Игорь ШАШКОВ
ПОЛНОТА
(избранные заметки)
В настоящей работе собраны заметки разных лет (с 1998 по 2004 г.), посвященные одному из главных понятий Интегральной теории (ИТ) – понятию полноты (к сожалению, датировка этих заметок является в большинстве случаев приблизительной).
Большинство заметок содержат в себе, так сказать, устаревшие трактовки некоторых понятий ИТ. Однако именно такой «люфт» в определениях, именно их принципиальная неточность позволяет, с точки зрения ИТ, добиться их адекватности. Главное, чтобы такая неточность была именно принципиальной, а не «аппаратной» – связанной с элементарными погрешностями в принятом нами способе мышления.
Подготавливая данную работу к публикации, автор не вносил исправлений в тексты, кроме, разве что, замены понятия ИО (Интегральная онтология) на более общее понятие ИТ (Интегральная теория).
ЗАМЕТКИ 2003 – 2004 г.
О понятии полноты
Одним из главных понятий интегральной теории является понятие полноты, в котором осуществляется высшее («краевое») представление о парадоксальности.
Каждая полнота парадоксальным образом включает в себя всякую другую, но при этом существует и иерархия полнот для взгляда наблюдателя. Таких полных сущностей множество: всё, что нам открывается в наших мыслях и представлениях (будем говорить - всякая сущность), может быть при определенных условиях взято нами в модусе полноты.
Сущность является для нас полной, если она берется нами как обладающая собственным временем.
Может возникнуть вопрос: зачем вообще вводить такое неочевидное и абстрактное понятие, как полнота? Оказывается, однако, что развитие и использование этого понятия ведет к получению множества практических результатов и позволяет объяснить ранее необъяснимые факты.
Полнота и время (1)
Полнота содержит в себе всё, в т.ч. и свое отрицание. Разделение утверждения и отрицания происходит по отношению к статусу полноты относительно самой себя и относительно других полных сущностей.
Полнота самоутверждается в самой себе, отрицание же ее происходит со стороны других полных сущностей.
Отрицание и утверждение происходит во времени. Соответственно, во времени осуществляется отношение владеющей этим временем полноты к другой единичности, способной к полноте отрицания этой полноты. Иными словами, под временем понимается отношение развивающейся полноты к другой полноте.
Собственное время полноты имманентно ей; она живет в нем «вечно». С точки же зрения других полных сущностей она «рождается» и «умирает» - имеет время жизни.
В разных внешних временах время жизни может быть различным; нормируются времена жизней в той или иной полной (замкнутой) системе полных сущностей (в «охватывающем» времени).
Полнота и частичность
Дополняющей противоположностью полноты является «содержащаяся» в ней частичность. С полнотой в интегральной теории соотносится единичность, с частичностью - множественность. При этом надо учитывать, что каждый «частичный» элемент со своей точки зрения является полным.
Будем говорить, что полнота и частичность являются модусами одной и той же сущности, находящейся на разных уровнях. Эти уровни являются парадоксальным образом как статичными, так и динамичными.
Динамика движения уровней означает изменчивость во времени всех определений, в т.ч. определений полноты и частичности. То есть сами понятия полноты и частичности являются функцией взгляда, развивающегося во времени. Взгляд способен воспринимать прошлое - параллельно, частично, или будущее - последовательно, в модусе полноты.
Полнота и целостность
Целостность есть полнота, не обладающая интенцией в свою «запредельность», т.е. замкнутая внутри самой себя.
Одна и та же сущность может быть взята как в модусе полноты (при рассмотрении ее в динамике краевого развития), так и модусе целостности (при пренебрежении ее временением «наружу»).
Полнота парадоксальным образом превышает сама себя, целостность - нет. Целостность одномодельна - ее можно описывать в рамках одной конкретной логической системы. Примеры целостности: замкнутая физическая вселенная, «черная дыра», устойчивые структуры психики. Целостность характеризуется открытостью «внутри» (ее элементы движутся во времени относительно друг друга) и закрытостью на краю (ее элементы не выходят за «границу»).
Работа внутри целостности самодостаточна в том случае, если соответствующий критерий - осуществление практики в однородном времени.
В переходные эпохи, в критических ситуациях и в других случаях «излома» времени работа внутри целостности обычно является малоэффективной - необходим переход от представления о целостности к представлению о полноте.
Онтологические числа
В интегральной теории показывается, что каждому уровню (рангу) может быть сопоставлено некоторое «онтологическое число» (ОЧ) – целое число от единицы до четырех, определяющее полноту на данном уровне. В частности, для двойственной временной парадигмы, в которой осуществляется наша обычная дискурсивная интеллектуальная практика, ОЧ = 2.
Развитие той или иной полноты происходит по краевому пути - последовательно по онтологическим числам от единицы до четырех. Этот путь может быть идентифицирован следующим образом: Самость (ОЧ = 1) – Время (ОЧ = 2) – Пространство (ОЧ = 3) – Объективность (ОЧ = 4). Сокращенно – путь СВПО.
Множество моделей низшего ранга в определенной сборке образуют адекватную модель для данного «верхнего» ОЧ. Для двойственной временной парадигмы такая сборка есть краевая схема (Треугольник).
О полном пути развития. Коммуникативный резонанс
Всякая полнота начинает свое развитие с создания для себя собственного времени, в котором и развивается - как танк, который сначала «кладет» перед собой гусеницы, а затем движется по ним как по дороге. Затем это время сворачивается в пространство и полнота возвращается в этом пространстве к самой себе.
Но теперь полнота приобретает новое качество - она уже не «сама по себе», а встретила на своем «треугольном» пути множество других сущностей. Она обогатилась новым знанием и приобрела объективность.
Возвращение полноты к самой себе можно понимать как наличие положительной обратной связи между финальной причиной развития полноты и начальной причиной, «содержащейся» в ее исходном состоянии.
Такая положительная обратная связь, отражаемая в интегральной модели, соответствует «коммуникативному (кольцевому) резонансу» (КР), при котором коммуникация достигает высшей степени эффективности.
Полнота и время (2)
Полнота, будучи взятая в парадигме времени, теряет свое основное свойство – она теперь не включает в себя «все», а включает в себя только ту полноту, на которую направлена ее интенция.
Чтобы полнота выявилась как полнота, она должна быть взята непосредственно, но не во времени . Она должна быть выведена из времени. Соответствующее преодоление времени при нашем наблюдении во времени осуществляется через КР. Соответственно, возможность для нас полноты равносильна возможности КР.
Во времени сущность осуществляет взаимодействие с другими сущностями; если это взаимодействие возвращается к исходной сущности, то она создает для себя свой замкнутый мир – мир кольца КР. В этом мире все другие сущности берутся исходной в модусе полноты.
Распространение взаимодействия на сущности, не входящие в КР-кольцо, может быть полным (при соответствующем КР) или частичным (при отсутствии КР).
Полнота полноты
Полнота содержит в себе всё – как тождественность, так и нетождественность с другими полными сущностями и с самой собой.
При тождественности – развитие во времени, включение в общую иерархию, полнота полноты.
При нетождественности полнота сохраняется, парадоксальным образом являясь частичностью.
Тождественность и различие
Краевая схема есть путь развития Самости в ее полноте. Этот путь осуществляется во времени Самости, открывающей для себя полноту, которая может быть тождественна ей и/или нетождественна.
Полнота тождественности означает полную неразличимость Самости с встреченной ею полной сущностью, т.е. эта сущность есть сама Самость, которая возврашается к самой себе. Самость открывает для себя абстрактный факт своего наличия; ее действие является самодвижением вне пространства и времени.
В свою очередь, полнота различия означает, что встреченная сущность оказывается другой полнотой (осуществление принципа множественности полных сущностей). В то же время полнота различия означает, что развивающаяся полнота встречается с частичностью, т.е. другая встреченная сущность открывается в модусе частичности. Частичность означает, что встреченная сущность дополняет время развивающейся Самости своей пространственностью. Развивающаяся Самость оказывается в общем пространстве-времени и осуществляет в нем свое движение.
При единении тождественности и различия Самость возвращается к себе, проходя путь по другим сущностям, взятым ею в модусе полноты, но при этом парадоксальным образом и не возвращается к себе, оказываясь частью пространственной множественности полных сущностей. Ее время разворачивается в прошлое, настоящее, будущее; при этом настоящее время неразличимо с собственным временем Самости.
В настоящем моменте времени осуществляется КР Самости с самой собой. Развернутое время также может замыкаться, если все частичности в нем неразличимы между собой в собственном КР (на современном научном языке – являются фракталами). Такая фрактальность соответствует холономности и достигается при онтологической тождественности сущностей – их тождественности в осуществлении пути по краевой схеме. Соответственно, важное значение здесь имеет целочисленность отношений их пространственно-временных характеристик.
Полнота будущего и частичность прошлого
В будущем – знаки, абстракции, непредставимость. Т.е. в будущем полнота, к которой интенцирует время. В будущее устремляется абстрактная мысль. В прошлом же – частичность, ставшая множественность.
При КР в будущем открывается прошлое – в модусе своей полноты.
Самость – «между» одной и той же внешней относительно нее сущностью, взятой в двух модусах: полнота (будущее) и частичность (прошлое). Эта полнота – одна и та же для всех внешних сущностей (время оказывается общим). Частичность же – разная; именно по частичности (по пространству) разнятся внешние сущности.
«Рождение» и «смерть» полной сущности
Рождение полноты с точки зрения ее самой происходит «из ничего» - до этого была только не относящаяся к ней частичность.
Смерть полноты переводит ее в новое качество: полнота сохраняется как идея, как факт своего наличия для самой себя (это может пониматься как сохранение в памяти; но надо учитывать, что это сохранение реально).
В парадигме времени ничто не исчезает окончательно; вселенная наблюдателя расширяется.
Что было раньше – яйцо или курица? Процесс творения КР-кольца невидим – он до возможности наблюдения.
Но распад кольца оставляет нам идею этого кольца (в данном случае идею перехода яйца в курицу и наоборот).
Различие между рождением и смертью полной сущности связано с интенцией наблюдателя, с его временем наблюдения.
Прошлое полной сущности (до ее рождения) – для внешнего логического взгляда понимается как физический уровень (конкретная предметная множественность в мире наблюдателя).
Настоящее полной сущности («время жизни») – как логический уровень (полнота единичности, разворачиваемая вовнутрь себя).
Что значит «Полнота включает в себя всё»?
Это значит, прежде всего, что полнота не есть нечто пассивное, а действует (осуществляет «действие включения в себя»). Следует, однако, добавить, что полнота должна, по своему определению, включать в себя и отсутствие какого-либо действия, т.е. быть не только активной, но и пассивной.
Мы в своем обращении к полноте должны рассматривать оба случая – разделяя их во времени рассмотрения («взгляд из логики») и не разделяя их во времени рассмотрения (Встреча).
1. Что значит «действие включения в себя»? – Это значит, что включаемая сущность, оставаясь или не оставаясь свободной, идентифицируется как часть включающей ее в себя сущности. Эта часть может быть во времени (тогда включаемая сущность встречается с включающей ее) или в пространстве (тогда включаемая сущность входит в КР-кольцо включающей сущности как ее физический «натуральный аналог», находящийся в прошлом).
Всякая включаемая сущность актуально полностью определяется через операцию ее включения, оставаясь при этом потенциально независимой. Включение тогда имеет место, когда оно производится. Действие полноты в отношении другой полноты является временением полноты. Полнота возможна для нас только как временящаяся сущность.
2. Что значит отсутствие «действия включения»? – Это значит, что полнота, при ее потенциальной актуальности, отсутствует во времени ее наблюдения. Все что отсутствует во времени, но при этом существует, является независимым от времени. Вневременные сущности являются пространственными сущностями, не входящими в КР-кольцо наблюдателя. У каждой из них свое время, свое КР-кольцо, свое место в пространстве. Они предоставляют наблюдателю вместо себя свое «место в пространстве».
Пространство состоит из «мест» независимых в данный момент времени сущностей. Соответственно, в каждый момент времени наблюдения пространство пассивно и независимо от наблюдателя. Однако, парадоксальным образом, пространство может изменяться при развертывании времени наблюдения, т.е. при переходе времени-направленности во время-длительность.
Действие над пространственной сущностью (частичной) не ведет к ее реальному изменению, т.е. является вневременным действием.
Действие актуально, если осуществляется над временящейся, актуальной сущностью, т.е. полнотой.
Время – «между» полными сущностями.
Полнота и ее запредельность
Полнота есть всё.
Множественность полных сущностей означает, что относительно нашей полноты, включающей в себя всё, другие полные сущности есть ее запредельность.
Запредельность двойственна: она и внешняя для полноты (иначе мы не могли бы понимать ее как запредельность), и внутренняя (иначе наша полнота не могла бы включать в себя всё).
Включенность запредельности в нашу полноту означает интенцию нашей полноты в запредельность, т.е. запредельность открывается нашей полноте. Без такого открытия, без времени наша полнота, как одна из множества полных сущностей, невозможна.
Представление о множественности полных сущностей равносильно представлению об активности, актуальности нашей полноты, означает наличие для нас собственного времени, в котором мы встречаемся с другими полными сущностями, означает наличие у нас неповторимой индивидуальности, осуществляющей свое единение с другими неповторимыми индивидуальностями.
Полнота: гуманитарный аспект
Предположение ИТ о множественности полных сущностей означает в гуманитарном аспекте признание множественности неповторимых человеческих индивидуальностей, реакции и поведение которых при индивидуальном контакте являются в большой степени непредсказуемыми, но в массовых коммуникациях являются статистически определенными и четко прогнозируемыми и управляемыми.
Предположение ИТ о возможности выхода в «запредельность», т.е. в другую полноту («вовнутрь» индивидуума) позволяет прогнозировать и управлять поведением не только статистически, но и конкретного, отдельного индивидуума.
Полнота и КР
Возможность полноты на различном уровне множественности равносильна возможности единения в КР-кольце сущностей различного уровня множественности.
Единичное Я может единиться в этом кольце с множественным Я, логический уровень – с физическим.
О тождественности полных сущностей (связи)
При «взгляде из бесконечности» связи тождественны тому, что связывается; все полные сущности неразличимы. При «взгляде из бесконечности» сущности можно идентифицировать как неразличимые между собой «точки», т.е. они являются полными.
Примеры:
- Физика элементарных частиц: частица делится на такие же как она частицы, т.е. первоначальную частицу можно рассматривать как связь между образовавшимися в результате деления частицами. Связь при таком подходе есть то же самое, что и связываемые частицы.
- Теория относительности: сложение скоростей, близких к скорости света, дает опять же скорость света (т.е. суммарная скорость в этом случае есть связь, сложение есть связь.
Полнота как функция выборки из ОЧ
Динамика движения уровней означает динамичность всех определений, в т.ч. определений полноты и частичности.
Соответственно, восприятие сущности в модусе полноты или частичности является функцией взгляда, развивающегося во времени.
Взгляд способен брать прошлое - параллельно, частично, или будущее - последовательно, в модусе полноты.
Здесь «полнота» - для двойственной парадигмы, т.е. открывается во времени. Это - полнота, относящаяся к действию, к времени; она соответствует непредставимости.
Каждой парадигме (каждой резонансной выборке из ОЧ) соответствует своя «полнота». Для того, чтобы указать на нашу работу в конкретной выборке, мы в некоторых случаях будем называть полноту по-разному.
Так, для ОЧ = 1 (одномодельность) полнота есть целостность.
Собственно полнота (ОЧ= 2) отвечает парадоксальности, отвечает времени. Она возникает во времени и существует для ее наблюдателя до тех пор, пока длится его время.
Каждое время есть единение в последовательность полных сущностей, которые его образуют. Выпадение какой-либо полноты из времени равносильно появлению другого времени. Единство времени равносильно тому, что полнота запоминается.
Достижение человеком своей полноты «запоминает» его самим собой - сохраняет его.
ЗАМЕТКИ 1998 – 2000 г.
Об определении полноты
Одним из главных понятий ИТ является понятие полноты, в котором осуществляется высшее («краевое») представление о парадоксальности.
В определении полноты мы исходим из следующего.
Существует множество полных сущностей, которые включают в себя всё – как внутреннее, так и внешнее относительно них, взятых взглядом наблюдателя в некоторый конкретный момент времени наблюдения.
Каждая полнота парадоксальным образом включает в себя всякую другую полноту, но при этом существует и расположенность полнот («иерархия») для взгляда наблюдателя.
Всякое сущее может быть взято наблюдателем в модусе полноты – при Встрече с ним. Встреча возможна тогда, когда наблюдаемое и наблюдатель открываются своей полнотой друг другу в общем времени. При этом для нашего внешнего взгляда только одна из встречающихся сущностей (в данном случае – наблюдатель или наблюдаемое) открывается нам в модусе своей полноты.
Иными словами, Встреча парадоксальна: встречаются две полные сущности, но для третьей полной сущности только одна из них является полной.
Если наблюдатель берет полноту опосредованно (через изменение проявлений другой полноты), то это означает, что полнота берется им в модусе частичности.
Именно в таком модусе воспринимается нами внешний относительно нас предметный мир (множественное предметное многообразие).
Полнота самого определения полноты возможна, если мы последовательно осуществим его Встречу с другими важнейшими понятиями ИТ.
Полнота и время (1)
Полнота, главное понятие ИТ, определяется через свое развертывание в нашей практике и возвращение к себе.
Однако, чтобы совершить такой путь в нашем определении полноты, мы должны взять какое-то исходное интуитивное представление о полноте, какое-то приписываемое ей нами коренное свойство.
Прежде всего, мы полагаем, что полных сущностей существует множество, причем каждая из них парадоксальным образом включает другую сущность. Будучи в этом смысле тождественными, полные сущности являются и различными – для взгляда со стороны «внешней» относительно них полноты.
Развивать начальное понимание полноты мы будем, рассматривая особенности самого нашего понимания.
Полнота содержит в себе все, в т.ч. наше понимание и непонимание ее.
Можно пытаться понять (и определить) полноту сколь угодно долго, и всегда это будет понимание неразличимое с непониманием.
Но мы можем решить для себя, что наша практика, осуществляемая во времени, имеет для нас совершенно определенный смысл и, соответственно, правильна. В таком случае мы можем привязать понимание (определение) полноты к времени, в котором осуществляется практика, и считать его правильным. По крайней мере в этом случае мы не найдем противоречия со своей практикой и сможем построить теорию, обосновывающую нашу практику.
Учесть факт появления и исчезновения полноты для нас мы можем, если допускаем, что полнота может закрываться от нас временем и появляться для нас во времени. То есть полноту времени мы ставим для нашей практики выше, чем какую-либо другую полноту, отчужденную от нас временем.
Такое отчуждающее и приближающее время мы назовем нашим собственным временем.
Главное свойство времени – открывать и закрывать полные сущности.
Действительное открытие, – когда открываемое является чем-то особенным, выделенным для нас, - единичным. Соответственно, является нам во времени только одна полнота; все же другие «не встреченные» полные сущности являются пассивными и «находятся» в пространстве.
Таким образом, выделенность полноты в ее собственном качестве полноты осуществляется во времени; невыделенность же полноты означает ее принадлежность к пассивному пространственному множеству.
В своем понимании полноты через нашу практику во времени мы приходим к несимметрии: полнота оказывается первичной по отношению к частичности. Она развертывается в частичность и управляет ею, частичность же стремиться к своему самоосуществлению в полноте.
Полнота включает в себе все, частичность же включает в себя только саму себя.
Наше понимание полноты, связанное с нашей практикой во времени, частично; эта частичность обусловливает нашу собственную частичность.
Наше же стремление к полноте открывает нам понимание полноты вне времени. При этом полнота, закрытая для нас временем, парадоксальным образом открывается для нас – как невидимая сущность, тем не менее, конкретно влияющая на наше самоосуществление в качестве свободных, полных сущностей.
Полнота и время (2)
Для самой себя всякая полнота имеет только настоящий момент времени, понимаемый ею как вечность.
Время есть изменение полноты при сохранении ее в качестве полноты, происходящее в результате Встречи.
При этом возможна Встреча полноты с самой собой; такое Время есть неосознаваемое присущее время настоящего момента, «длящееся» для полноты вечно.
Осознаваться время может только при Встречах с другими полными сущностями, причем каждая последующая Встреча должна подразумевать преобразование предыдущих Встреченных полных сущностей в частичность. Именно в таком случае Встречи не вырождаются в одну; каждая из них ведет к реальному изменению, не меняющему полноту в ее качестве полноты.
Время при этом длится; сознание возможно только как длящееся во времени.
Таким образом, полнота в собственном времени существует вечно, для внешнего же взгляда (во времени наблюдателя) появляется (рождается) и исчезает (умирает). Для внешнего взгляда (в парадигме времени) главной характеристикой полноты является время жизни.
Время жизни - единственное конкретное качество полноты, которое привносится к полноте при нашей практике в парадигме времени.
Полнота и Встреча
Говорить о множестве полных сущностей имеет смысл в том случае, если они могут быть при определенных условиях актуальными. Иными словами, множественность полных сущностей означает для нас, что они могут достигаться нами в процессе нашей практики. Достижение полноты значимо в том случае, если она свободна и независима от нас, т.е. если мы преодолеваем ее принципиальную отделенность от нас. Другая (достигаемая нами) полнота должна быть тождественной нашей собственной полноте, но при этом и принципиально отличной от нее.
Достижение другой полноты означает открытие в старом принципиально нового, означает выход нашей полноты на новый уровень (в «запредельность»).
Такое единение принципиально разных полных сущностей в ИТ называется Встречей.
Множественность полных сущностей, предполагаемая в ИТ, равносильна предположению о возможности действительного единения принципиально разного - предположению о возможности Встречи.
В нашей двойственной временной парадигме относительно всякого сущего возможны два независимых друг от друга теоретических описания (модели). Например, волновая и корпускулярная модели света.
Предположение о множественности полных сущностей означает, что разные модели принадлежат общему для них - «пересекаются» в некоторой «точке», являющейся «первичной» относительно этих моделей (для света это квантовая теория).
Такая «суммарная» модель является предельной для входящих в нее моделей; эта предельность означает независимость от изменений в этих моделях (т.е. от их собственных времен). В свою очередь, такая независимость означает устойчивость в этих временах; новая модель открывает новое развитие в собственном времени.
На новом уровне все начинается сначала, но теперь наша практика не раздвоена, а собрана в целостность. «Раздвоение» новых целостностей - это уже запредельность для нашей практики. В ИТ мы можем двигаться в «запредельности»; при этом переход от уровня к уровню есть процесс, в котором главным оказывается он сам, а не его цель.
Мы получаем динамические граничные условия, которые полностью определяют наши практические возможности на охватываемом ими уровне.
Всякая практика в рамках одной модели действительно значима в том случае, если она достигает края, на котором для нее открываются принципиально новые возможности
В двойственной парадигме всякому утверждению (Да) соответствует отрицание (Нет); которые несимметричны относительно «точки пересечения». Связывая Да с возможностью значимой практической деятельности, мы получаем, что уровень Встречи Да и Нет «начинается» с Да (с этим Да мы сопоставляем «остаточное Что», получаемое в результате полной редукции сущего).
Полнота и частичность
Полнота есть сумма самой себя и собственной частичности.
Мы раскрываем эту формулу в своей логике через представления о Самости, Объективности и «краевом пути» Самости к своей Объективности.
При этом наша логика приходит к парадоксальности.
Такую «логическую расшифровку» нашей формулы полноты мы будем называть «взглядом из логики».
Соединение двух моделей в их полноте идентифицируется в ИТ, как принцип неразличимости.
Полнота относительно самой себя есть полнота. То есть, если сущность «смотрит» сама на себя безрефлексивно, то она полна. (Соответственно, сознание, определяющее себя из самого себя, является полным.)
Частичность есть свойство полноты для другой, наблюдающей ее, полноты, если с ней не осуществляется Встреча. Наличие частичности означает устойчивость полных сущностей, не открытых наблюдающей полноте.
Иными словами, полнота в модусе частичности не присутствует во времени наблюдения, но сохраняется во внешнем относительно этого времени пространстве.
Полнота и принцип неопределенности
Всякое действительное обращение к полноте подразумевает активность обращающегося, направленную к его собственному краю, т.е. его потенцию, актуализирующуюся в полноте.
Касается это и научных принципов; в ИТ эти принципы становятся «краевыми» и, при обращении к полным сущностям, - «полными». Сохраняя свое вербальное выражение, они дополняются «сверхвербальным» смыслом, передающимся им от того, кто ими пользуется.
При «взгляде из логики» полнота принципов отвечает предельным значениям понятий, составляющих их содержание. Так, значения вероятности при обращении к той или иной сущности в модусе ее полноты не заключены между 0 и 1, а строго равны 0 и 1 (абсолютная достоверность и абсолютная недостоверность).
Применим изложенное здесь к принципу неопределенности.
При обращении к полноте этот принцип заключается в следующем: либо полнота есть, либо ее нет.
Положение физического предмета в пространстве-времени двойственно: с одной стороны, оно определенно (когда мы обнаруживаем предмет в конкретном месте и времени), с другой – неопределенно (поскольку «само по себе» это место-время никак не выделено). Соответственно, нельзя считать полнотой определенности для нашего сознания наличие предмета в конкретной «точке» пространства-времени. Чтобы выявить предмет в модусе его полноты, мы должны его вывести (выделить) из его собственного пространства-времени.
Такая редукция не нужна при обращении полноты к самой себе – для полноты определенность своего наличия (или отсутствия) полна. Рефлексия полноты полна: она может «рассматривать» себя как всею собой, так и всякой своею частью – результат одинаков. При этом имеется полнота неразличимости полноты и частичности.
Открываясь «вовне», полнота находит такое новое, которое уже содержится в ней самой, т.е. «рефлексирует вперед». Она выбирает из внешнего мира абсолютно определенное для нее, относя неопределенность к свободе своего выбора. Ее свободное действие заполняет «пробелы» между теми сущностями, определенность (достоверность) которых равносильна самому факту ее наличия для самой себя. Поскольку действие полноты принадлежит ей самой, то для нее самой оно является полным (достоверным). Однако, если мы «оторвем» внешний мир от действующей полноты, то его «объективная картина» оказывается определенной лишь в некоторых точках; «остальное» в ней – иллюзия, созданная полнотой.
Полнота и движение
Всякое действительное изменение (событие) в ИТ связывается с открытием полнотой другой полноты, т.е. со Встречей.
Наблюдать изменение, происходящее во времени (правильнее – происходящее как время), мы можем на некотором «фоне». Таким «фоном» является пространство.
Далее. Мы можем «отделить» изменение и от времени: взять его «само по себе» и «обнаружить» теперь на «фоне», которым является пространство-время. Такое изменение, происходящее «над» пространством-временем, мы называем движением.
Движение оказывается неразрывно связанным с изменениями, происходящими с полнотой, открывающей в другой полной сущности ее полноту и узнающей в открытой полноте саму себя.
Внешний наблюдатель («Третий»), удерживая наблюдаемую исходную полноту в собственной Встрече с ней, «видит» ее во времени наблюдения на новом «месте» – на «месте» той полноты, которая открыта исходной и неразличима с ней. Изменение полноты переносится наблюдателем от нее самой к изменению ее «места» в пространстве-времени. Полнота «раздваивается»: с одной стороны, она оказывается движущейся и тождественной самой себе (устойчивой во времени набдюдения), с другой стороны, - «оставшейся» в прошлом (вне Встречи с наблюдателем), т.е. для наблюдателя частичной.
Наблюдатель видит не полноту, а ее след, видит в настоящем прошлое. Без своего частичного «хвоста» полнота невидима; реальность движущейся полноты дается нам через иллюзорность ее неподвижной частичности.
Если наблюдение осуществляется непосредственно (во Встрече), то реальность открывается как движущаяся полнота.
Если же наблюдение происходит на общем пространственно-временном «фоне», то для взгляда наблюдателя происходит инверсия реальности и иллюзии: движение теперь теряет свою самостоятельную сущность и связывается с частичностью, воспринимаемой в качестве «эталона реальности».
Движение есть состояние полноты, при котором она доступна для нашей практики.
Всякие действительные изменения происходят в состоянии равновесия. Всякое действительное равновесие является динамическим.
На краю движение происходит дискретно: «промежуточные» состояния (в общем пространстве-времени) отсутствуют. Фиксируются только исходное и конечное события, отвечающие Встрече наблюдателя с наблюдаемой сущностью.
Процесс является эволюционным, если рассматривается в общем пространстве-времени. Однако действительные изменения (связываемые с творением) мы при таком наблюдении объяснить (понять) не можем.
Полнота и свобода
1. Понимание свободы в рамках оппозиционной логической парадигмы может сводиться к вопросу о возможности реального осуществления выбора при полной равнозначности имеющихся альтернатив.
Иными словами, свобода есть в том случае, если Буриданов осел не умрет с голоду между двумя совершенно одинаковыми торбами с пищей, а мы при этом принципиально не можем определить причину его обращения к конкретной торбе.
В ИТ, где в основании лежит парадоксальность, вопрос о возможности свободы «автоматически» решается положительно.
С одной стороны, множественность полнот подразумевает их счетность и, соответственно, принадлежность к одному классу. Каждая полнота абсолютна, и в этом смысле тождественна со всеми другими полнотами (одинаковые «торбы»).
С другой стороны, само наличие времени означает осуществление выбора той или иной полной сущностью какой-то другой полной сущности из их множества (осел реально действует).
И наконец, наблюдатель, ведущий наблюдение во времени (и из времени), принципиально не может определить «запредельную» для него причину конкретного временения (неизвестна причина обращения осла к конкретной торбе).
Таким образом, благодаря введению понятия полноты в ИТ выполняются все условия, определяющие возможность свободы.
2. Преодоление наблюдателем двойственной логической (временной) парадигмы (выход на более высокий уровень) означает «расшифровку» причины осуществления конкретного выбора на предыдущем уровне.
Однако нельзя сказать, что свобода на предыдущем уровне была всего лишь условностью: внутриуровневое знание, даже будучи преодоленным, парадоксальным образом является адекватным и абсолютным.
«Преодолев» свободу, наблюдатель при движении к краю нового уровня вновь обнаруживает ее; свобода то приближается, то удаляется, т.е. является динамической характеристикой.
Действительная свобода есть процесс свободы.
3. Подытоживая, приведем четыре условия действительной свободы:
- свободными являются только полные сущности;
- свобода возможна только при свободе других сущностей (при множественности полнот);
- на краю абсолютная свобода неразличима с абсолютной несвободой;
- свобода есть динамическая характеристика, т.е. она возможна только тогда, когда сущность конкретно осуществляет свою свободу.
О тождественности и различии полных сущностей
«Сами по себе», т.е. «до» своего пространства и времени, полные сущности тождественны и неразличимы. Они тождественны в своем главном свойстве: каждая из них включает в себя все остальные.
Но не следует ли из этого фундаментального свойства, что наш разговор о разныхполных сущностях тавтологичен и, соответственно, бессмысленен? Нельзя ли просто описать одну «полноту вообще», а затем просто «подставлять» в полученные «формулы» разные конкретные сущности?
В принципе, такой путь, характерный для классической наукм, является вполне адекватным, но только при работе внутри уровня (в рамках одной модели).
Однако при интегральном подходе, подразумевающем единение разныхуровней ( разныхмоделей), такой путь неприемлем.
В ИТ мы не можем полностью абстрагироваться от факта собственного наличия для самих себя, не можем не учитывать воздействия нашей «точки зрения», нашего «места в мире» на внешние наблюдаемые сущности.
Реальный мир реален для нас через Встречу с ним. Наш путь к той или иной Встрече – единственный путь, определяющий нашу собственную единственность, нашу личностность.
Конкретная Встреча с полной сущностью делает ее неповторимой благодаря неповторимости пути к ней. Даже просто повторяя одно и тоже, мы обнаруживаем со временем новое качество в повторяемом.
Абстрактные рассуждения о полноте – это безличностность (или сверхличностность) пути. Чтобы вернуться в итоге к самим себе, чтобы увидеть всё в «человеческих координатах», мы должны учитывать, по какой частичности мы пришли к той или иной полноте.
«Включение» одной полноты в другую
«Полнота включает в себя всякую другую полноту».
Включение чего-либо в себя может пониматься в парадигме времени только как реальное (единственно реальное!) действие, ведущее к реальным изменениям.
Предполагаются следующие возможные изменения.
1. Преобразование включаемой полноты.
Единственным реальным преобразованием (изменением) полноты является ее «превращение» в частичность. Оставаясь «для себя» полнотой, для преобразующей полноты преобразуемая полнота оказывается частичностью.
Характер преобразования – пространственный.
2. Сохранение преобразуемой полноты в ее качестве (модусе) полноты.
Тогда должна измениться полнота, включающая в себя другую (обратное действие).
Характер преобразования – временной.
При взгляде «изнутри»: полнота встречается с полнотой.
При взгляде «снаружи»: частичность достигает своей полноты. При этом частичной оказывается та из наблюдаемых встречающихся сущностей, которая движетсяк полноте в развернутом времени; частичность есть ставшее во времени наблюдения.
Наблюдаемая частичность на том уровне, на котором частичность наблюдателя, т.е. единящее наблюдение представимых сущностей есть частичность Встречи.
6 января 2005 г.