Интегральная Картина Мира


Игорь ШАШКОВ

КАРТИНА МИРА: ОБЩИЙ ПЛАН ПОСТРОЕНИЯ

(избранные заметки)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Об интегральном подходе

От интегральной теории к картине мира

Раскрытие основных понятий

Интегральное моделирование

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Вниманию читателей предлагается еще одна попытка создания картины мира, адекватно представляющей взаимосвязанную единую реальность всего сущего. Такая картина должна парадоксальным образом единить в себе:

- внешний мир и наблюдателя этого мира;

- статичность и динамичность;

- абсолютное и относительное;

- конкретное и абстрактное;

- конечное и бесконечное;

- теорию и практику;

- естественные и гуманитарные науки;

- традиционную и нетрадиционную науку;

- данный человеку мир и запредельность этого мира.

Соответственно, картина мира должна быть интегральной, причем интегрирование должно проводиться как по данным человеку, «видимым» областям, так и по «запредельности», не представимой для нашего обыденного сознания.

Научно-философское обоснование интегральной картины мира производится в свете разработанной автором новой теории, носящей название «интегральная теория» (ИТ), основной составляющей которой является «интегральная онтология» (ИО).

Интегральная теория достаточно сложна, и для понимания требует не только широты кругозора, но и ориентации в целом ряде наук, особенно в так называемых «краевых» научных теориях – квантовой механике, теории относительности, физике элементарных частиц, синергетике и т.п.

Выбранный автором путь призван соединить ранее казалось бы несоединимые области наук, принципы и методы которых были использованы им. А полученные практические результаты позволили встать на точку зрения, принципиально отличную от той, которую диктует опыт обыденного сознания.

ОБ ИНТЕГРАЛЬНОМ ПОДХОДЕ

Смысл интегрального подхода

Интегральный подход подразумевает, что описание всех явлений и свойств мирового многообразия возможно на основе конечного числа некоторых положений (аксиом, принципов, оснований), относящихся ко всем областям человеческой деятельности (естественнонаучной, психической, социальной, художественной).

Единая интегральная картина мира невозможна без единства основополагающих принципов.

С другой стороны, при таком тотальном единстве имеется принципиальная несводимость множества различных явлений в строгую логически замкнутую систему – имеется автономность и независимость явлений в их предельной (краевой) сущности.

Соответственно, сутью интегрального подхода является парадоксальное единение единства и множественности.

Радикальность интегрального подхода

Обычно развитие знания происходит сначала на каком-то ограниченном, сравнительно небольшом объеме знаний, а затем к осуществленному локальному прорыву «подтягиваются» знания из смежных областей; в итоге изменения захватывают и более отдаленные знания.

При интегральном же подходе преобразование знания является радикальным: одновременно варьируется весь объем принципиального («краевого») знания. Действительной интегральности нельзя достичь на пути автономного развития какого-либо одного или нескольких положений; контекст при интегральном подходе играет не менее важную роль, чем последовательный основной текст.

Тотальность изменений краевого знания при интегральном подходе означает, что должны происходить и соответствующие изменения в психике человека – основном носителе этих знаний. Чтобы достичь краевого интегрального знания, человек и сам должен достигать своего краевого состояния.

Соответственно, при интегральном подходе требуется новый способ мышления (называемый в ИТ метаинтегрированием).

О парадигме времени

Общенаучная тенденция к дискурсивному изложению материала (принятая и в настоящей статье) отвечает парадигме времени, в которой осуществляется всякая практика, направленная на внесение в мир (и в себя в этом мире) каких-либо изменений. Парадигме времени соответствует «взгляд из логики», соответствует стремление построить рациональные модели всякого сущего.

При выборе какой-либо другой парадигмы автор был бы вынужден, чтобы оставаться адекватным, пользоваться в своей практике инструментарием, к этой другой парадигме не относящимся – инструментарием опять же парадигмы времени. Это привело бы к условности, оправдание которой в данном случае являлось бы натянутым.

В парадигме же времени всякая условность снимается – мы способны смотреть на мир прямо и находить в этом мире его реальность.

Необходимо заметить, что наш логический, рациональный подход отнюдь не означает отсутствия в интегральной теории неясностей, парадоксальности, неразрешимых противоречий.

Напротив, каждый наш действительный шаг на пути развития интегральной теории происходит как бы по кромке, разделяющей области логики и не-логики; при этом очень трудно удержаться на этой кромке и не свернуть в сторону - к «чистой» последовательной логичности или к внелогичной образности.

В пределе своего развития логика отрицается. Но не «снизу» (через отказ от нее), а «сверху» (через достижение ею своих границ). При этом логика парадоксальным образом и сохраняется, последовательно осваивая новые области своего применения.

При интегральном подходе важно не только достижение нового, но и сохранение старого. Промежуточные результаты не только предваряют конечный результат, но и являются самоценными (если, конечно, в них достигнута полнота событийности). Каким путем мы приходим к результату, имеет принципиальное значение. Именно такой субъективизм может обеспечить итоговую объективность, в динамичности которой заключена возможность дальнейшего развития.

В этическом смысле самоценность нашего пути означает, что прожитая нами жизнь смертью не перечеркивается. Жить следует перед лицом смерти, но Сейчас и Здесь.

Выход за пределы логической парадигмы, необходимый для достижения полноты интегральности, осуществляется при переходе от субъективизма личного сознания (в основе которого лежит абстрактное логическое мышление) к сравнительно большей объективности коллективного сознания (в основе которого лежит конкретность языка, конкретность слова, отражающая коллективный опыт многих поколений).

Тот мыслитель, который находит новое через язык, через слово, по сути, берет это новое не «из себя», а из коллективного сознания, т.е. является в определенном смысле медиумом.

В интегральной теории предполагается изоморфность различных уровней бытия, что позволяет распространить некоторые закономерности и модели индивидуального сознания на коллективное сознание (взятое вне его конкретного содержания).

В связи с парадоксальной двойственностью времени (во времени осуществляется единство утверждения и отрицания), каждая сущность в парадигме времени может рассматриваться в двух аспектах.

Например, время рассматривается как время-направленность и как развернутое время-длительность (или в другом разрезе: как внутреннее время и как внешнее время).

Принцип двух оборотов

Интегральный подход в своем пределе подразумевает охват краевого знания одновременно во всей его совокупности. Обычно новые теории «вырастают» из какой-либо одной «точки», из одной главной догадки, из одного разрешаемого противоречия. При интегральном подходе варьируется (на невербальном уровне) практически весь объем наличного краевого знания. Это обусловливает не только трудность достижения интегральности, но и трудность вербальной интерпретации полученного знания.

Более-менее адекватное изложение интегральной теории получается при осуществлении в нем «принципа двух оборотов», гласящего, что полнота обращения к какой-либо сущности достигается при двукратном осуществлении такого обращения: сначала к сущности в ее целостности, затем последовательно к каждой ее элементарной составляющей.

К вопросу о предтечах

Когда автор показывал черновики своих работ специалистам, обычно следовал их вопрос: от какой известной теории я отталкивался? Это теперь основной способ научной работы: развитие известного, внесение небольших поправок и дополнений, из которых иногда получается и принципиально новое направление.

Но, опираясь на известную теорию, можно достичь всего, кроме изменения самого способа мышления. А в интегральной теории мы меняем именно способ мышления, становимся над обычными возможностями мышления.

По сути, основы интегральной теории закладывались в вакууме. Но надо помнить, что и абсолютный вакуум кишит «виртуальными частицами» – самыми общими, самыми главными – «запредельными» – идеями, которые уже не принадлежат конкретным авторам и олицетворяет собой «дух времени».

Многие современные мыслители подошли к тому пределу, за которым начинается действительная интегральность. В работах ряда мыслителей автор нашел совпадение с некоторыми важными положениями интегральной теории.

Однако эти мыслители обычно строят свои схемы из «готовых» конкретных «кирпичиков», поэтому не могут избежать перестановочности и комбинаторики, не ведущих при их последовательном осуществлении к принципиально новому.

В интегральной теории же построение осуществляется из «невидимых», непредставимых «кирпичиков» – полных сущностей, из Ничто, которое, однако, будучи подвержено нашему действию (практике нашего строительства) становится абсолютным Что. Действительное творение Что не может происходить только из Что (это будет комбинаторика, тавтология, «дурная бесконечность»), в нем должно участвовать не-Что, т.е. Ничто.

В интегральной теории основания свободны, свободное действие является необходимым условием создания принципиально нового. Без тотальной новизны картина мира не может быть общей и адекватной.

Об «элементарных кирпичиках»

Если мы строим картину мира из «готового» материала, то у каждого из нас будет отличная от других картина. Даже если «кирпичики» будут одинаковы, а дом строится по общему принципу, все равно этот дом будет казаться нам разным (у каждого своя точка зрения и, соответственно, свой путь среди земных строений).

Однако и сами «кирпичики» для нашего практического взгляда обычно оказываются разными и не подлежащими из-за этого включению в качестве элементов в общий проект.

Чтобы каждый мог пользоваться «элементарными кирпичиками», их свойства и основные качества должны удовлетворять запросы всех.

Такими «последними», элементарнейшими «кирпичиками» являются невидимые полные сущности, которые содержат в себе всё и из которых, соответственно, каждый может взять что захочет – лишь бы это сгодилось для практики.

Полнота содержит в себе всё, и поэтому непредставима. Всякое ее представление есть реальное действие конкретного человека, то есть в своем осуществлении в предметном общем мире полнота оказывается субъективной.

В понятии полноты осуществляется единство мира в его множественности.

Закладывая понятие полноты в основание теории, мы получаем возможность оперировать абстрактными понятиями, не утрачивая конкретного содержания мира; при этом осуществляется парадоксальное единство теории и практики, абстрактного и конкретного, формы и содержания .

ОТ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ К КАРТИНЕ МИРА

Интегральный подход опирается на разные способы мышления, видения мира, моделирования, взятые в органичном единстве. Такое единство достигается через введение последовательности онтологических чисел (ОЧ) от единицы до четырех. Каждому ОЧ соответствует абсолютный масштаб, уровень, развертка вовне и вовнутрь. При каждом ОЧ возможна полнота адекватности, но соответствующая «вселенная» не определяет все возможности бытия. Полнота граничных условий и возможность выхода в запредельность той или иной парадигмы (отвечающей той или иной резонансной выборке из четырех ОЧ) возможна именно при интегральности – при органическом единстве ОЧ.

Имеются различные возможности описания мира и его восприятия в историческом времени и при разных подходах; разные возможности при этом связываются с той или иной резонансной выборкой.

Рассмотрение можно производить в таких основных аспектах:

- геометрические модели, моделирование;

- философские и естественно-научные системы (в историческом развитии);

- способ мышления, психологические особенности, развитие психики;

- социальные системы, доминирующие политические взгляды, экономические системы;

- этические системы, доминирующая в обществе мораль.

В интегральности осуществляется связь (интегрирование) по каждой из осей, соответствующих тому или иному аспекту из вышеперечисленных. Мы получаем, в частности, особенности интегрального моделирования (парадоксальная геометрия, развитие от Тетраэдра к Кубу и т.д.). Мы получаем также при нашей практической двойственной временной парадигме необходимость обращения к двухмодельности и «стоящей над ней» парадоксальности.

Интегрирование может осуществляться по замкнутому контуру, включающему в себя различные уровни бытия; такое интегрирование мы называем метаинтегрмрованием.

Осуществление интегрального подхода требует трансформации (модификации) многих важнейших понятий, в частности, представлений о пространстве и времени, о сознательном и бессознательном, о материальном и идеальном. Основным предметом интегрального подхода оказывается человеческая психика. Особую роль играет квантовомеханический принцип ЭПР, на основе которого интегральная картина мира необходимо включает в себя наблюдателя этой картины. Важнейшую роль играет также кольцевой коммуникативный резонанс (КР), обусловливающий роль положительной обратной связи, диалога, парадоксальности. Также осуществляется тотальное использование соотношения неопределенности, закона инверсии, принципа взаимодействия по подобию, обобщенной релятивистской модели.

Интегральная теория в своем предельном развитии неразличима с практикой – является теорией прямого действия. Интегральная картина мира создается на пути последовательного применения принципов и методов этой теории. Эта картина в своей полноте является непредставимой, динамической, парадоксальной, абсолютно устойчивой во времени. Картиной в общепринятом смысле она является на «срезах» – взятая в том или ином конкретном аспекте, смоделированная тем или иным образом, рассмотренная в рамках той или иной парадигмы.

РАСКРЫТИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Логика и не-логика

Интегральный подход подразумевает обращение не только ко всякому представимому нами сущему, но и ко всему тому, что находится за его пределами – в «запредельности». Мы должны исследовать не только внешний для нас мир, но и сам «инструмент исследования» – самих себя, внешних относительно исследуемого внешнего мира.

Мы сами, наша психика, наше сознание есть главный предмет исследования в интегральной теории – только такая приоритетность обращения к сознанию обеспечивает действительную интегральность нашего подхода (и адекватность получаемых результатов). Основной наш «рабочий инструмент» – логика. Чтобы ее исследовать, чтобы ее можно было выявить в ее сущности, мы должны рассматривать ее на каком-то «фоне», в каких-то «координатах». Полноту логики мы должны рассматривать не только на ней самой, но и на внешнем относительно нее – на «не-логике». Полнота логики достигается при единении логики и не-логики, являющемся парадоксальностью. Парадоксальность достигается в движении самой логики, т.е. находится на ее «краю» – относится и к самой логике, и к ее отрицанию. Краевой переход непротиворечивой логики к логической парадоксальности является скачкообразным; соответствующие «скачки» должны инициироваться «извне». На краю внешнее неразличимо с внутренним, т. е. «фоном» для логики является не только не-логика, но и сама логика.

Краевая наполненность

Всякие наши логические построения относятся не к самой основе ИТ, а к ее, образно говоря, «теням» на нашем языке, нашей культуре, нашем знании. Но тень может отбрасывать только нечто непрозрачное, наполненное. ИТ в своей глубине невидима, но не пуста.

Мы можем вычерпать из некоторого объекта все, но останется сам объем, останутся граничные условия. Допустим далее, что мы способны «вычерпать», изъять из какого-либо отношения к нам и этот пустой объем с его границами, но и в этом случае для нас останется нечто непустое - останутся наши действия по такому «вычерпыванию», останется само «вычерпывание».

Или сами наши действия есть Ничто? Но в таком случае не только говорить, но и молчать незачем. Избегать факта собственного существования человеку не следует. Тем более, что именно признание этого факта дает возможность построить и постичь структуру окружающего мира и придать нашим действиям действительный смысл. А то, что ведет к постижению действительного смысла, разве может быть пустым?

«Отсюда», из нашего Сейчас и Здесь, нам кажется, что «запредельность» пуста, что она есть Ничто, и такие представления вполне адекватны - для взгляда, осуществляемого «внутри» нашего уровня.

Но если мы расширим свой взгляд и выйдем им за пределы своего уровня, то «запредельность» оказывается для нас наполненной.

Проникая в Ничто, мы делаем из него Что. Иными словами, мы способны к действительному творению.

Процесс творения в своей интегральной полноте необратим: уничтожение возможно только на своем уровне, уничтожить «до конца» открывшуюся нам полноту нельзя.

О коммуникативном резонансе

Есть множество путей построения адекватной картины мира. Понимая адекватность как соответствие нашей практике, мы выберем такой путь, при котором мы строим картину мира на основе самой этой практики – на основе принципов самого нашего строительства.

В своем конечном времени существования мы осуществляем практику над вещами, представляемыми нами как конечные. Но каждая из этих вещей, соотносясь (взаимодействуя) с другими, выходит за свои пределы и является, в этом смысле, бесконечной.

Вещь двойственна (конечна и бесконечна). В своей практике мы не можем обойтись без обращения к бесконечности.

Бесконечность, над которой мы можем осуществлять какие-то практические действия, должна быть взята нами как конечность – должна быть свернута. Бесконечность актуализируется в замкнутой кривой – когда мы можем не только бесконечно двигаться по этой кривой, но и, отстраняясь от нее (выйдя из времени движения), взять бесконечность в целом.

Такому замкнутому парадоксальному движению соответствует КР – кольцевой коммуникативный резонанс. При КР мы актуально включаем себя в картину мира – не только находясь в движении, но и глядя на это движение со стороны. Картина мира становится субъективно-объективной; полнота объективности возможна именно в случае включения в картину мира нас самих.

Достижение КР есть критерий построения нами адекватной картины мира.

Картина мира нужна для того, чтобы мы могли выбирать для себя маршрут движения, наилучший для осуществления наших целей. Именно при КР мы возвращаемся к себе – нашей целью оказываемся мы сами, наши цели оказываются нашими собственными целями.

В адекватной картине мира мы свободно выбираем маршрут, который является бесконечным осуществлением наших собственных (конечных и бесконечных) целей.

Об определениях

В нашей практике во времени всякое определение, всякое конкретное понятие является относительным. Это своего рода принцип относительности, имеющий аналогию в физике – в теории относительности А. Эйнштейна.

К относительности ведет наша работа в парадигме времени (всякое утверждение во времени относительно – ему соответствует отрицание).

Определения приобретают устойчивость, если они являются вневременными; это определения по кольцу (ср. с определением «сипулек» через «сипулькарий», а «сипулькария» через «сипульки» у Станислава Лема).

Для интегральности кольцо должно быть резонансным, т.е. интегральное определение производится через КР.

Каждое КР-кольцо является самодостаточной сущностью, устойчивой во времени. Соответственно, для него возможно статичное определение.

Неустойчивые же структуры могут иметь постоянные определения только как условные, относящееся к конкретному периоду времени их существования.

В интегральной теории мы достигаем устойчивости во времени благодаря ее открытости за пределы парадигмы времени.

В научных теориях, в которых отсутствует «внутренний механизм» самоотрицания времени, слабая устойчивость при переходе от одного времени к другому (при смене культурных эпох, например). Такие теории деградируют, даже если кажутся их современникам незыблемыми.

Полнота и частичность

Одним из главных понятий интегральной теории является понятие полноты, в котором осуществляется высшее («краевое») представление о парадоксальности.

Чтобы сделать возможным хотя бы какое-то дискурсивное обсуждение глубочайшего понятия полноты, дадим ей предварительное интуитивное определение. В интегральной теории предполагается, что определение адекватно в том случае, если мы, раскрывая его по правилам соответствующей парадигмы, возвращаемся в пределе развития к нему самому. В нашей логической парадигме развитие происходит во времени; устойчивость определения достигается при замыкании времени в кольцо.

Вот наше исходное определение полноты.

Существует множество полных сущностей, которые включают в себя всё – как внутреннее, так и внешнее относительно них, взятых взглядом наблюдателя в некоторый конкретный момент времени наблюдения.

Каждая полнота парадоксальным образом включает в себя всякую другую полноту, но при этом существует и расположенность полнот («иерархия») для взгляда наблюдателя.

Сущность является для нас полной, если она берется нами как обладающая собственным временем.

Полнота открывает для себя другую полноту в собственном времени; раскрытые и пройденные во времени сущности оказываются теперь в модусе частичности и составляют пространственную множественность.

Связанные временем полные сущности для внешнего взгляда образуют систему уровней – краевую схему. Каждый уровень в своей «середине» «содержит» частичность, ограниченную «на краях» полнотой. Об уровнях говорится в том случае, если между ними имеется связь, т.е. они образуют единое множество.

Каждое из представленных здесь определений характеризуется парадоксальным сочетанием устойчивости и неустойчивости, они зависят от точки зрения, они динамичны и текучи. Адекватная работа с ними требует особого состояния психики, при котором осуществляется краевое напряжение, «мерцание», необходимое для быстрых ритмичных переходов между уровнями сознания, между его Здесь и «запредельностью» этого Здесь.

Организованные в систему (в методику) процессы, ведущие к этому состоянию психики и поддерживающие его, в интегральной теории называются И-медитацией.

Практическая задача интегральной теории заключается в достижении результатов, приведенных к нашей обыденной практике – к вполне конкретным формулам и методам, доступным для массового использования.

Резонансная действительность

Действительная интегральность достигается в том случае, если берется всё, т.е. если интегрируются все возможности бытия. И при этом какое-либо предпочтение некоторым из этих возможностей может быть отдано только в том случае, если есть кому их предпочитать, т.е. из общего массива возможностей в действительности осуществляются те, которые выбраны, выбираются или будут выбраны наблюдателем. Вероятность какого-либо их соотношения с наблюдателем заключается в интервале от 0 до 1; при вероятности, равной 1, осуществляется полнота достоверности, наблюдатель и открываемая им возможность находятся в резонансе.

Соответствующие возможности образуют резонансную действительность, открытую наблюдателю во всем времени наблюдения; индифферентность к моменту времени наблюдения означает ее устойчивость во времени. При этом, чтобы быть выявленной (выделенной взглядом наблюдателя), резонансная действительность должна быть изменчивой во времени.

Таким образом, резонансная действительность является парадоксальным образом как устойчивой, так и изменчивой во времени, как актуальной, так и потенциальной для наблюдателя. Снятие парадоксальности осуществляется через двухмодельность: в одной из моделей действительность является «объективной» (независящей от взгляда наблюдателя), в другой – «субъективной» (зависящей от «точки зрения» наблюдателя).

Актуализируются для наблюдателя те возможности из их бесконечного массива, которые открываются наблюдателю; при коммуникативном резонансе эти возможности образуют устойчивую резонансную действительность.

Возможно всё, но мы «вырезаем» из всего то, что способны воспринимать.

ИНТЕГРАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Общие замечания

Всякая наша практическая деятельность, в частности, всякая дискурсивная последовательность (и этот текст, в том числе) осуществляется во времени. Нам приходится работать во временной (двойственной) парадигме – в одной из двух линейно-независимых моделей. Однако работа в одной модели самодостаточна и адекватна до тех пор, пока не достигается край этой модели и не происходит «столкновение» с другой моделью. Тогда адекватность вновь может быть достигнута при парадоксальном единении этих моделей.

Проиллюстрируем это примером из физики. Две известные модели света – волновая и корпускулярная – являются линейно-независимыми и адекватно описывают разные физические явления, но при применении их к одному явлению обычно приходят к разным результатам. Волна и корпускула – принципиально разные сущности, не сводящиеся в рамках привычного понимания к чему-то единому. Противоречие было преодолено (точнее, спрятано) введением понятия о квантах – сущностях уже другого, более высокого уровня, органично сочетающих в себе как корпускулярные, так и волновые свойства.

Каждая единящая модель более высокого ранга включает в себя (как самодостаточные части) модели ранга более низкого.

Всякий раз при попытке отобразить некоторую сущность на языке какой-либо модели более низкого ранга адекватность теряется. Невозможно точно отобразить объективность ни на языке логических формулировок, ни в рамках графических пространственных моделей. Однако, органично сочетая модели («разрезы» нашей объективной действительности), адекватности добиться можно (при невозможности, однако, ее однозначного отображения – формулой или рисунком). При этом интегральная модель не может быть получена из какого-то одного или нескольких отдельных положений – должна использоваться вся совокупность «краевых» принципов (оснований) современного научного знания и положений интегральной теории.

Стремление к завершенности модели необходимо для практики, но неизбежно ведет к ее приблизительности. Чем понятнее и законченнее модель, тем ниже степень ее адекватности в контексте более широкого взгляда на вещи.

В силу тождественности разных уровней (и разных моделей) при отстраненном «взгляде из бесконечности» все непротиворечивые модели в своей завершенности одинаково реальны.

В парадигме времени в различных моделях отражается то или иное отношение к времени: относящаяся к прошлому соответствует описанию физического уровня («материи»), относящаяся к будущему – описанию логического уровня.

О динамическом моделировании

Полнота интегральности при моделировании достигается тогда, когда моделирование неразличимо с процессом моделирования.

Это предполагает включенность в модель того, кто ее строит. Нельзя без потерь использовать ту или иную модель, если при этом исключается ее поддержка собственным «интегральным носителем».

В гуманитарном аспекте это означает для практики возрастание роли творческого создателя модели; информация в его отсутствие является статичной и не всегда дает возможность принимать адекватные решения в нестандартных, быстро меняющихся ситуациях.

О создании картины мира (несколько замечаний)

1. Адекватная картина мира подразумевает полноту развернутости во времени и в пространстве. Мы же в своем моделировании создаем только какие-то частные «разрезы» этой картины. Для достижения полноты картины мира мы должны создать систему сущностей, в которых содержатся все элементы картины в «свернутом» виде. Эти элементы должны быть свободны и способны самостоятельно «разворачиваться» и создавать «подчиненные» им элементы (фрагменты) картины мира.

Адекватная картина мира в своей полноте представляет собойсхему свободы.

2. Интегральная картина, адекватная реальности, означает удвоение мира (отсюда – двойственная, временная парадигма при построении картины мира). Удвоение означает разделение мира на уровни внешнего и внутреннего (к последнему относится психика, «создающая» картину мира).

Удвоение реальности означает, что реальность (полная!) заключена и во внешнем, и во внутреннем, а также в их совокупности («продлевающей» счет к трем и далее). Отсюда: множественность полных сущностей.

3. Действительное воздействие на мир (при ЭПР) возможно только той сущностью, которая рефлексивна, т.е. открывает сама свое внешнее и внутреннее.

Воздействуя на картину мира, «изображая» ее, мы ее изменяем. Полнота воздействия отвечает полноте рефлексии при полноте открытости на мир; единство полных сущностей, созидающих картину мира, ведет к полноте картины, к ее объективной общности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как уже отмечалось выше, главным предметом исследования в интегральной теории являемся мы сами, наша психика, наше сознание. Соответственно, построение адекватной картины мира невозможно без построения целостной, обоснованной, интегральной модели психики.

Попытки создания целостной модели психики на протяжении обозримой истории человечества предпринимались многими мыслителями. Собственно названия «модель психики» в их размышлениях не встречается, – скорее можно говорить о создании картины мира. Но, помня древние соотношения человеческого сознания с космосом (человек – микрокосм, помещенный во внешний большой космос, либо даже наоборот: внутри человека-макрокосма содержится весь внешний мир) всякое обрисовывание картины мира можно отнести как раз на счет попыток создания модели сознания.

Таким образом, мы имеем логическое кольцо: интегральная картина мира строится через моделирование психики, а моделирование психики – через картину мира. Если такое кольцо резонансно (т.е. осуществляется КР), обе картины – мира и психики – оказываются взаимосогласованными и устойчивыми во времени.

Соответственно, важнейшей задачей при построении интегральной картины мира является интегральное моделирование психики. Попытки решения этой задачи осуществляются в других работах автора.

г. Киев, 2004 г.

 

Скачать

На главную страницу

Сайт управляется системой uCoz