НАТАЛИНА
МЫ МЫСЛИМ СНАМИ (ИЗ СЕРИИ «ЧИТАЯ ОШО»)
Сначала приведу две цитаты из книги Ошо «Интуиция»:
1) «В твоем уме всегда есть содержимое — движется мысль, возникают желание, гнев, жадность, амбиция. У тебя в уме всегда есть какое-то содержимое; ум никогда не незанят. Поток транспорта продолжается без конца, изо дня в день. Когда ты бодрствуешь, он продолжается, когда ты спишь, он продолжается. В бодрствовании, ты называешь это мышлением, во сне, ты называешь это сновидениями, — но это один и тот же процесс. Сновидение немного более примитивно, вот и все, потому что оно мыслит в картинах. Оно пользуется не концепциями, оно пользуется картинами. Поэтому в книгах для маленьких детей приходится помещать большие картинки, красочные картинки — потому что дети мыслят картинками. Благодаря картинкам они учатся словам. Мало-помалу картинки становятся меньше и меньше, потом вообще исчезают».
2) «Это единственное различие: в реальности ты можешь сомневаться — «это может быть сон», — но во сне ты не можешь задуматься, не сон ли это. Это единственное различие между сном и реальностью. Реальность позволяет тебе мыслить, воображение — нет».
С точки зрения Ошо последовательное, дискурсивное мышление является прерогативой бодрствования, во сне же мы не мыслим, а лишь воображаем картинки.
С точки зрения Интегральной психологии (ИП) это не так. Мышление следует разделять на два основных вида: логическое и образное. Логическому мышлению отвечает время, образному – пространство. Это два полюса, которые по отдельности (в «чистом виде») невозможны.
В реальном, фактически осуществляемом мышлении происходит парадоксальное единение логического и образного мышления.
Поэтому нельзя утверждать, что в сновидениях мы не мыслим – мы, как минимум, мыслим образами («картинками»).
Но более того, САМО НАШЕ ЛОГИЧЕСКОЕ, ДИСКУРСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ ПРОИСХОДИТ ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ НАЛИЧИЮ В НАШЕЙ ПСИХИКЕ СНОВИДЕНИЙ.
Поясню это.
Разделим понятия «сон» и «сновидение»: сон – когда мы просто спим и ничего не осознаем; сновидение – когда мы во сне видим «картинки». Сновидения бывают богатыми (множество картинок с множеством деталей) и бедными (при которых «картинки становятся меньше и меньше, потом вообще исчезают»).
С точки зрения Интегральной психологии, КАРТИНКИ СНОВИДЕНИЙ ИСЧЕЗАЮТ ТОЛЬКО С «ЭКРАНА СОЗНАНИЯ», НО СОХРАНЯЮТСЯ В «ЗАПАКОВАННОМ ВИДЕ» – ВНУТРИ УСТОЙЧИВЫХ СТРУКТУР ПСИХИКИ (УСП).
Устойчивые структуры психики, относящиеся к сновидениям (УСП-снов), сохраняются как во сне, в котором мы не видим сновидений, так и во время бодрствования. «Всплывая» из объема бессознательного на поверхность, т.е. проникая в сознание, УСП-снов оказываются невидимыми элементами наших последовательных, дискурсивных мыслей.
Образно говоря, мы мыслим снами, наше логическое мышление представляет собой цепочки невидимых сновидений, не раскрывшихся в нашем сознании.
НАШЕ СОЗНАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ МНОГОУРОВНЕВЫМ. БЕЗ НАКОПЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ НА БОЛЕЕ НИЗКИХ УРОВНЯХ, БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ГЛУБИННЫХ УСП НАШЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ НА БОЛЕЕ ВЫСОКИХ УРОВНЯХ ЯВЛЯЕТСЯ НЕВОЗМОЖНЫМ.
Сознание не может появиться одномоментно; процесс его появления является длительным, требующим обработки огромного количества информации с ее последовательным обобщением на разных уровнях.
При этом чем глубже находится уровень, чем сильнее «запакована» УСП-снов, тем быстрее происходит невидимая обработка информации на этом уровне. В глубине бессознательного находятся как бы маленькие компьютеры, делающие для сознания «черновую работу» – освобождающие сознание от громоздких логических преобразований, требующих высокого быстродействия.
Нормальная работа сознания происходит при определенном, не очень высоком быстродействии, согласованном со скоростями физических процессов в состоянии бодрствования, наиболее характерными для нашей практики в окружающем предметном мире. При увеличении же быстродействия наше мышление «запаковывается» в структурах бессознательного.
ЧЕМ ГЛУБЖЕ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ, ТЕМ БОЛЕЕ МЕХАНИСТИЧНЫМ («КОМПЬЮТЕРНЫМ») ЯВЛЯЕТСЯ НАШЕ МЫШЛЕНИЕ, ТЕМ МЕНЬШЕ ЕГО СВОБОДА И ВЫШЕ СКОРОСТЬ.
Поясню это на примере. Пусть у нас имеется вращающийся диск с нанесенным на нем рисунком. При небольшой скорости вращения мы способны разобрать, что нарисовано на диске, т.е. ОСОЗНАТЬ этот рисунок, причем мы достаточно свободны в его интерпретации.
При больших же скоростях вращения диска мы не различаем, что на нем нарисовано, – только не несущие смысловой нагрузки абстрактные кольцевые полосы. Чтобы все-таки понять, что же нарисовано на диске, мы должны «войти» в этот диск, двигаться вместе с ним. При таком «вхождении» мы приближаемся к рисунку и теряем произвол в его интерпретации. Воздействие рисунка на нас оказывается более определенным и жестким.
ЕСЛИ МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ ИСТОКИ НАШЕГО ПОВЕДЕНИЯ В СОСТОЯНИИ БОДРСТВОВАНИЯ, МЫ ДОЛЖНЫ ВОЙТИ В СОН И УВИДЕТЬ СНОВИДЕНИЯ.
Однако не всякое увиденное сновидение является обосновывающим наше поведение и, тем более, является «вещим». Образно говоря, сновидение (бессознательное) и поведение (сознание) должны находиться на одном и том же вращающемся «диске».
ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ВОЗМОЖНО ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЕГО УСТОЙЧИВОЙ СВЯЗИ С СОЗНАНИЕМ.
НАИВЫСШИЕ, ТВОРЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАШЕГО МЫШЛЕНИЯ ДОСТИГАЮТСЯ В ПАРАДОКСАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ СНА ВО ВРЕМЯ БОДРСТВОВАНИЯ.
НАШИ ОЗАРЕНИЯ – ЭТО ПРОРЫВЫ В СОЗНАНИЕ «СНОВИДЕНИЙ» ИЗ САМЫХ ЗАТАЕННЫХ ГЛУБИН НАШЕГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО.
Наталина, Лаборатория Интегральной Психологии, 24.03.2006