Владислав КАРТУСОВ, Игорь ШАШКОВ
Интегральная онтология и основной вопрос искусственного интеллектаОдна из последних формулировок основного вопроса ИИ: «Может ли думать машина, используя только заложенную в нее программу». Анализ этой проблемы ИИ, проведенный с точки зрения Интегральной Онтологии (ИО), позволяет сделать ряд замечаний
Сначала приведем аксиомы и выводы по этой проблеме, сделанные Сэрлом.
аксиомы
- Компьютерные программы формальны.
- Человеческая мысль имеет семантическое содержание.
- Синтаксис не является ни компонентом семантики, ни его достаточной частью.
- Мозг порождает психику.
выводы
- Программа не является ни компонентом разума, ни его достаточной частью.
- Любая другая система, которая может породить разум, должна, как минимум, иметь причинные силы, равные силам мозга.
- Любой искусственный прибор, генерирующий психические феномены, каждый искусственный мозг должен уметь копировать специфические причинные силы человеческого мозга, и должен уметь делать это не только при выполнении формальной программы.
- Способ, которым человеческий мозг генерирует психические явления, не может быть только результатом выполнения компьютерной программы.
Теперь приведем для сравнения некоторые результаты интегральной онтологии.
- Формальность программы не является достаточным основанием для отрицательного ответа на основной вопрос ИИ. Существует формальная краевая схема, которая, с одной стороны, «порождает» всевозможные логические структуры, с другой - открывает «дополняющие до реальности» до-логический и сверхлогический уровни. Можно утверждать, что краевая схема обладает всеми свойствами программы, в которой, однако, формализуются принципиально неформальные сущности.
- Преодоление разрывов между уровнями есть инициация, сутью которой, однако, является не передача разума краевой программе, а, напротив, выявление созданного искусственного разума - приведение его к «нормальному» разуму, свойственному человеку и воспринимаемого человеком в качестве разума.
Иными словами, инициируется естественный язык (взятый во всем своем развитии) - ИИ обучается разговаривать с человеком. В ИО утверждается, что такая инициация вполне возможна.
Более того, в ИО утверждается, что сам человеческий разум инициируется другим разумом, «охватывающим» его, - через инициацию у человека естественного языка. Люди «зомбированы» превышающей их материальной действительностью, обладающей собственной полнотой и определяющей развитие языка через конкретную предметность, открываемую человеком в его практической деятельности. Здесь надо, однако, учитывать, что в процессе инициации разума человеку передаются не просто образы предметов, а их «непредставимая часть», их краевая «идея».
- Будучи абсолютно зависимым от инициации, человеческий разум парадоксальным образом является абсолютно свободным - разум не только инициируется «извне», но и спонтанно сам инициирует другой разум, продолжая себя и развиваясь в качестве разума. Без такого самодвижения действительный разум невозможен.
- С точки зрения ИО, нельзя утверждать, что достаточными для порождения разума причинными силами обладает исключительно человеческий мозг.
Причинными силами обладает всякая система - части «узнают заранее», что они принадлежат целому, а уже затем начинают взаимодействовать между собой в их общем пространстве-времени. Финальная причина (проект, целевая функция, «смысл») «первичнее», чем начальная причина. Другое дело, что финальная причина находится на более высоком, чем начальная причина, уровне - и поэтому «невидима».
«Первичность» же начальной причины - в собственном времени разума, открывающего свое движение на своем, «логическом», уровне ( в этом времени финальная причина «вторична»).
Причинные силы (финальной и начальной причины) действуют на разных уровнях; образно говоря, они приложены к разным «телам».
С другой стороны, разум, как и всякая другая полная сущность, един, в разуме объединяются в целостность различные уровни, поэтому можно утверждать, что причинные силы приложены к одному «телу».
Третий закон Ньютона в приложении к интегральным сущностям «раздваивается» - в случае разных «тел» силы не уравновешиваются, в случае одного «тела» - уравновешиваются.
Способ восприятия разума нашим собственным разумом оказывается формирующим сам разум (как «чужой», так и наш собственный). Аналогия в квантовой механике -- парадокс ЭПР. Парадоксальное единение равновесия и неравновесности, напряжение причинных сил вот основа действительного разума.
«Величина» же причинных сил актуальна только в смысле открытости разума на наблюдателя, на языке которого (во времени которого) происходит соответствующий анализ.
5. Искусственный мозг, генерирующий психические феномены, должен уметь копировать специфические причинные силы человеческого мозга лишь для того, чтобы была возможна полнота коммуникации между ним и человеком (чтобы была возможность Встречи двух полных сущностей).
Развитие («движение») искусственного и человеческого разумов происходит в разных временах; объединение этих времен в общем времени происходит в их «точках неразличимости», образующих общий ритм - дискретное в непрерывном. Процесс коммутации между разумами должен иметь периодический (колебательный) характер. Полнота одного разума отделена от полноты другого полупериодом колебаний в общем времени.
Колебательный характер собственного времени скрыт от наблюдателя - он «смотрит» из него и поэтому не может различить его структуру. Однако в полноте Встречи с тождественным ему Другим их собственные времена «проецируются» на общее и наблюдатель «ощущает» их в общем ритме «как самого себя». Наблюдателю предстает своего рода «интерференционная картинка». При несовпадении собственных ритмов наблюдателя и наблюдаемого эта «картинка» движется, и наблюдателю открывается пространственное изображение - «копия» наблюдаемого.
1999 г.