Игорь ШАШКОВ
УСТОЙЧИВЫЕ СТРУКТУРЫ ПСИХИКИ (УСП)
(статья)
Для лучшего понимания данной публикации целесообразно знакомство с основными положениями т.н. «интегральной теории» (ИТ), ряд материалов по которой приводится на сайте kastalia . narod . ru , а также в книге Игоря Шашкова «Интегральная картина мира», г.Киев, 2004 г.
Однако, по мнению автора, для большинства читателей первоначальное знакомство с некоторыми важными выводами и практическими результатами не требует знаний по ИТ; при первом чтении «трудные места» могут пропускаться. Самые основные сведения приводятся во вступительных текстах к основным разделам статьи, а также в «Резюме», подытоживающих содержание некоторых разделов.
В «Дополнении» приводятся заметки на разные темы, в той или иной степени связанные с моделью УСП, которые по соображениям краткости и единства изложения не вошли в основной состав данной статьи.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Эскиз модели УСП
УСП и УСИ
Основные свойства УСП
Пузырьковая модель
Дополнение
ВВЕДЕНИЕ
Исследование устойчивых структур психики (УСП) является важной задачей практической психологии.
Наряду с такими УСП, как комплексы Фрейда, доминанта Ухтомского, стереотипы мышления, описанными и исследованными во множестве работ, существуют и менее выраженные УСП, обычно не рассматриваемые с точки зрения их целостности и самостоятельности. По сути, каждая «единица памяти», каждая привычка, каждая черта характера, каждый психический механизм управления физиологическими процессами в организме являются УСП, различающимися между собой, в первую очередь, устойчивостью во времени.
Некоторые УСП достаточно чувствительны к воздействию даже слабых стимулов, но есть и такие, которые сохраняются практически при всяком внешнем воздействии:
1. При сильном гипнотическом трансе у испытуемого все же остается область психики, недоступная для влияния гипнотизера.
2. Даже при сильной амнезии больной помнит самые элементарные вещи: слова родного языка, порядок выполнения различных физических операций
В настоящее время отсутствует хорошо обоснованная классификация различных УСП; нет и общепринятой модели человеческой психики, обобщающей их основные свойства. Некоторые четко выраженные устойчивые структуры психики не имеют даже конкретной идентификации.
Относительно УСП возникает множество вопросов: Что это за структуры? Какова их природа? Какими свойствами они характеризуются?
И главный вопрос: можно ли объединить все разнообразие устойчивых структур психики по признаку общности свойств, имеющих значение для практического применения?
На основе интегральной модели человеческой психики поставленный вопрос решается положительно. Причем следует отметить, что введение обобщенного понятия устойчивых структур психики (УСП) является важнейшим шагом на пути интегрального моделирования психики человека.
В интегральной модели фигурируют УСП не только отдельной личности, но и коллективные УСП различных общественных групп (относящиеся к общественному сознанию или, более обще, к общественному психическому). При этом оказывается, что коллективные и личные УСП идентичны по своим основным свойствам (изоморфны).
На основе модели УСП разрабатывается ряд методов диагностики и коррекции УСП, использование которых подразумевает, в основном, не «очистку» сознания испытуемого, а, напротив, «прибавление» к нему.
Значение метода УСП
Введение понятия УСП, объединяющего в себе, казалось бы, совершенно разные вещи (доминанту, стереотип, комплекс и т.п.), имеет смысл по тем причинам, что оно позволяет:
- унифицировать различные подходы в интегральной модели;
- выявить принципиально новые особенности психики, позволяющие определить поведенческие реакции человека;
- применять инструментальные методы работы с хорошо прогнозируемыми результатами.
Эти возможности обусловливаются тем, что УСП обладают свойствами полных сущностей, относительно которых в интегральной теории разрабатывается достаточно мощный понятийный и инструментальный аппарат.
РЕЗЮМЕ.
1. В психике человека важную роль играют устойчивые замкнутые структуры – как в сознании, так и в бессознательном. Мы будем называть их УСП – устойчивые структуры психики.
2. Преимущества интегрального подхода в психологии определяются, главным образом, общностью свойств различных УСП, причем именно введение этого обобщения позволяет получать принципиально новые свойства.
3. В интегральной модели фигурируют УСП не только отдельной личности, но и коллективные УСП различных общественных групп. К оллективные и личные УСП идентичны по своим основным свойствам.
4. Введение понятия УСП позволяет применять инструментальные методы работы с хорошо прогнозируемыми результатами.
ЭСКИЗ МОДЕЛИ УСП
Начальные представления об УСП
В интегральной теории (ИТ) моделирование структур психического аналогично моделированию физических сущностей, находящихся «на краю». К таким краевым сущностям относятся, в частности, физические структуры, адекватное описание которых осуществляется на языке квантовой механики. При моделировании УСП наиболее подходящим аналогом из физики является модель электронных оболочек атома по Бору. Применение этой аналогии для моделирования психики рассматривается достаточно подробно в статье « К МОДЕЛИ ПСИХИКИ: НЕКОТОРЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ АНАЛОГИИ», опубликованной на сайте kastalia . narod . ru .
В соответствии с принципами интегрального моделирования (см. статью « ИНТЕГРАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» на сайте kastalia . narod . ru ) краевое моделирование должно быть парадоксальным. Наилучшим образом для такого моделирования в данном случае подходит парадоксальная сферическая спираль, описываемая в статье « ИНТЕГРАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» и в книге Игоря Шашкова «Интегральная картина мира». В разрезе такая спираль представляет собой обычную спираль с увеличивающимся радиусом витков, сходящимся к некоторому предельному значению. Говоря проще, витки спирали при удалении от центра сгущаются и в пределе образуют внешнюю «оболочку», ограничивающую эту спираль. Такое сгущение в интегральной теории называется релятивистским насыщением (по аналогии с теорией относительности Эйнштейна, в которой скорости материальных объектов ограничены скоростью света; сложение скоростей не выводит за пределы соответствующей релятивистской «оболочки»).
Таким образом, в интегральной модели психики УСП моделируется в виде «пузырька», внутренняя структура которого в первом приближении моделируется как сгущающаяся к периферии спираль, такое сгущение спирали образует оболочку соответствующего «пузырька».
Спиралевидная структура отвечает своего рода идеальным УСП, создаваемым в психике в результате воздействия элементарного («точечного») стимула. При воздействии сложных стимулов и в результате взаимодействия УСП между собой форма УСП может существенно искажаться. Однако в первом приближении использование модели идеальной спирали является достаточным для большинства практических применений.
Заметим, что спираль УСП является динамической; внутри УСП происходит непрерывное движение – спираль периодически свертывается и развертывается, оставаясь при этом самотождественной (статичной) для взгляда «снаружи».
Соответственно, внутри УСП, относящейся к психическому бессознательному, непрерывно осуществляются неосознаваемые психические процессы, т.е. в бессознательном осуществляется обработка информации, не зависящая (или слабо зависящая) от основного (актуального) сознания.
Основное сознание при некоторых условиях способно «входить» в ту или иную УСП и актуализироваться в ней. При вхождении в достаточно развитую УСП или в систему УСП, образующую сложную «охватывающую» УСП в актуальном основном сознании возникает образ (представление) или система образов (представлений); такая система при некоторых условиях может представляться, в частности, как сновидение.
При последовательном «включении» в актуальное сознание различных УСП (без раскрытия их «внутреннего содержания») осуществляется абстрактная мысль, «невидимая» сознанием и ведущая сознание от одного представления к другому.
Таким образом, та или иная функция человеческой психики может быть репрезентирована как актуализация того или иного взаимоотношения различных УСП. При этом особенно важным является то, что каждая УСП может быть взята как на психическом (логическом), так и на физическом уровне – как некоторое физическое образование. Именно благодаря этому осуществляется связь между психическим и физическим, позволяющая психике, в частности, управлять телом человека и физиологическими процессами в организме.
УСП: моделирование сознания и бессознательного
Когда мы берем УСП как ставшее, как конкретную схему, мы ее «материализуем», мы берем ее в прошлом – на физическом уровне.
Тогда эта УСП есть для нас физическая структура в мозгу человека.
Но как только мы берем УСП как неуловимую, динамичную, временящуюся в будущее, направленную в свою «запредельность» (к другой УСП) сущность, она является нам в модусе психического.
УСП, сохраняясь на физическом уровне (при этом являясь психическим бессознательным), парадоксальным образом оказывается временящейся на психическом уровне (в качестве сознания).
Сознание и бессознательное – два модуса одной и той же сущности.
Бессознательное – психическое, способное стать сознанием.
Сознание – устойчивое изменение бессознательного, при котором оно парадоксальным образом остается неизменным (сохраняется).
Сохранение при изменении моделируется как круг: при взгляде «снаружи» круг как целостная фигура (траектория) сохраняется при движении по нему; при «внутреннем» движении взгляда «вдоль круга» происходит непрерывное изменение.
Сознание – при внутреннем взгляде на бессознательное.
Бессознательное – при внешнем взгляде на сознание.
УСП как «маленькая вселенная»
Каждая УСП – как маленькая вселенная со своей «скоростью света» и со своим расширяющимся пространством.
К каждой УСП (и вообще – к каждой полной сущности!) относятся две «скорости света» (ср. у Козырева – вторая «скорость света»). Одна из этих скоростей – внутренняя, другая – внешняя.
Если мы не выходим за пределы внутреннего, то это означает «внутреннюю предметность», обусловливающую движение со скоростью, меньшей «скорости света», т.е. нахождение на физическом уровне.
«Снаружи» от нашей УСП, нашей «маленькой вселенной», - другая «скорость света», отвечающая более широкой, охватывающей вселенной. В этой «большой вселенной» наша УСП берется как частичность, как субстанция, как «физическая частица». При этом первая, внутренняя «скорость света» инвертируется – характеризуется отношением времени к пространству. Она отвечает не внешней развернутости, а замкнутости внутри себя (направленности на самое себя).
Психическое – на один уровень впереди по отношению к физическому, поэтому для сознания – другая «скорость света», относящаяся к запредельности физической вселенной (или «натурального аналога» УСП).
Достижение верхнего, управляющего уровня возможно только при внешней инициации, переводящей частичность оставленного уровня в полноту, а полноту оставленного уровня – в частичность. Такое преодоление своей частичности, при котором частичность «уходит в прошлое», идентифицируется в интегральной теории как превышающее само себя сознание.
Выходя из своей «вселенной», сознание «тянет» ее за собой – расширяет, «достраивает» ее.
В сознании осуществляется созидание, творение собственной основы – своей «маленькой вселенной».
РЕЗЮМЕ.
1. При моделировании УСП наиболее подходящим аналогом из физики является модель электронных оболочек атома по Бору.
Соответственно, в интегральной модели психики элементарные УСП моделируются в виде «клубка» (или «пузырька»), внутренняя структура которого представляет собой сгущающуюся к периферии спираль; такое сгущение спирали образует оболочку соответствующего «клубка» или «пузырька».
2. Внутри УСП непрерывно осуществляются неосознаваемые психические процессы, т.е. в бессознательном осуществляется обработка информации, слабо зависящая от сознания.
3. Абстрактная мысль, «невидимая» сознанием и ведущая сознание от одного представления к другому, осуществляется при последовательном «включении» в актуальное сознание различных УСП (без раскрытия их «внутреннего содержания»).
4. Сознание при некоторых условиях способно «входить» в УСП (или в систему УСП) и актуализироваться в ней. При этом в актуальном сознании возникает образ (представление) или система образов (представлений); такая система представлений может представляться, в частности, как сновидение.
5. Каждая УСП может быть взята как на психическом, так и на физическом уровне – как некоторое физическое образование (или процесс) в мозгу человека. Благодаря этому осуществляется связь между психическим и физическим, позволяющая психике, в частности, управлять телом человека.
6. Сознание и бессознательное – два модуса одной и той же психической структуры.
Сознание – при внутреннем рефлексивном взгляде бессознательного на само себя.
Бессознательное – при внешнем взгляде на сознание.
7. Достижение верхнего, управляющего уровня осуществляется при внешней инициации. При этом физический уровень открывается «наружу», в будущее, сам же «уходит в прошлое». Такое преодоление собственной физической основы идентифицируется в интегральной теории как превышающее само себя сознание.
Сознание – на один уровень впереди по отношению к физическому уровню.
В сознании осуществляется изменение, преобразование собственной основы – своего «натурального аналога» (физического референта).
УСП И УСИ
Начальные представления об устойчивых структурах информации (УСИ)
Воздействие на УСП осуществляется с помощью устойчивых структур информации (УСИ). Из интегральной теории относительно таких структур, в частности, следует:
1. Они возможны благодаря связанности между собой различных уровней – физического и логического. Логический уровень в УСИ связывается с физическим уровнем благодаря принципу неопределенности.
2. «Натуральный аналог» УСИ, отвечающих детерминированной (в частности, статичной) информации, – знак, изображение, физический предмет. При этом статичному изображению на физическом уровне соответствует динамическая структура на логическом уровне (частичность на физическом уровне дополняется полнотой на логическом уровне).
3. «Натуральный аналог» УСИ, отвечающих свободной, «полной» информации, – краевые полные структуры на физическом уровне, аналогичные структурам «натуральных аналогов» УСП.
Соответственно, на краю (в полноте) УСИ и УСП неразличимы между собой. Идентификация их в том или ином качестве (УСИ или УСП) зависит в отношении к ним наблюдателя, строящего общую структуру психики (включающую множество УСИ и УСП).
Здесь важным вопросом является возможность искусственного создания полных УСИ; решение такой задачи, по сути, равносильно решению проблемы создания «искусственного сознания».
Представление об УСИ позволяет объяснить некоторые закономерности информационного воздействия на человека; особенно это касается комплексного воздействия, развивающегося во времени.
Некоторые важные УСИ: слово, символ, образ, знак, имидж.
Наблюдение пространственных сущностей
Пространственные сущности на физическом уровне («частицы») могут наблюдаться тогда, когда относительно этого уровня есть полнота, т.е. он охвачен логическим уровнем. На краю физического уровня должны быть сигналы, в которых частичность физического уровня дополняется полнотой логического.
Аналогично, чтобы обнаружить пространственные сущности на логическом (информационном) уровне, необходима «схваченность» этого уровня третьим, творческим уровнем. Соответственно, на краю логического уровня также должны быть сигналы, в которых частичность логического уровня дополняется полнотой творческого.
Иными словами, полные УСИ возможны только при «схватывании» их творчеством; всякая идея есть акт творчества.
Полнота УСИ отвечает «краевым сигналам», в которых физический, логический и творческий уровни являются полными и неразличимыми между собой. В своей совокупности эти уровни образуют резонансное кольцо – КР-кольцо (о коммуникативном резонансе, определяющем внутреннюю структуру полных сущностей – как УСИ так и УСП – см. статью «КОММУНИКАТИВНЫЙ РЕЗОНАНС» на сайте kastalia . narod . ru ).
Краевые сигналы (стимулы ) идентифицируются при взгляде на них «снаружи» как элементарные (точечные) сигналы, переносящие самую абстрактную информацию (факт наличия самого сигнала), но при этом «внутри» себя содержащие всю полноту информации, относящейся к соответствующему «сигнальному миру» (миру, в котором основными сигналами являются те, которые передаются с одинаковой предельной скоростью – «скоростью света» данного мира). Наш наблюдаемый физический мир является, соответственно, «световым сигнальным миром».
УСИ как свободная самостоятельная сущность
Всякая полная УСИ является в определенной степени свободной и не нуждается в постоянном «натуральном аналоге» на физическом уровне. Ее устойчивость (определенность) означает неопределенность «натурального аналога», т.е. его произвольность.
При такой независимости от «натурального аналога» УСИ сохраняется в сознании – в качестве идеи или образа. В сознании (а точнее, в психике человека) УСИ может преобразовываться, изменяться во времени, встречаться с другими УСИ…– жить своей самостоятельной жизнью. Теперь ее «натуральный аналог» является переменным – УСИ «скользит» по множеству «натуральных аналогов» (физических структур мозга).
Физический сигнал «попадает» в психику и становится в ней полной УСИ при коммуникативном резонансе (КР); при этом, грубо говоря, сначала он через принцип неопределенности «зацепляется» за бессознательное, затем «проходит» сознание и через творчество замыкается в парадоксальное КР-кольцо.
УСП и УСИ: сходство и различие
1. УСП есть результат Встречи физического и логического уровней в психике человека.
Соответственно, «натуральный аналог» (физический референт) логического уровня (который в данном случае идентифицируется как психический уровень) должен в своей полноте иметь ту же структуру, что и логический уровень, т.е., в идеале, структуру парадоксальной сферической спирали, а в нашем далеко не идеальном случае структуру из замкнутых и разомкнутых колец и петель.
В качестве «натурального аналога» УСП могут служить электронные оболочки атомов и молекул мозга, кольцевые токи и другие подобные физические структуры (процессы) в мозгу человека.
2. УСИ также есть результат взаимодействия логического уровня (идентифицируемого в данном случае как информационный уровень) со своим «натуральным аналогом» (физическим носителем информации).
Основное отличие УСИ от УСП заключается в том, что УСИ вторичны по отношению к психике человека; человек «смотрит» на мир «от УСП». Как уже отмечалось выше, создание полных УСИ было бы равносильно созданию «искусственного сознания», подобного человеческому.
О взаимодействии УСИ и УСП
Сознание и бессознательное находятся на разных уровнях и, ввиду этого, антитождественны. Будучи антитождественными, сознание и бессознательное в соответствие с принципом взаимодействия по подобию отталкиваются во времени и притягиваются в пространстве.
Отталкивание во времени означает, что у сознания свое время (своя объединяющая временная последовательность), а у бессознательного – свое. Иными словами, сознание и бессознательное стремятся быть автономными во времени и независимыми друг от друга. На этом основано их разделение и идентификация в качестве самостоятельных сущностей.
Притяжение в пространстве означает, что у сознания и бессознательного общее пространство (точнее, они стремятся к пространственной общности). У них общий физический уровень, общие «натуральные аналоги»; одни и те же физические элементы мозга отвечают и за сознание, и за бессознательное.
Теперь рассмотрим взаимодействие элементов сознания между собой (аналогично может рассматриваться взаимодействие элементов бессознательного). На одном общем уровне элементы тождественны, они притягиваются во времени и отталкиваются в пространстве. Это означает, что сознание представляет собой общую последовательность во времени пространственно разделенных элементов.
Переходя к описанию взаимодействия УСП и УСИ, прежде всего отметим, что УСИ взаимодействует с бессознательным, осознание же УСИ происходит опосредованно. УСП бессознательного отвечают за все основные («автоматические») физиологические процессы, в т. ч. процессы приема и обработки стимулов рецепторами.
Поглощение УСИ со стороны УСП означает «раскручивание» в УСП спирали, т. е. «внутреннее сознание» УСП. Всякая развитая УСП должна обладать «внутренним сознанием», чтобы иметь возможность «релятивистски» воспринимать УСИ.
«Сознание», заключенное в УСП, имеет свое собственное время, отличное от времени поверхностного (бодрствующего) сознания; при «всплытии» УСП на поверхность бессознательного «внутреннее сознание» проявляется как образ на «экране» поверхностного сознания.
Другой случай узнавания сознанием содержания УСП бессознательного – когда само основное поверхностное сознание обращается к УСП бессознательного, т. е. погружается в глубину бессознательного. Это происходит, в частности, во время «парадоксального быстрого сна». Чтобы «уйти в глубину», сознание должно перестать получать энергию со стороны УСП, находящихся на физическом уровне в бессознательном.
Взаимодействуют с сознанием и дают ему энергию те УСП, которые находятся близко к поверхности бессознательного. Легче всего взаимодействуют те УСП, которые антитождественны. Содержание таких УСП должно быть аналогичным или близким к содержанию тех «предшествующих» УСП, которые актуализированы во времени сознания.
Поверхностные УСП сознания отличаются от глубинных УСП бессознательного «знаком» и уровнем, на котором находятся.
Когда внешние стимулы перестают воздействовать на УСП бессознательного, она перестает активно воздействовать на УСП сознания, дополнительную к ней. Потеряв кинетическую энергию поступательного движения, УСП сознания становится УСП бессознательного и погружается в его глубину. Став теперь «бессознательной», УСП может встретиться с какой-либо другой (часто достаточно близкой по содержанию) УСП бессознательного.
При такой Встрече образуется новая УСП, основное содержание которой ближе к содержанию УСП бессознательного (обычно она более сильная, чем погрузившаяся в бессознательное УСП сознания).
Переход поверхностной УСП сознания в глубину бессознательного приводит к измененному состоянию сознания (обычно соответствующему сну).
Вернемся к взаимодействию УСИ и УСП. УСИ воздействует эффективно на УСП бессознательного в том случае, если их «содержание» тождественно или близко к тождественному.
УСИ переносится как комплекс физических сигналов (являющихся «натуральным аналогом» УСИ). Взаимодействие УСИ и УСП бессознательного – на физическом уровне. Т. е. можно утверждать, что характер взаимодействия УСИ и УСП соответствует случаю тождественных сущностей, находящихся на одном уровне.
Такие сущности притягиваются во времени и отталкиваются в пространстве. Притяжение во времени означает, что при достижении пространственной близости между УСИ и УСП осуществляется Встреча – образуется целостная новая УСП, «поглощающая» УСИ и «обрабатывающая» ее.
При этом необходимость пространственного сближения (противоречащего пространственному отталкиванию тождественных сущностей на одном уровне) требуется для возбуждения «внутреннего сознания» в УСП.
Что касается абстрактного факта наличия «натурального аналога» УСИ, то для передачи этого факта никакого пространственного сближения не требуется – этот «пустотный» факт присутствует во всех точках пространства.
Таким образом, взаимодействие УСИ и УСП парадоксально. Оно осуществляется как взаимодействие по подобию (физический уровень УСИ + физический уровень УСП) и антиподобию (физический уровень УСИ + логический уровень УСП).
РЕЗЮМЕ.
1. Воздействие на УСП осуществляется с помощью устойчивых структур информации (УСИ).
«Натуральный аналог» УСИ, отвечающих детерминированной (в частности, статичной) информации, – знак, изображение, физический предмет.
«Натуральный аналог» УСИ, отвечающих свободной, «полной» информации, – краевые полные структуры на физическом уровне, аналогичные структурам «натуральных аналогов» УСП.
Н екоторые важные УСИ: слово, символ, образ, знак, имидж.
2. Полные УСИ возможны только при «схватывании» их творчеством; всякая устойчивая во времени, но при этом развивающаяся идея есть акт творчества.
Полнота УСИ отвечает «краевым сигналам», в которых физический, логический и творческий уровни являются полными и неразличимыми между собой.
Решение задачи искусственного создания полных УСИ, по сути, равносильно решению проблемы создания «творческого искусственного сознания».
3. В своей полноте УСИ и УСП неразличимы между собой. Идентификация их в том или ином качестве (УСИ или УСП) зависит в отношении к ним наблюдателя, строящего общую структуру психики.
Основное отличие УСИ от УСП заключается в том, что УСИ вторичны по отношению к психике человека; человек «смотрит» на мир «от УСП».
4. Представление об УСИ позволяет объяснить некоторые закономерности информационного воздействия на человека; особенно это касается комплексного воздействия, развивающегося во времени.
НЕКОТОРЫЕ СВОЙСТВА УСП
Приведем без доказательства некоторые свойства УСП, следующие из интегральной модели сознания.
Связь устойчивости УСП и эффективности воздействия на нее
Устойчивость УСП возрастает при переходе в бессознательное. Воздействие на УСП, как на целостную сущность, тем эффективнее, чем устойчивее эта УСП, т. е. чем глубже она в бессознательном. Чтобы воздействие на сознание было эффективным, оно должно опосредоваться воздействием на бессознательное.
Свойство голографичности
Всякая УСП, обладая свойствами полноты, является в некотором роде «голограммой»; воздействие на целостную УСП (голограмму в целом) переносится без принципиальных изменений на частичные УСП («осколки» голограммы).
Связь устойчивости и изоморфности
Чем более устойчивы во времени УСП, тем более близкими являются их общие свойства (тем более они изоморфны).
Связь изменений на разных уровнях
Чтобы создать глубокую УСП, отвечающую за конкретное физическое действие, следует повторять это действие с некоторыми отклонениями («люфтом») . При этом отклонения должны группироваться в «зоне неопределенности», причем, чем больше отклонение, тем меньше должна быть его вероятность.
Это правило следует из принципа неопределенности: определенность (устойчивость) на физическом уровне отвечает неопределенности (неустойчивости) УСП.
Свойство динамического равновесия; сохранение и вращение УСП
Полнота УСП означает двойственность: одновременно и изменчивость, и постоянство. При этом постоянство можно относить к величине скорости, а изменение – к направлению ее.
С этим также связан закон сохранения УСП: изменение УСП парадоксальным образом есть условие ее сохранения.
Такое «изменение без изменения» моделируется как вращение. УСП – замкнутая, вращающаяся структура, которая «затягивает» в себя (как «черная дыра» или смерч) внешние сущности, и благодаря этому способна существовать и развиваться.
Следствия:
- поддержание активности УСП требует ее периодической (в определенном ритме) «подпитки», без которой она релаксирует – становится неактуальной;
- для эффективности воздействия на УСП более важна не определенность цели, а направленность к ней, т. е. процесс ее достижения; видимо, здесь больше применимы не методы НЛП, а более динамичные методы DHE;
- при взаимодействии УСП важную роль играют их тенденция развития во времени, т. е. их регрессивность или прогрессивность;
- кольцевая замкнутость УСП отвечает их стремлению к самосохранению; из наличия такого стремления, в частности, следует положение гештальт-психологии о стремлении сознания «заполнить пробел» – незаконченное действие требуется закончить;
- создавая «пробел», разрывающий замкнутую структуру УСП, мы создаем напряжение на «полюсах» пробела, которое ведет к реальному действию по заполнению этого «пробела». «Материал» для такого заполнения должен подаваться резонансно – когда «напряжение» в фазе с материалом и максимально.
О представлении УСП в виде двух
Всякая актуальная УСП может быть представлена в виде совокупности двух «частичных» УСП. При этом полнота общей УСП возможна в том случае, если она (полнота) достигается поочередно (в определенном ритме) каждой из составляющих УСП.
О влиянии скорости изменения УСИ
Чем быстрее изменения стимула (УСИ), тем на более устойчивую структуру психики он эффективно воздействует.
Рассмотрим теперь некоторые свойства УСП, проявляемые при взаимодействии массового (коллективная УСП) и индивидуального (личная УСП) сознания.
Свойство усиления взаимодействия
Взаимодействие между личными УСП усиливается, если они охватываются одной и той же коллективной УСП.
О дополнительности личной и коллективной УСП
Влияние коллективной УСП на личную является двойственным – в зависимости от того, в рамках какой модели мы их соотносим. Мы можем рассматривать их как принадлежащие одной иерархии (одному уровню) и, при их полноте, как находящиеся на разных уровнях. Обе точки зрения парадоксальным образом совмещаются, однако при логическом рассмотрении относятся к различным характеристикам.
Принадлежность к одному уровню ведет к выводу об изоморфности личных УСП охватывающей их коллективной УСП и соответствии их устойчивости:
При завершенности (определенности) охватывающей коллективной УСП устойчивость личной УСП увеличивается.
В свою очередь, принадлежность к разным уровням соответствует различной (дополнительной) активности личных и коллективной УСП.
При завершенности (определенности) охватывающей коллективной УСП актуальность (активность) личной УСП увеличивается.
О манипуляциях с УСП
Все манипуляции с УСП означают, в первую очередь, ее перемещение (удаление или приближение), т. е. увеличение или уменьшение степени ее актуальности. Удаление УСП означает усиление ее замкнутости и, вместе с этим, повышение устойчивости.
О «критической массе» коллективной УСП
Пусть имеется некоторая «критическая масса» адресатов, при которой между ними осуществляется эффективная «горизонтальная» передача информации. Тогда, чем более полной (близкой к краю, абстрактной, общей) является информация, тем меньшей оказывается необходимая для ее восприятия «критическая масса» адресатов.
Наиболее общая информация, отражающая сам способ восприятия и преобразования информации (например, законы и принципы мышления), не требует каких-либо усилий для ее передачи; при этом для ее восприятия всей группой адресатов может быть достаточно ее актуализации у одного адресата.
Заметим также, что чем более общей и абстрактной является информация, тем быстрее она воспринимается адресатом; сначала воспринимается «скелет» передаваемого образа, который затем «обрастает» деталями.
ПУЗЫРЬКОВАЯ МОДЕЛЬ
Общая характеристика
Сознание (С) и бессознательное (БС) в модели психики можно представить в виде трех смежных слоев, располагающихся горизонтально. При этом уровень сознания является центральным; снизу и сверху от него – уровни бессознательного. Если задать направление времени снизу – вверх, то нижний уровень бессознательного (БС 1) можно идентифицировать как предсознание, верхний (БС 2) – как сверхсознание.
Такая модель естественна, но для нашего случая не всегда удобна. Основное содержание психики человека относится к бессознательному – к замкнутым УСП «внутри» его, причем УСП могут находиться на разной «глубине» слоя бессознательного, а также иметь разный размер.
Поэтому для удобства будем пользоваться несколько измененной схемой, в которой имеется, по сути, один уровень (БС 1). Его объем относится к одному типу бессознательного (замкнутость), а поверхность – к другому (открытость). Что касается сознания, то его логическая составляющая относится к поверхности, а образная – к объему. По сути, мы совмещаем бессознательное и сознание в одном уровне, что отвечает их одинаковой физической основе. Поэтому в каждом конкретном случае следует уточнять, о чем мы говорим – о сознании или о бессознательном.
При этом УСП в объеме бессознательного мы будем представлять в виде пузырьков разного размера, которые могут находиться на разной глубине h и всплывать на поверхность – в сознание.
Каждая УСП имеет внутреннюю структуру (свое «внутреннее сознание»), которую удобно представлять в виде спирали. В зазор между витками «помещаются» элементарные представления о пространственных сущностях. Внутреннее сознание возможно постольку, поскольку < ЗН (зона неопределенности).
Зазор между витками спирали уменьшается при переходе от ее центральной (начальной) «точки» к внешним виткам – вплоть до слияния витков в предельной круговой «оболочке». Спираль оказывается несимметричной, но в ней парадоксальным образом должна присутствовать и симметрия – относящаяся к другому уровню и выражающаяся в том, что инициация для развития начальной «точки» в спираль и инициация для перехода за пределы спирали («разрыв оболочки») должны быть одинаковыми.
Пузырьковая модель: всплытие и погружение УСП
Каждая УСП в пузырьковой модели стремится либо всплыть, либо погрузиться в глубину БС 1. При каких условиях осуществляется тот или иной из этих процессов?
Если вращение глубинной УСП и УСП поверхностного сознания происходит в одну сторону, то в аспекте направления этого вращения эти УСП подобны, и они притягиваются в охватывающем времени. Соответственно, УСП всплывает на поверхность бессознательного – в сознание.
Всплыв на поверхность, УСП сохраняет свое вращение, но теперь участвует в работе сознания не своим вращательным, а поступательным движением по поверхности бессознательного. Подобие и антиподобие теперь определяются направлением проекции линейной скорости элементов УСП на направление движения поверхностного сознания (мысли).
При этом направление проекции скорости УСП меняется на противоположное при повороте УСП на 180 градусов; в соответствующий момент времени УСП выходит из сознания и вновь погружается в глубину бессознательного.
О фазовых отношениях при мыслительном процессе
Когда пузырьки на поверхности БС 1 являются полными, то они встречаются друг с другом в тех случаях, если находятся в противофазе – один дополняет свою полноту частичностью другого. Возникает последовательность Встреч. При этом можно считать, что не разные УСП поочередно «всплывают в мысль», а одна и та же мысль последовательно самоосуществляется в разных УСП, скользя по поверхности БС 1. С точки зрения самой себя, мысль является непрерывной, для взгляда «снаружи» - дискретной. В модусе своей непрерывности (отвечающей рефлексии) мысль является «чистой», абстрактной, ощущающей сама себя как невидимую полноту.
Если в начальный момент УСП находятся в фазе, то происходит остановка мысли – перенесение одной УСП к другой (через «резонансное расстояние» между ними) выводит из времени; соответственно, возникает коммуникативный резонанс, осуществляется внимание.
Пузырьки УСП совершают осциллирующее движение из глубины на поверхность БС 1, и обратно.
В глубине БС 1 – замкнутость «точки» и замкнутость «оболочки».
На поверхность всплывают «средние» по размеру пузырьки.
Сознание виртуально; в него по очереди «включаются» и выходят обратно различные пузырьки УСП.
Если структуры на поверхности БС 1 не раскрываются – чистое абстрактное мышление. Оно, следовательно, возможно в том случае, если оболочки замкнуты, т.е. являются релятивистскими (и, соответственно, холономными).
Абстрактно мыслить может только та сущность, которая прошла путь к своей объективности.
О вращении пузырьков УСП
Пузырьки УСП вращаются вокруг своей оси. Вращение УСП следует разделять на внешнее (УСП вращается как целостность, наблюдаемая «снаружи») и внутреннее (вращение происходит внутри УСП и относится к внутреннему сознанию).
В пузырьковой модели для внешнего и внутреннего взглядов на пузырек УСП достигается краевая парадоксальность.
Так, в соответствии с законом инверсии, чем больше размер УСП для внешнего взгляда, тем меньше он при взгляде изнутри, и наоборот. То же самое и относительно скоростей вращения – внутренней и внешней. При каждом отдельном рассмотрении мы должны учитывать свою точку зрения – внутренней или внешней она является.
Каждая УСП, находящаяся в бессознательном, обладает энергией вращения, переходящей при всплытии УСП на поверхность уровня в энергию поступательного движения. Этот переход совершается ступенчато со скачком при переходе на поверхность; внутри бессознательного энергия изменяется медленно.
Для внешнего взгляда на пузырек УСП, плавающий в бессознательном, угловая скорость вращения УСП изменяется при ее возбуждении или релаксации. С увеличением угловой скорости размер пузырька УСП, в соответствии с законом инверсии, должен уменьшаться.
Всплывая, пузырьки УСП уменьшаются в размере.
Внутреннее и внешнее время УСП
Всплыв на поверхность БС 1 (в сознание), пузырьки как бы удаляются друг от друга; они становятся более четко выраженными, дискретными, между ними возникает «напряжение времени». Энергия вращения УСП скачком переходит в энергию поступательного движения на поверхности БС 1.
Время сознания определяется числом изменений на поверхности БС 1, т. е. в абстрактном мышлении, в непредставимом, неосознанном процессе чисто логического мышления. Время сознания «скользит» по поверхности БС 1 и «перпендикулярно» времени всплытия пузырьков УСП (перпендикулярность эта неидеальна ввиду кривизны поверхности БС 1 ).
Соответственно, на множество изменений в БС 1 (осознаваемых при раскрытии в сознании «созревших» в БС 1 УСП) приходится небольшое число изменений при всплытии УСП. Однако внутри каждой УСП время, относящееся к внутреннему сознанию, идет значительно быстрее.
В сновидениях, в которых актуальным является именно внутреннее сознание, время идет быстрее, чем «снаружи» (при бодрствовании), причем скорость его возрастает при глубоком сне (при хорошо сформированных оболочках УСП).
Внутреннее время определяется количеством событий «внутри» пузырьков УСП. Само количество событий зависит от числа стимулов, коррелирующем с числом витков спирали внутреннего сознания. Чем больше витков, тем больше размер пузырька при взгляде изнутри и тем меньше – при взгляде снаружи. Чем меньше пузырек при взгляде снаружи, тем быстрее в нем идет внутреннее время. Приближаются к поверхности те пузырьки, чье внутреннее время быстрее.
Пузырьки УСП, находящиеся на поверхности БС 1, могут открывать в сознание свое внутреннее содержание (благодаря своему вращению, поочередно проявляющему различные внутренние элементы УСП). Этот процесс является колебательным; в таких осцилляциях открываются образы. При этом мысль (т. е. переход от одного пузырька к другому) на образах замедляется. Если пузырьки УСП не раскрывают свое содержание в сознание, осцилляций, «создающих» образы, во времени сознания нет – идет чистая абстрактная мысль.
Чем более «массивной» (массивность определяется, в частности, количеством витков) является УСП, тем ниже частота ее вращения и тем больше время ее релаксации.
В системе УСП, где более «массивные» УСП охватывают менее «массивные», имеется набор собственных частот различных УСП – своего рода «волновой пакет».
ДОПОЛНЕНИЕ
В настоящем ДОПОЛНЕНИИ приводятся заметки на разные темы, в той или иной степени связанные с моделью УСП, которые не вошли в основной состав данной статьи.
Дополнительность УСП и УСИ
1. Находясь своей «основной частью» на логическом уровне, для своей завершающей полноты УСП нуждаются в дополнительной внешней сущности – в некотором физическом «натуральном аналоге».
2. Этими дополняющими физическими сущностями могут быть как физико-химические процессы в мозгу, так и УСИ, взятые в модусе своей частичности.
3. В свою очередь, УСИ, утратив в психике человека свой начальный «натуральный аналог» (физический носитель информации), также нуждаются в «натуральном аналоге», которым теперь служат структуры мозга, являющиеся одновременно «натуральным аналогом» УСП.
Можно сказать, что УСИ поглощаются УСП и видоизменяют их.
4. Имеем два полюса – УСП и УСИ, каждый из которых нуждается в противоположном. При их Встрече актуализируются как психика, так и физические носители информации.
5. Информация может быть статичной и динамической. Для практики коммуникации интересен случай, когда статичная информация становится динамической – актуализируется при взаимодействии сигнала с психикой человека.
Единение УСИ и УСП в их взаимодействии в интегральной модели называется событием коммуникации.
Представление об устойчивых логических структурах (УЛС)
УСИ и УСП отличаются, в основном, своими «натуральными аналогами», т. е. их различие – на физическом уровне. Единство же их – на логическом уровне, который также можно назвать информационным. Здесь вступает в действие одно из главных представлений интегральной модели психики, соответствующее основным положениям интегральной теории.
Ввиду изоморфности различных уровней (при взгляде «из бесконечности») на логическом (информационном) уровне также, как и на физическом, возможны устойчивые структуры, сохраняющиеся при их отношении к различным сущностям физического уровня, т. е. имеющие множество «натуральных аналогов» .
С каждым из этих «натуральных аналогов» устойчивая логическая структура (УЛС) связана через принцип неопределенности. Если «натуральные аналоги» сильно отличаются между собой, то и устойчивая структура на логическом уровне может изменяться до неузнаваемости (меняется «точка зрения» на нее).
Встреча в психике человека физического уровня с УЛС является УСП. Встреча же УЛС с материальным носителем изображения является УСИ.
В дальнейшем мы в большинстве случаев будем работать с УСП и УСИ, абстрагируясь от их внутренней структуры, т. е. обращаясь с ними как с некоторыми самодостаточными целостностями.
УСП и УСИ симметричны, но только для внешнего взгляда на них обеих. В нашей действительности такая симметрия отсутствует, так как мы «смотрим» из УСП (относим УСП к самим себе), а УСИ считаем внешними для нас.
Гипотеза о механизме воздействия УСИ
Механизм воздействия внешних стимулов (УСИ) на психику человека (на систему УСП) эскизно можно описать следующим образом:
1. Сначала изменяющийся во времени стимул создает устойчивую кольцевую структуру в бессознательном.
2. Множество таких стимулов создает устойчивую системукольцевых структур. Этой системе соответствуют магнитные поля в мозгу человека (логический уровень).
3. Система кольцевых структур наводит в мозгу электрические поля (физический уровень).
4. Сознание в первом приближении есть специфическоеизменение структуры бессознательного – возбуждение и релаксация образованных в бессознательном УСП. При этом систему кольцевых структур удобно представлять в виде спирали.
5. Совокупности переходов между кольцевыми оболочками в структурах психики соответствует образная (предметная) составляющая сознания.
6. «Точечный» стимул соответствует «чистой логике»; так как точка не имеет формы, соответствующий стимул не может быть свободно преобразован и, соответственно, осознан.
7. Чтобы возбуждение и релаксация были устойчивыми (чтобы сознание длилось во времени), должна быть «подпитка» УСП на физическом уровне. Такая «подпитка» возможна тогда, когда УСП сформировала в мозгу свой физический «натуральный аналог».
8. Последовательное воздействие в определенном ритме ряда тождественных УСИ на какую-либо УСП постепенно создает ее устойчивый «натуральный аналог». Теперь УСП закреплена на физическом уровне – консолидирована.
9. Один и тот же «натуральный аналог» может соответствовать различным УСП, отличающимся друг от друга в соответствии с принципом неопределенности. Этот «натуральный аналог» может возбуждаться разными УСИ – являющимися «маркерами» (в НЛП такие маркеры называются якорями). Маркер (якорь) есть такая УСИ, которая «переключает» «натуральный аналог» на некоторую конкретную УСП.
10. Повторение воздействия тождественными УСИ ведет к постепенному увеличению «массы» УСП (при сохранении ее формы). На некотором пределе возможно «перенасыщение» УСП и выделение из нее новой УСП.
О положительных и отрицательных стереотипах
Представление о вращении УСП позволяет построить модель «положительных» и «отрицательных» стереотипов.
Для того, чтобы было различение на «положительное» и «отрицательное», необходим некоторый фон, на котором производится сравнение.
Простейшая модель – на основе сравнения направлений вращения внутренних УСП с внешней (охватывающей), образующей фон.
Торможение и ускорение вращения внутренних УСП тем сильнее, чем больше разница скоростей вращения соответствующей УСП и охватывающей «фоновой» УСП.
В соответствии с законом инверсии, чем выше кривизна 1/R (где R – «радиус» УСП) на логическом уровне, тем меньше она на физическом уровне, и наоборот. При инициации широкой области мозга вращение ее как некоторой физической целостности отсутствует; соответственно, вращение на логическом уровне (который в данном случае практически полностью определяет психический) максимально, R – минимален, т. е. психика «стянута в точку» – УСП максимально устойчива и абстрактна.
Чем симметричнее УСП, чем выше скорость ее вращения и меньше размеры, тем выше ее устойчивость. Для физического уровня: чем шире область мозга, являющаяся «натуральным аналогом» данной УСП, тем устойчивее данная УСП.
Взаимодействие охватывающей и внутренних УСП может серьезно влиять на состояние человека – как психическое, так и физическое. Особенно важно это учитывать при работе «на краю» – когда человек открывает для себя абстрактные полные сущности.
В психике человека существует множество УСП, отвечающих за конкретные функции его организма.
Если мы достигаем края, то образуется и актуализируется охватывающая УСП, чрезвычайно устойчивая и эффективно воздействующая на все другие УСП, в том числе на отвечающие за нормальное функционирование организма.
Как показано в этом разделе, «вращение» мощной абстрактной охватывающей УСП может по направлению и скорости совпадать или не совпадать с «вращениями» УСП, отвечающими за состояние организма. Она может деформировать эти УСП, изменяя состояние организма в худшую или в лучшую сторону. Соответственно, при отсутствии в психике человека этических констант, контролирующих и регулирующих ее движение к краю, последствия воздействия охватывающей абстрактной УСП могут быть отрицательными.
То же самое касается и УСП, отвечающих за ориентацию человека в общественных группах или в обществе в целом, – работа человека «на краю» может нарушать его ориентацию в человеческом обществе.
О механизмах взаимодействия УСП в слое БС 1
Основа соответствующих механизмов лежит во взаимодействии по подобию между различными УСП, осуществляемым в результате Встречи между ними (т. е. в общем времени сознания).
При тождественных полных сущностях осуществляется притяжение во времени и отталкивание в пространстве, при антитождественных – наоборот. Для УСП тождественность и антитождественность связываются с направлением их вращения.
О доминировании УСП
Для того, чтобы длиться в сознании, любое представление (образ) требует подпитки со стороны физического уровня. Каждая УСП при ее доминировании «высасывает» физические силы. Ниже рассмотрим это на примере доминантф Ухтомского. «Натуральный аналог» доминанты – устойчивые изменения в какой-либо области мозга, которым соответствуют интенсивные УСП, устойчивые во внешнем времени наблюдения.
Отток энергии на психический уровень ведет к тому, что доминанта забирает энергию из соседних областей мозга (как «черная дыра»). При этом область изменений в мозгу расширяется; в нее попадают «натуральные аналоги» других УСП, которые теперь встречаются на общем «натуральном аналоге». При этом УСП остаются независимыми друг от друга, но при этом образуется и новая УСП, единящая их.
Новая УСП оказывается более устойчивой во времени и имеющей меньший размер. Она более абстрактна и соответствует движению «чистой мысли». Она в большей мере определяет способ мышления.
На поверхность (в сознании) всплывают сравнительно устойчивые УСП Встречи, которые вытесняет встретившиеся УСП в бессознательное.
О стереотипах
Стереотипы опираются на вращающиеся «натуральные аналоги» в мозгу. Это могут быть кольцевые (замкнутые) электрические токи в мозгу - петли (ср. с синаптической моделью Хебба).
Возможно, устойчивость таких петель имеет механизм, подобный механизму сверхпроводимости. Возможно также, что это просто замкнутая электрическая цепь с источником э.д.с. Возможно, кроме того, что такие замкнутые электрические цепи соответствуют движению электронов поатомным орбитам. Во всех случаях рассмотрение следует производить, видимо, с учетом механизма КР.
От направления кольцевых токов зависит направление магнитных потоков по осям витков, отвечающих за логический уровень, и, следовательно, «положительность» или «отрицательность» УСП, отвечающих за соответствующие стереотипы.
Уровни (физический и логический) отличаются подвижностью. При этом важно соотношение их подвижностей: для микропроцессов в мозгу каждый уровень (как физический, так и логический) может быть фоновым, малоподвижным; на нем разворачивается действие другого уровня. Уточнение характера отношения подвижностей требует проведения серьезных экспериментальных и теоретических исследований.
Встречающиеся сущности должны быть подобны между собой как отдельные участники взаимодействия (в пространстве, на физическом уровне) и антиподобны с точки зрения друг на друга (во времени).
Достаточно большие области мозга делают соответствующие УСП подобными между собой благодаря краевому насыщению (в релятивистской модели). Физические стимулы (УСИ) слабо воздействуют на психическую структуру при ее близости к насыщению (при уменьшении расстояния между витками). После некоторого «предела малости», соответствующего «зоне неопределенности», все сущности одного уровня представляются тождественными.
Замечание о многослойной модели
Принятая нами двухслойная модель является весьма упрощенной. Более адекватная модель – когда над каждым слоем находится следующий. Тогда мы можем рассматривать движение УСП (пузырьков) по всему объему – из слоя в слой. При этом слои парадоксальным образом замыкаются в резонансное кольцо. Переход в следующий слой (верхний) равносилен удалению от активного слоя сознания, т. е. соответствует возвращению в бессознательное.
Однако двухслойная модель соответствует двойственности нашей логики (в парадигме времени) и для практики ее достаточно (более того, на практике ее применять удобнее, чем многослойную).
Замечание о коммуникативном резонансе
Психическое возможно при коммуникативном резонансе (КР) . Психическое и определяется через КР. Психическое = С + БС. Психическое отграничивается от не-психического благодаря замкнутости.
Если УСП находится в глубине бессознательного, то кольцевой резонанс является «пустотным», поскольку нет коммуникации с внешними сущностями. Теперь КР как бы прячется внутри УСП, относясь к внутреннему сознанию.
Замечание об открытости и закрытости
Одним из важных параметров, характеризующих УСП, является коэффициент k = О/З, где О – параметр, характеризующий степень открытости УСП; З – параметр, характеризующий степень закрытости УСП. Чем больше k , тем выше актуальность, активность, тем больше событий в открытости и тем меньше в пространственной свернутости.
О ценностях человека
Наиболее важную роль в отрицании и приятии тех или иных УСИ несут глубинные УСП, определяющие основную структуру личности как самоидентифицирующейся целостности; самоидентификация, связанная с рефлексией, означает наличие обратной связи и коммуникативного резонанса. Резонансное кольцо в этом случае имеет в качестве физического уровня не только и не столько мозг, но и организм человека в целом.
Иными словами, общие цели человека связаны, главным образом, с функционированием его организма, взятого самим человеком как целостность.
Всякая сущность в своем развитии к своей полноте (т. е. к самоидентификации и объективизации) стремится («автоматически») к преодолению времени (при его замыкании в кольцо) и, соответственно, к самосохранению.
Ценности человека определяются, в основном, УСП, отвечающими за его самосохранение и развитие во времени. Человек стремится развиваться во времени таким образом, чтобы преодолеть свою парадоксальную двойственность и достичь своей объективности.
Иерархию потребностей можно строить, в основном, по Маслоу. Переход в информационную эпоху, однако, вносит в эту иерархию существенные коррективы.
Мы должны получить механизм мотивации и ориентации на основе модели взаимодействия УСП и УСИ. Какие УСИ принимаются и не отторгаются личностью человека? В каком случае УСП (в т. ч. вновь образованные), реально управляют поведением человека?
Если осуществляется притяжение УСИ или УСП к глубинным УСП, определяющим глубинную структуру личности человека, то такие УСИ (УСП) воспринимаются положительно.
И наоборот, если происходит отталкивание от этих глубинных УСП, то отрицательно.
Гипотеза о восприятии УСИ «внутренним сознанием»
Сознание, в отличие от бессознательного, обязательно есть инструмент нашей практики во времени. Можно сказать, что сознание и появилось в результате практической деятельности человека и его борьбы за выживание.
Будучи «спиральным», сознание, чтобы оставаться полным, должно включать в себя (между витками спирали) предметы внешнего мира в их полноте. Предметы включаются в сознание как изображения, т. е. в качестве УСИ. Для сознания реальность заключена в УСИ, а не в самих предметах.
Предмет передает множество частичных УСИ, которые связываются в целостную УСИ через их замкнутость (как и УСП). Эта замкнутость соответствует ограниченности образа предмета на пространственном «фоне». Сначала образ предмета как бы рассыпается на множество УСИ, затем эти УСИ воспринимаются психикой как целостное УСИ.
Сознание берет эту целостную УСИ и тут же переходит дальше – к следующей раскрутке своей спирали. В открытости сознания, в его временении последовательно разворачиваются спирали: сначала – относящиеся к наиболее общим, абстрактным, а затем – к все более и более детализированным характеристикам воспринимаемого образа.
До каких пор раскручивается каждая спираль сознания? – Здесь необходимо учесть, что каждый последующий (от центра) виток имеет шаг меньший, чем виток предыдущий. Спираль сознания сгущается к ее внешнему краю. При этом зона неопределенности может стать такой малой, что следующие УСИ уже не помещаются в нее. Ведь восприниматься могут только такие УСИ, которые превышают некоторый минимальный размер, связанный с разрешающей способностью рецепторов.
При приближении к внешнему краю спирали сознания образуется устойчивая замкнутая структура, которая уже не осознается.
Спирали сознания, складываясь друг с другом, образуют пакет спиралей; при этом и внутренние расстояния между спиралями оказываются меньше. В результате в бессознательное переходит все изображение – как в своей целостности, так и в деталировке.
Повторение изображения через определенные промежутки времени ведет к запоминанию (переходу в бессознательное) конкретного изображения.
О создании новой УСП
Первоначальная целостность УСИ, не поддержанная своей деталировкой («разверткой»), является абстрактной и непредставимой. До сознания она доносит только факт своего наличия. Этот факт отображается на физическом уровне голографически расширяется на всю активную область мозга. Чем менее сложной является УСИ, тем «голографичней» она (т. е. сначала УСП создается в бессознательном).
Будучи созданной, УСП постепенно обрастает деталями. Достигая некоторой «критической массы», при «всплытии» на поверхность уровня БС 1, она может раскрываться в сознании. Попадая в сознание, УСП актуализируется и становится активной. Если при этом она не раскрывается в образ, то участвует в «чистом мышлении» (в абстрактной логической цепочке). Для осознания этого мало; необходимо, чтобы УСП раскрывалась во всем своем объеме.
Если УСП находится глубоко в бессознательном, то это означает, что она недостаточно развита и соответственно ее актуализация в сознании затруднена. Если же УСП близка к уровню БС 1 (достигает сознания), то при коммуникативном резонансе она может приобрести доминирующее положение в психике. Она блокирует свободное течение мысли, возвращает мысль к самой себе.
Будучи устойчивой в сознании, УСП постепенно формирует столь же устойчивую «зеркальную» (неразрывно связанную с ней) структуру в БС 2 (на физическом уровне). Т. е. происходит закрепление УСП в мозгу (ср. с консолидацией следов памяти, о которой пишется во многих работах по нейрофизиологии).
О S-кривой
С помощью S-кривой описывается развитие во времени многих процессов роста в среде с ограниченным числом используемых для роста элементов. S-кривая имеет следующий вид: на начальном участке А процесс роста является сравнительно медленным, затем (участок Б) этот процесс резко ускоряется и, наконец, снова замедляется вплоть до насыщения (участок В).
Можно предположить, что с помощью этой кривой описывается и развитие во времени УСП, инициируемых внешними УСИ и подпитываемых с физического уровня.
На начальном участке А формируется «зародыш» УСП в бессознательном. В начале участка Б начинается быстрый рост УСП во времени за счет того, что первые витки «внутренней» спирали – широкие.
Ресурсы физического уровня ограничены строением мозга и его соответствующими возможностями. Т. е. при активном «вытягивании» психической энергии с физического уровня при коммуникативном резонансе наступает момент, когда ресурсов мозга не хватает и наступает насыщение (участок В). Если при этом УСП продолжает стимулироваться внешними или внутренними стимулами и является устойчивой, то подключаются резервные ресурсы мозга и наступает его истощение.
Сознание и ограничение информации
Ограничение информации, поступающей в сознание через бессознательное, можно понимать как наличие фильтров на входе, избирательно относящихся к различным УСИ.
Если в сознание извне не поступает никакой информации (сенсорная изоляция), то сознание может иметь место только благодаря «внутренним ресурсам» – спонтанным физическим процессам в «натуральных аналогах» УСП. Вместо достаточно предсказуемых и организованных во времени внешних стимулов, сознание при сенсорной изоляции имеет слабоорганизованную, практически беспорядочную последовательность воспоминаний, фантазий, иллюзий. Форма организации этих импульсов обычно блоковая; сами же блоки появляются без видимой закономерности (однако, более глубокий анализ показывает, что такие закономерности существуют и могут быть выявлены).
Регулируя специальным образом поступление информации в сознание, можно инициировать то или иное измененное состояние сознания.
О каналах восприятия. Фильтры
«Положительными» или «отрицательными» сами по себе УСИ не являются. В бессознательном УСИ создают УСП, также сначала нейтральные. Эти УСП могут оставаться точечными (первое состояние) или развиваться по спирали (второе состояние) до некоторого критического объема, при котором образуется замкнутая оболочка (третье состояние УСП).
Первое состояние (первичная точечная УСП) определяет способ мышления и другие абстрактные сущности. Второе – определяет развитие представлений (наполнение) «внутреннего сознания» УСП. Третье состояние определяет наличие поверхностного (бодрствующего) сознания, обеспечивающего предметную деятельность человека в макроскопическом мире бодрствования (это сознание появляется тогда, когда соответствующие УСП «временятся» на поверхности бессознательного – в слое БС 1).
Взаимодействуя с УСП, отвечающими за физическое функционирование человека, и с УСП, отобранными сознанием по результатам предметной и интеллектуальной деятельности, новые УСП отбираются по подобию. Они встречаются с имеющимися «выгодными» УСП и усиливают их (увеличивают их «массу» и укрепляют оболочку). В свою очередь, антиподобные вытесняются в бессознательное (не притягиваются во времени).
Находящиеся в бессознательном усиленные УСП (имеющие прочную оболочку при насыщении) образуют в бессознательном фильтр. Таким образом, мы всегда «видим» преобразованные УСИ; только иногда из бессознательного прорывается «правда», достигаемая благодаря Встрече, благодаря коммуникативному резонансу.
Множественность УСП как условие сознания
Для наличия сознания необходима множественность УСП. Логика – «между» замкнутыми кольцевыми структурами бессознательного.
Если «остается» единственная УСП, то сознание «ныряет» в нее и находит там для себя необходимую множественность (сон, например).
К проблеме памяти (наброски)
Когда мы говорим об устойчивости УСП, то подразумеваем, что это для внешнего взгляда на них. «Внутри» же вниманию открывается самое разное – могут разворачиваться самые различные «сюжеты».
Если эти сюжеты переходят в основное сознание, то при этом они оказываются внутри обеих УСП: как «своей», так и УСП основного сознания. Если основное сознание уходит от данной УСП, то в памяти остается только факт наличия в прошлом этой УСП, т.е. память является многоуровневой структурой, на верхних этажах которой неизвестно о внутреннем содержании нижних этажей.
За свободу на верхнем, абстрактном уровне (уровне последовательного мышления) человек расплачивается декларативной (содержательной) памятью, абстрактный же факт наличия УСП во времени, т.е. процессуальная память, оказывается более устойчивым.
Внутренние сюжетные цепочки, выведенные из УСП в основное сознание, берутся основным сознанием в модусе частичности (без их финальной и начальной причин) и аддитивно включаются в более широкое множество, в котором «размываются» среди других цепочек, включаемых в основное сознание.
В то же время эти цепочки притягиваются по подобию к своей «родной» УСП (затягиваются в нее) – во времени; у этой цепочки и у ее аналога из «родной» УСП оказывается общее время. Это общее время, однако, не структурируется в охватывающем времени основного сознания, а находит свои границы и свое «место» во времени «родной» УСП.
Иными словами, если во времени основного сознания возникают цепочки, аналогичные цепочкам в малых внутренних УСП, то они затягиваются в эти УСП. При этом основное сознание «очищается», а в бессознательном возникают целые миры, в которых осуществляется «тайная жизнь» психики.
Это показывает, в частности, почему так легко забываются сновидения. Они просто переходят в свои УСП и там сохраняются.
Что касается представлений бодрствования, то им «возвращаться» некуда (кроме как к самой физической реальности, чьим образом они являются). Однако физическая реальность находится на другом уровне (антитождественна), поэтому представления отталкиваются от нее во времени, т.е. оказываются автономными. Они должны, образно говоря, сами о себе заботиться, сохраняясь в основном сознании. Они должны найти свой ритм и достичь полноты, после чего фиксируются в своих четких, не размытых границах и переходят в бессознательное – в долговременную память.
Управление физическим уровнем (физическими движениями) осуществляется исключительно бессознательным, но не сознанием. Чтобы сознательный импульс достиг физического уровня, надо сначала перевести его в бессознательное.
Должна быть устойчивая связь сознания с УСП, отвечающими за физические движения. В таких УСП ритмы психического и психического уровней близки; изменения на психическом уровне передаются через принцип неопределенности на такой же изменчивый физический уровень.
Осциллируют с основным сознанием («находящимся» на поверхности БС 1) те УСП, которые достигли полноты и могут встречаться с полнотой основного сознания. При этом в основном сознании должны создаваться замкнутые структуры, аналогичные структурам внутренних УСП. Происходит своего рода «телепортация» УСП на поверхность БС 1.
Если УСП не развита, т.е. не обладает хорошо организованной, прочной оболочкой, то ее энергия тратится на внутреннее развитие, а не на взаимодействие с поверхностью БС 1. Отсутствует та внутренняя завершенность, которая обусловливает внешнюю интенцию, внешнее временение УСП.
С другой стороны, «переразвитость» УСП означает, что войти в нее очень трудно – она участвует только в формировании абстрактных мыслей.
Эффективность мышления (логического и образного) зависит не столько от поверхностного основного сознания, сколько от работы бессознательного.
Внутренняя изменчивость УСП означает внутреннюю осцилляцию между их крайними состояниями – «точки» и «замкнутой оболочки». При этом осуществляется Встреча Самости со своей Объективностью, осуществляется КР.
Одной внешней интенции УСП отвечает (в идеальном случае) три внутренних интенции, т.е. внутреннее время идет в три раза быстрее, чем внешнее. В реальности же замедление внешнего времени может быть многократным – по двум причинам: во-первых, на оболочке может «укладываться» не три, а больше полных сущностей; во-вторых, возможно несколько уровней УСП (вложенных один в другой – по принципу матрешки) с умножением замедления при каждом переходе от внутреннего к внешнему.
На основе этих замечаний можно сделать, в частности, вывод об оптимальной продолжительности сна. В первом приближении, чтобы было равновесие между внутренним и внешним временами, время сна должно быть в три раза меньше, чем время бодрствования, т.е. составлять 6 часов в сутки.
При более аккуратном анализе следует учитывать длительности медленной и быстрой (парадоксальной) стадий сна.
Предварительные наметки на эту тему:
Видимо, должна быть инверсия – с точки зрения быстрого сна медленный сон является бодрствованием, т.е. должен быть в три раза длительнее. При этом мы все времена нормируем на время внешнего, «настоящего» бодрствования.
Возможно также рассмотрение процесса сна по стадиям (всего их обычно рассматривается четыре).
Возможно также представление о том, что быстрый (парадоксальный) сон есть бодрствование во сне – инверсное бодрствование при взгляде «снаружи».
2005-04-18, г. Киев