Татьяна Тарасюк, Игорь Шашков

 

БОГ ФИЛОСОФИИ И БОГ РЕЛИГИИ

(избранные заметки)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

О возможности философского разговора о Боге

Аксиома Полнота меньше Бога

Доказательство бытия Бога возможно только при интегральном подходе

Единение веры и знания осуществляется при их полноте

Несколько тезисов о Боге и полноте

Христианство как философская истина

 

 

О возможности философского разговора о Боге

 

Бог создает всё, ссылки всякие на то, что при этом всё должно быть хоть как-то понимаемо, что должна быть логика, не проходят для Бога никакое долженствование не проходит. Всё значит всё.

Бог создает, в т.ч., непознаваемость (границу знания). С непознаваемостью соотносится вечность. Бог создает и вечность. Мы не должны умножать сущности раз Бог создает, то, значит, создает всё.

Бог создает полноту, полнота меньше Бога. Хотя и в таком меньше мы наделяем Бога каким-то атрибутом, он не должен быть меньше или больше, он не в мире сравнений. Он вообще ничего не должен, но при этом может позволить себе и быть должным.

То есть мы в рамках своей логики вообще ничего не можем адекватно сказать о Боге.

Адекватно говорить о Боге, обладать соответствующей проекцией Бога на наш разговор мы можем только при допущении условия полноты адекватности при полноте неадекватности, полноты познаваемости при полноте непознаваемости.

Говоря проще, правильные утверждения о Боге возможны только в том случае, если они противоречат сами себе (это необходимое, но не достаточное условие).

Вместе с этим, логические доказательства бытия Бога возможны только при недопущении возможности таких доказательств.

Однако именно в такой парадоксальности содержится возможность философского разговора о Боге.

Ведь именно невозможность адекватного наделения Бога какими-либо атрибутами приводит нас к возможности адекватного наделения Бога некоторыми атрибутами, т.е. приводит нас к возможности философского разговора о Боге.

То есть мы получаем некоторые конкретные ограничения, некоторые аксиомы, следующие не из принятой нами логики разговора, а из ее превышения при парадоксальном ее сохранении.

 

Аксиома Полнота меньше Бога

 

Такой первоначальной аксиомой, дающей нам возможность вести философский разговор о Боге, является утверждение полнота меньше Бога. Это означает, что Бог создает полноту, а полнота не создает Бога.

Бог свободен создать:

1) множество полных сущностей;

2) единственную полную сущность;

3) отсутствие полных сущностей.

Мы не можем определенно утверждать превосходство (и, тем более, единственную правильность) любого из этих трех утверждений, т.к. при этом мы, ограничивая Бога, ревизуем нашу аксиому о превосходстве Бога, т.е. вообще лишаемся возможности адекватного разговора о Боге.

Мы можем только брать эти утверждения в своем времени в той или иной последовательности, предполагая, что это только наш личный выбор, возможный опять же благодаря свободе, данной нам Богом.

 

Доказательство бытия Бога возможно только при интегральном подходе

 

Как управляет всемогущий Единый Бог попытками Его объяснения в рамках какой-либо научно-философской системы, в частности, попытками доказать Его бытие? Какой должна быть научно-философская система, чтобы в ее рамках была возможность осуществить доказательство бытия Бога (ДББ)?

Прежде всего, Бог свободен (и более чем свободен) управлять как Ему угодно любой научной системой. Но именно эта полнота свободы определяет фундаментальные свойства научно-философской системы, в которой возможно осуществление полного ДББ.

Свобода Бога означает, что он есть Бог всего, что Он управляет всем как отвечающим, так и не отвечающим Ему.

Бог это единственное, что есть в полноте определенности своего существования независимо от того, утверждает ли его существование какая-либо научно-философская система, или не утверждает.

То есть бытие Бога есть единственная абсолютная истина, а ДББ возможно только как полное, единственное абсолютно достоверное доказательство.

В настоящее время является твердо установленным, что во всех системах, в которых ДББ осуществляется в рамках той или иной конкретной непротиворечивой логики, ответ оказывается неопределенным: ни положительным (Бог есть достоверно), ни отрицательным (Бога нет достоверно).

Значит, в рамках какой-либо системы с определенной логикой конкретный, полностью определенный ответ на вопрос о бытии Бога невозможен, ДББ невозможно.

 

(Примечание: Это утверждение отвечает высшей форме принципа неопределенности, являющегося одним из выражений краевой парадоксальности (http://www.kastalia.narod.ru/Izbranoe/kraevaya-paradoksalnost.htm): определенность логики отвечает неопределенности ДББ, и наоборот.)

 

Однако избавиться от логики, свести ДББ к сугубо эмпирическому нельзя Бог, каким Он является в философском понимании, есть первопричина именно в ряду причин логических причинно-следственных цепочек, причем к Нему должна сходиться любая из этих цепочек.

Соответственно, доказать бытие Бога можно только в системе, в которой эмпирические доказательства единятся с чисто логическими. Логика при этом может соприкасаться с эмпирикой только на своей границе в краевой логической парадоксальности. В соответствии с т. Геделя, к такой парадоксальности приходит любая система с достаточно богатой арифметикой.

Соответственно, искомая система, в которой возможно ДББ, должна единить в себе все достаточно богатые логические системы, осуществляющие себя в своей полноте и, дополнительно, достоверные эмпирические факты.

Таким образом, полное ДББ может быть осуществлено в рамках интегральной философской системы, предметом которой является всё, взятое как метафизическая полнота.

 

Единение веры и знания осуществляется при их полноте

 

Является ли вера видом знания или не имеет к знанию никакого отношения? Возможно ли применение к вере общенаучных критериев?

Ответы на эти вопросы будут отрицательными, если изначально не осуществить полноту единения таких, казалось бы, принципиально несводимых одна к другой вещей, как философия и религия, вера и знание.

В интегральной философии, однако, показывается, что именно принципиально несводимые, противоположные вещи обладают полнотой единения между собой, осуществляемой ими в собственном времени.

Говоря просто, полнота единения возможна в том случае, если единение представляется невозможным.

Интегральное доказательство является по своей сути доказательством по кругу: сведение к кругу считается доказательным, поскольку в основу доказательности закладывается именно сведение к кругу.

Иными словами, в интегральной философии постулируется, что реальными, выведенными из небытия, достоверными сущностями являются такие сущности, которые превышают сами себя в своем парадоксальном единении со своим отрицанием.

Обоснованность такого постулирования заключается в том, что при нем достигается взаимная согласованность эмпирических результатов для всех уровней бытия физического, логического, творческого. Или, в терминах религии: тварного, душевного, духовного.

 

Несколько тезисов о Боге и полноте

 

1. Полнота принципиально динамична, иначе она умирает.

Полнота необходимо временится наружу к множеству других сущностей, и открыв в этих сущностях полноту (и при этом создав в них эту полноту), возвращается к себе. В отношении к другой полноте открытие и создание парадоксальным образом единятся между собой.

 

2. Полнота создает свое внешнее резонансное кольцо с помощью других полных сущностей.

Все эти полные сущности равны между собой, но при этом есть и их иерархия.

 

3. Раскрытие к другой полноте с последующим возвращением к себе есть любовь.

Раскрытие ко всякой полноте одновременно (сразу вне времени и во времени) есть вхождение в Большое Резонансное Кольцо (БРК); это есть единение с Богом и в Боге.

 

4. Прохождение БРК невозможно без сопротивления всякая сущность, являющаяся на пути в модусе своей частичности, замедляет движение, улавливает в пространство. Пространство это представляет себя в своей бесконечности пройти его с обычной конечной скоростью нельзя, но идти необходимо.

Если найти на своем пути свою полноту, то достигается трансформационный скачек, и круг оказывается пройденным.

 

5. Пройти без страданий свой путь в его полноте невозможно.

Это страдание может быть физическим, интеллектуальным, духовным, но всегда творческое.

Нельзя сказать, что страдание Христа было просто физическим, и ли интеллектуальным, ил духовным оно было и таким, и таким, и таким, но при этом оно было бесконечно выше.

Творчество подразумевает страдание, оно обрамлено им. Есть два пика такого страдания перед самим творческим актом и сразу после него.

 

6. Творение высшее творчество, присущее Богу. Оно отличается от человеческого творчества как единичное от множественного, как самосознание от сознания, как Большое Резонансное Кольцо от всякого другого резонансного кольца.

В творении высшая радость, направленная от Бога навстречу человеческому творческому страданию.

 

7. Бог есть полнота, полнота не есть Бог.

Такая несимметричность, означающая превосходство Бога над полнотой, есть главное во всяком предельном философском понимании Бога.

 

Христианство как философская истина

 

Начнем с главного вопроса о Боге в его наиболее общей форме:

Существует ли Бог?

Не Бог иудеев, мусульман или христиан, а просто Единый Бог. Именно бытие такого Бога есть главная цель практически всех известных доказательств.

Но при этом разные доказательства опираются на предположения о тех или иных конкретных свойствах Бога (Бог-Творец, всемогущий Бог, Бог-первопричина), которыми должен обладать Бог; соответственно, доказывается не Единый Бог, а обладающий этими свойствами. По сути, каждое доказательство приходит к порочному кругу, и при традиционном подходе, отрицающем краевую парадоксальность (http://www.kastalia.narod.ru/Izbranoe/kraevaya-paradoksalnost.htm), доказать бытие Бога не удается.

Однако при этом утверждается то или иное свойство Бога, фигурирующее в соответствующем доказательстве, если в итоге нет однозначного положительного или отрицательного ответа (в ИФ даже утверждается, что отсутствие определенности в ответе означает адекватность доказательства и соответствующего свойства Бога).

В настоящей заметке мы показываем, как в рамках Интегральной философии можно прийти к определяющему представлению христианства представлению о Богочеловеке.

 

Существование можно понимать как физическое существование в пространстве-времени или как трансцендентное существование вне любого пространства-времени.

Бог, однако, бесконечно превосходит любую форму своего существования, и в первую очередь пространственно-временную форму. Здесь может возникнуть возражение, что нельзя говорить о превосходстве над формой, ведь нельзя же говорить, например, о превосходстве длины линейки над сантиметрами, которые являются единицей измерения этой длины, нельзя сравнивать принципиально несравнимое.

Однако при интегральном подходе действительная всеобщность, действительное единение и действительное всемогущество осуществляются именно при взаимодействии принципиально несравнимых, несводимых одна к другой сущностей. Ведь только в таком случае единение оказывается собственным единением единящихся сущностей, не требующим внешней единящей силы.

Единение несводимых одна к другой, несравнимых, действительно противоположных сущностей означает достижение этими сущностями полноты. И длина линейки единится с единицей измерения длины тогда, когда они (длина и единица измерения) осуществляются в модусе своей полноты.

Превосходство Бога над любой формой своего существования отвечает известному представлению о том, что бытие Бога не есть его атрибут. Соответственно, мы можем рассматривать последнее утверждение (бытие не есть атрибут) как одно из выражений краевой парадоксальности (причем, так сказать, наиболее философское выражение).

С другой стороны, Бог, обладающий полнотой власти, в т.ч. и властью над своим превосходством над любой формы своего существования (гегелевское отрицание отрицания), вместе с этим обладает и бытием как атрибутом обладает пространственно-временной формой своего существования.

Истина Бога осуществляется в парадоксальном единении Его бесконечного превосходства над любой формой своего существования и своей сущности и Его самотождественного осуществления в пространственно-временной, мирской форме.

Соответственно, христианство, в котором осуществляется такое единение (в Богочеловеке Иисусе Христе), является истинной (в философском смысле) религией.

 

29 августа 2009 г., Киев

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz