один шаг дальше. Быть в своем времени – значит гнаться за временем (быть в постоянном движении).
Адекватная динамическая картина мира получается при нашей неформальной включенности в нее.
4. Полнота будущего и частичность прошлого
В будущем – знаки, абстракции, непредставимость. Т.е. в будущем полнота, к которой интенцирует время. В будущее устремляется абстрактная мысль. В прошлом же – частичность, ставшая множественность.
При КР в будущем открывается прошлое – в модусе своей полноты.
Самость – «между» одной и той же внешней относительно нее сущностью, взятой в двух модусах: полнота (будущее) и частичность (прошлое). Эта полнота – одна и та же для всех внешних сущностей (время оказывается общим). Частичность же – разная; именно по частичности (по пространству) разнятся внешние сущности.
5. Релятивизм времени
Изменения на краю следует связывать с направленностью, с временем. Время – абсолютно релятивистская сущность. Для взгляда «снаружи» время однородно («самотождественно»); такая однородность сродни постоянству скорости света. Для взгляда «изнутри» – направленность, т. е. нетождественность. То есть во времени осуществляется постоянство изменчивости.
Время есть сигнал себе о самом себе.
6. О несимметрии времени
Релятивистское сложение «скоростей» в обобщенной теории относительности не то же самое, что их вычитание.
Это связано с принципиальной несимметрией времени, с «запоминанием» пройденного пути.
Движение времени имеет определенное направление благодаря тому, что при достижении зоны вблизи «релятивистского насыщения» (вблизи «скорости света») возврат в прошлое затруднен: сущность обретает новую целостность, которая «продлевает» время вовне себя (т. е. на новый уровень). Происходит последовательное «перемещение» времени «вперед» – на основе постоянно возобновляющегося коммуникативного резонанса.
С точки зрения ИТ, время, как и всякая другая сущность, имеет свой «натуральный аналог» (референт).
Такой «натуральный аналог» («материальное время») имеет свое прошлое, настоящее и будущее – в другом, охватывающем времени. Для рассматриваемого же нами времени должен браться один модус времени «натурального аналога» – прошлое время.
При КР время «одновременно» по всему КР-кольцу (мгновенная передача сигналов). Соответствующая параллельность означает переход времени в пространство (краевая неразличимость с пространством). Модусы времени «натурального аналога» при КР неразличимы между собой; «натуральный аналог» времени есть «краевая материя», в которой осуществляется единство двух моделей – корпускулярной и волновой.
8. Первичность времени и вторичность пространства
В парадигме времени для развивающейся Самости пространство оказывается вторичным по отношению к времени.
Пространство актуально, когда время замыкается обратно на Самость, т.е. когда осуществляется КР.
Пространство отвечает параллельности интенции по отношению к множеству сущностей; соответственно, актуальность пространства можно отнести к сходимости параллельных прямых.
Пространство и время единятся в ЗН; вне ЗН для внешнего взгляда пространство и время представляются независимыми друг от друга сущностями.
9. Прошлое и будущее
Будущее – непредставимость, единичность. Если мы «увидели» в будущем многовариантность, значит, это уже прошлое.
Единичность будущего по отношению к настоящему (в котором «есть» и будущее, и прошлое) означает, что будущее упрввляет прошлым в ностоящем моменте времени.
Управляет (является первичной) та сущность, которая в процессе взаимодействия имеет меньшую множественность, чем другая, взаимодействующая с ней сущность. Именно элементы сущности меньшей множественности имеет большую возможность выбора из элементов сущности большей множественности, т.е. большую свободу.
10. Еще о прошлом и будущем
Говорить о «прошлом» или «будущем» времени можно только разделяя время.
«Прошлое» и «будущее» есть временные понятия, они подразумевают наличие для них «фонового» времени. Т.е. «прошлое» и «будущее» не являются самостоятельными характеристиками времени.
11. О кванте времени
Время-направленность и развернутое время неразличимы на первом шаге – на шаге Встречи Я и не-Я. В своем краевом единении эти два типа времени образуют элементарный квант времени.
12. Время как индикатор значимости
Мир устроен так, что у каждой наблюдаемой сущности имеется стремление открыть своему наблюдателю все свои значимые допустимые состояния.
Через это свойство может быть определена сущность времени:
Время есть сущность, выявляющая все значимые состояния сущности, которой оно принадлежит. Время единит в себе множество автономных, независимых состояний сущности.
Если нечто возможно, то оно действительно произойдет. Все действительные возможности реальны и обязательно осуществятся. В этом положении интегральной теории – перекличка со взглядами Эверетта.
Из книги «От логики к картине мира»
[В книге «От логики к картине мира. Избранные заметки по философии времени», написанной автором в 1991 году, большое внимание уделяется проблеме времени. Отдельные фрагменты на эту тему приводятся в данном разделе.]
О времени
В истории науки и философии можно проследить две основные традиции в понимании времени.
Представителями первой традиции, которая соотносится с т.н. атрибутивной (или реляционной) концепцией времени, можно считать Платона, Августина, Лейбница, Вернадского, Бора и др. Время и пространство в рамках атрибутивной концепции считаются присущими материальным объектам, как бы «порождаемыми» ими.
Вторую традицию, с которой можно соотнести абсолютную (или субстанциональную) концепцию времени, представляют Аристотель, Ньютон, Эйнштейн и др. В рамках этой концепции время и пространство являются независимыми от материальных объектов сущностями, являются как бы бесконечным ящиком, в который помещены различные материальные тела. Эйнштейн, модифицируя абсолютную модель пространства-времени, вводя связь между пространством и временем и «искривляя» их, отнюдь не отказался от этой модели.
В философии времени утверждается, что обе концепции (атрибутивная и абсолютная) являются одинаково справедливыми, но соответствующими различным логическим моделям – конечной и бесконечной. В рамках бесконечной допускается полная «трехмеризация» картины мира (абсолютная концепция). В рамках конечной модели предполагается принципиальная «нетрехмеризуемость» краевых явлений (реляционная концепция).
Философия времени предполагает объединение конечной и бесконечной моделей, нахождение общей области их применимости, создание теории равновесия, позволяющей получить конкретные результаты в различных областях специальных наук.
Философия времени «справедлива» и в той степени, в какой справедливо утверждение, что философские воззрения возникают и развиваются во времени. Именно во времени происходит самоутверждение и самоотрицание философских систем, происходит достижение необходимой полноты и ясности изложения.
Философия времени – это философия высшей степени несвободы, когда развитие философской системы полностью определяются заложенными в ее основание принципами. Все оказывается как бы «пойманным» в сеть времени. Но благодаря самой же философии времени, она есть философия высшей степени свободы – «центром свободы» является каждый центр Ничто. Каждый человек при своем обращении к краю свободен в своем творчестве, каждая теория, достигая своей полноты, приобретает новую свободу, каждый критический момент в человеческой Истории заключает в себе непредсказуемость.
В новое, называемое нами краевым, историческое время в общем историко-культурном процессе развития человеческого общества возникает как бы новый синкретизм. На краю теория должна совпадать с практикой, слово становится равным делу, идеальное неразрывно связывается с материальным. В соответствии с этим должна стремительно возрастать роль новой философии, не только соответствующей картине реального мира, но и порождающей в этом мире принципиально новое.
О пространстве и времени
1. В философии времени число координат (размерность) пространства-времени не выбирается с учетом удобства описания, а является онтологически значимым. Произвол в выборе размерности означает неполноту подхода, когда в решение задач приходится вводить дополнительные «избыточные» параметры.
2. Размерность физического пространства связана с равновесием внешнего и внутреннего на краях частичных ансамблей (объектов). Неравновесность (движение) может быть интерпретирована как изменение размерности.
3. Для объяснения размерности пространства-времени необходима двухмодельность.
4. Представимость объектов связана с их сравнением между собой; сравнение требует множественности и осуществляется в «трехмерности».
5. Сравнение пространственных объектов происходит во времени, для сравнения отрезков времени необходимо пространство. Пространство и время не могут быть поняты друг без друга.
6. Время делает пространство единым, пространство делает время множественным.
7. «Двухмерность» соответствует отношению множественного к единому, «трехмерность» - отношению множественного к множественному.
9. Физическая Вселенная должна быть конечно-бесконечной. В чисто бесконечной модели пространство неактуально.
11. Единство пространства и времени подразумевает наличие у них общего края. Достижение края в пространстве подразумевает достижение края во времени. «Начало» физической Вселенной присутствует в каждой точке физического пространства. Любой момент времени присутствует в настоящем времени — но не в качестве настоящего времени, а в качестве материальных образований в пространстве.
12. Если бы Вселенная была бесконечна, то время было бы строго «перпендикулярно» пространству, не было бы связано с ним. Так как Вселенная конечно-бесконечна, возникает «кривизна» пространства и времени,их связь между собой.
13. Единство невозможно при переходе от одной точки пространства-времени к другой с конечной скоростью. Так как предельная скорость сигналов в нашей Вселенной не бесконечна, Вселенная «не совсем» едина. Неполнота единства Вселенной подразумевает множественность объектов в ней.
15. Совместность отношений различных множеств достигает своей полноты в пространстве. Пространственность подразумевает множественность ансамблей.
16. Объединение троек чисел, необходимых для выявления соотношений множеств, осуществляется в общем трехкоординатном пространстве. Такое объединение возможно, если частичные ансамбли объединяются в общем, т.е. между ансамблями существует соотношение «больше» или «меньше».
17. Каждая координата пространства несет в себе полный набор соответствующих чисел всевозможных частичных ансамблей. Ввиду того, что физическая Вселенная конечно-бесконечна, физические законы должны быть не совсем инвариантны по отношению к выбору системы координат. Они в некоторой степени зависят от выбора внешним наблюдателем точки начала отсчета.
18. В философии времени как пространство, так и время не являются абсолютно однородными. То, что возможно в одной точке пространства (моменте времени), может быть невозможным в другой точке пространства (моменте времени). При этом разница между точками пространства (моментами времени) рассматривается внешним наблюдателем. Наличие человека Сейчас и Здесь неравносильно воображаемому наличию человека в другое время и в другом месте.
ИЗ СБОРНИКА «ВЫСКАЗЫВАНИЯ» (1991 г.)
Всякая сущность может обладать своим временем и может наблюдаться в чужом времени.
Абсолютно свободно наблюдать можно только собственное прошлое.
Всякое другое наблюдение есть наблюдение «чужими глазами», при котором относительно свободным является выбор из внешних взглядов (сигналов).
В философии времени наряду с понятиями «было» или «будет» адекватными являются понятия «есть в прошлом» или «есть в будущем».
Время – счет «сам по себе».
Если бы время было однородно, то был бы смысл у человеческой жизни? – Нет, конечно. Даже и у мертвого камня не было бы смысла.
Настоящее время есть результат интерференции прошлого и будущего.
В будущее нас выталкивает переполненность прошлого. Поэтому, чтобы остаться в настоящем, мы переполняем будущее.
Жить в чужом времени – заполнять его, в собственном – создавать его.
Во времени парадоксальное единение сложения и вычитания.
Прибавлять – значит жить в согласии с временем, вычитать – значит переводить в память.
Борются ли за продолжительность своей жизни(хотят ли увеличить ее) ядра атомов при спонтанном ядерном распаде?
Высшее соединение – когда «и» ставится не в пространстве и не во времени соединяемых предметов, а над ними.
Если мы говорим «Нет», то переходим в другую действительность. Если мы постоянно говорим «Да», время останавливается.
Время знает, на сколько поставлен будильник.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ввиду сложности и многогранности проблемы времени в настоящей работе мы были вынуждены ограничиться только вопросами, касающимися, в основном, проблемы понимания и определения времени в его различных аспектах.
В частности, не рассматриваются такие важные темы, связанные с проблемой времени, как темы коммуникативного резонанса, происхождения видов, времени в теории относительности и др.; материалы по этим темам можно найти в других работах автора.
В дальнейшем предполагается, в частности, развитие следующих направлений по теме времени:
1. Разработка конкретных моделей времени в разных областях применения (в частности, моделей физического времени, психологического времени личности, исторического времени).
2. Практическое применение интегральной модели времени для целей оптимизации психических воздействий, в частности, в процессах обучения и развития способностей.
3. Практическое применение интегральной модели времени при разработке принципиально новых устройств искусственного интеллекта.
4. Практическое использование релятивистского эффекта изменения хода времени в измененных состояниях сознания человека (таких как сон).