Аннотация:
Предложена модель коммуникативного резонанса – парадоксального единения сущностей в замкнутой причинно-следственной цепочке. Предполагается, что именно такие резонансные образования являются устойчивыми во времени неоднородностями, образующими конкретную «ткань» наблюдаемого мира.
Игорь ШАШКОВ
КОММУНИКАТИВНЫЙ РЕЗОНАНС
Предлагается к обсуждению гипотеза о коммуникативном резонансе (КР) – парадоксальном единении сущностей, принадлежащих к разным уровням бытия (физическому, логическому, творческому). Представление о КР (в интерпретации автора данной работы) является принципиально новым, однако это не означает редкость этого феномена. Напротив, КР осуществляется всегда, когда мы что-либо видим и осознаем; все сущности, представляющие собой устойчивые во времени неоднородности, есть КР-образования (будем говорить – КР-кольца). Понимание механизма КР позволяет по-новому взглянуть на процессы развития, мышления, сознания и нередко ведут к достижению новых результатов.
Представления и основные положения по КР следуют из т.н. «Интегральной теории» (ИТ) – нового научно-философского направления, основы которого заложены автором данных заметок. Соответственно, для лучшего понимания данной работы рекомендуется ознакомиться с основными положениями ИТ, достаточно полное изложение которых можно найти в книге: И. Шашков «Интегральная картина мира», Киев, 2004 г.; они также будут публиковаться на сайте kastalia. narod. ru.
Здесь же мы только кратко охарактеризуем КР и приведем его основные приложения.
О понятии коммуникативного резонанса (КР)
Наиболее часто это понятие используется в исследованиях массовой коммуникации – когда слабое воздействие приводит в результате к непропорционально большому эффекту. Легко увидеть здесь связь с механизмами синергетического возникновения порядка из хаоса; соответственно, большое значение должна иметь положительная обратная связь. Важную роль при описании КР в межличностной коммуникации играет представление о том, что адресат сообщения заранее «знает» в неявном виде о содержании сообщения; сообщение «подстраивается» к этому «знанию» о нем и усиливает его, что ведет к еще более эффективной «подстройке» сообщения…
В теории и практике массовой коммуникации КР обычно рассматривается как феномен усиления воздействия на группу адресатов при передаче ее различным сегментам специально подобранных разных сообщений по разным каналам; обратная связь с адресантом при этом обычно не рассматривается. В интегральной теории же основное внимание уделяется коммуникации не между адресатами, а между адресантом и адресатом; важное значение при этом имеет кольцевой характер резонанса.
Парадоксальная причинно-следственная цепочка
В соответствии с представлениями ИТ, человеческая практика характеризуется, прежде всего, осуществлением изменений во времени (будем говорить – осуществляется в парадигме времени). В этой парадигме в основания закладываются логические отношения. Их достаточно полно отражают фундаментальные причинно-следственные цепочки, в которых осуществляются два основных типа соотношения причин и следствий (значок « ® » показывает переход от причины к следствию):
1. A ® B ® C ® D ® … - открытая причинно-следственная цепочка;
2. A ® B ® C ® A ® … - закрытая (замкнутая) причинно-следственная цепочка.
Во второй цепочке осуществляется краевая парадоксальность; обычно считается, что такая цепочка не отражает свойств «реального мира» (следствие не может быть причиной своей причины; не могут одновременно выполняться соотношения A > B и A < B ).
В интегральной теории, однако, логика дополняется не-логикой; обе цепочки в смысле отношения к реальности являются равносильными. Более того, именно вторая, парадоксальная цепочка обеспечивает возможность наличия сущего, устойчивого во времени. Сама парадоксальность закладывается в основания интегральной теории и определяет неоднородность, несимметрию, конкретность данного нам мира.
Причины и следствия связываются временем. Если время развивающейся сущности замыкается на себя (вторая цепочка), то оно «выпадает» из внешнего времени развития (оставаясь при этом наблюдаемой на другом – сигнальном – уровне), «сворачивается»; именно такая «свернутость» определяет устойчивость сущности во внешнем времени. В полноте развития по замкнутому краевому пути каждое следствие становится причиной для самого себя – финальной причиной, неразличимой с начальной причиной. Первая и вторая цепочки, оставаясь принципиально разными, парадоксальным образом являются и тождественными ( A ® A ® A ® A …). Что касается одновременной противоположности отношений A > B и A < B , то в нашей временной практике она преодолевается через предположение о множественности времен – каждой сущности сопоставляется свое собственное время, по-разному раскрывающееся во внешнем времени наблюдения.
Полнота единения сущностей во второй (замкнутой) причинно-следственной цепочке соответствует коммуникативному (кольцевому) резонансу - одному из главных понятий интегральной теории.
КР и время
При первоначальном знакомстве с КР у читателей может возникнуть вопрос: если во второй причинно-следственной цепочке осуществляется абсолютная замкнутость, то каким же образом эта цепочка может быть наблюдаема? Не являются ли такие устойчивые структуры просто не существующими для нас?
Ответ следующий:
Абсолютная замкнутость равносильна абсолютной открытости: именно при ее достижении сущность открывает себя, «начинает» свое время.
Время не только сворачивается, «прячется» в КР-кольце, но и остается неразличимым с охватывающим внешним временем, в котором наблюдается это устойчивое КР-кольцо. Само наблюдение КР-кольца возможно именно благодаря такой двойственности времени.
Открытость осуществляется на другом уровне, нежели замкнутость.
Таким образом, проблема восприятия КР-сущностей связывается в ИТ с двойственностью времени. Реальное взаимодействие (Встреча) с какой-либо сущностью (открытие ее) осуществляется в настоящее время (его мы будем называть время-направленность). Встреча действительна, если есть обратная связь; полнота Встречи – когда «кольцо связи» резонансно, т.е. когда наличествует КР.
Настоящее время отвечает КР и является выведенным из охватывающего внешнего времени-длительности. На «краю» – время-направленность, в «середине» – время-длительность.
КР осуществляется при неразличимости исходного и конечного состояний, т.е. при замыкании кривой развития. Такая неразличимость отвечает полноте.
Соответственно, на идеальном КР-кольце должно «укладываться» целое число полных сущностей – КР-кольцо должно быть чисто временным.
В свою очередь, каждая полнота на КР-кольце также может рассматриваться как КР-кольцо (меньшего диаметра).
Совпадение исходного и конечного состояний может быть интерпретировано как совпадение фаз в процессах развития сущностей, составляющих КР-кольцо.
Это свойство КР наблюдается, в частности, в атомной физике: на стационарных электронных оболочках атома должно «укладываться» целое число волн, соответствующих отдельным электронам.
Наличие того или иного понятия предполагает наличие того, кто это понятие вводит и актуализирует; мы говорим – наличие наблюдателя. Это касается, в частности, и понятий «возможность» и «действительность».
Возможность актуализируется как действительность через ее «взаимодействие» с наблюдателем – в его практике во времени. При этом, чем выше степень взаимодействия, тем выше степень актуализации действительности.
Возможно всё, но актуализируются для наблюдателя те возможности из их бесконечного массива, которые открываются наблюдателю; при коммуникативном резонансе эти возможности образуют устойчивую резонансную действительность.
Возможно всё, но мы «вырезаем» из всего то, что способны воспринимать.
Что значит «видеть»?
Действительное видение осуществляется через КР.
Сущность способна видеть, если она способна включить видимое в собственное КР-кольцо – осуществить полноту Встречи с видимым, сделать видимое своим внутренним, актуально воздействовать на видимое. Мы видим то, что уже есть в нашем сознании.
Весь наш видимый мир есть совокупность парадоксальных резонансных структур, природа которых не сводится исключительно к физическим сущностям.
«Психическое видение»: открытие Самостью того или иного сущего и возвращение этого сущего к самой себе по КР-кольцу. Такому видению отвечает направление от настоящего времени Самости в будущее.
При «физическом видении» сигнал посылается не от Самости, а к ней (из прошлого в настоящее). Не Самость открывает сущность, а она заявляет Самости о своем независимом существовании.
При КР «физическое видение» становится неразличимым с «психическим видением» - видимая вещь оказывается не просто суммой сигналов от ее «частей», но является «схваченной» в образ ее идеей.
КР и свобода
Невозможность при полноте КР определить финальную и начальную причины процессов в КР-кольце равносильна свободе, осуществляемой в этих процессах.
Через КР мы связываем уровни и способны управлять каждым из них свободно, причем «вычислить» эту свободу, рассматривая только отдельное КР-кольцо, нельзя принципиально. Можно только в некоторой степени обусловить ее через внешние силы, через взаимодействие с внешними КР-кольцами.
К понятию творческой силы
В ИТ показывается, что во внешнем времени являются устойчивыми (сохраняются) те сущности, которые стремятся к своей полноте в объективности – стремятся через КР, через обратную связь. Такое стремление идентифицируется в ИТ как первородная (творческая) сила (или КР-сила).
Самообъективизация всякой сущности осуществляется через КР.
Соответственно, КР появляется закономерно; в природе осуществляется стремление к состоянию КР вследствие действия творческой силы.
О сигнальных квантах
На границе между внутренним и внешним (на кольце КР) имеем двойственные сигнальные кванты: с одной стороны, они берут «изнутри» свою единичность в своем действии во внешнем времени, с другой стороны, они берут «снаружи» свою множественность.
Эта множественность соответствует энергии квантов (их частоте). Каждый КР-оборот соответствует периоду колебания, соответствует элементарному кванту. Все эти элементарные кванты «укладываются» в один квант – в общее пространство кванта.
Интегральный закон сохранения
Сохраняются во времени наблюдения такие сущности, собственное время которых замкнуто в КР-кольцо.
При этом неважно, в каком аспекте – статическом или динамическом – рассматривается сущность: сохранение будет осуществляться в обоих случаях.
О сохранении энергии
В случае движения (вращения) сущностей по КР-кольцу, условие однородности этого движения означает требование одинакового количества полных сущностей, проходящих через каждое поперечное сечение КР-кольца в единицу времени.
Определяя это количество как энергию, мы получаем ее одинаковую величину для данного КР-кольца в любом из его сечений, соответствующих различным моментам внутреннего времени. Это есть динамическое выражение закона сохранения энергии в ИТ. При этом остается в силе и его статическое выражение – сохранение количества полных сущностей в КР-кольце при наблюдении его во внешнем времени.
Принцип неразличимости для КР-кольца
В соответствии с этим принципом, в КР-кольце сущности являются неразличимыми между собой (статический аспект) и стремятся к такой неразличимости, возобновляют ее в себе (динамический аспект). «Пробегая» по КР-кольцу, мы каждую сущность на нем обнаруживаем как тождественную остальным, но при этом неповторимую.
Неповторимость связана с конкретным «местом» на кольце во время нашего «пробегания» его.
Тождественность связана со стремлением к одинаковой вероятности присутствия для нас.
Всякая замкнутая система стремится осуществить во времени своей жизни все свои возможные состояния.
Некоторые приложения теории КР
1. Происхождение видов: единение эволюционизма и креационизма.
Рождение принципиально нового осуществляется в единстве эволюционизма и креационизма – в результате творческих «скачков» в процессе эволюции. Творение есть принципиально непредставимое действие.
Наиболее вероятный путь развития тот, при котором осуществляется КР, т.е. в итоге «накапливаются» сущности, обладающие собственным временем и стремлением к самоорганизации (это соответствует зарождению и развитию жизни). При этом увеличение вероятности при приближении к краю является весьма значительным; это ведет к ускорению процесса эволюции и к ее скачкообразному характеру.
2. Межличностная и массовая коммуникация.
Механизмы КР могут быть использованы в техниках управления личным и коллективным сознанием. Возрастает роль личности адресанта сообщения и роль обратной связи между адресантом и адресатом. Детерминация поведения адресата осуществляется, в основном, через его подсознание. Используется не столько давление на адресата, сколько его собственные ресурсы, его свобода выбора (реализация интегральной схемы свободы).
3. Методы обучения и развития способностей.
На основе КР объясняются механизмы интеллекта и интуиции. Предлагается ряд принципиально новых методов обучения и развития способностей (см. в работах по ИТ и интегральной психологии).
Если Вас заинтересовала тема данной публикации, то автор может выслать Вам ее расширенный вариант (примерно 36 страниц компьютерного текста). Контакты по E- mail: shashkovi@ukr .net
г. Киев, 2004 г.