И. Шашков

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ

(краткий обзор)

В настоящей работе приводятся в сжатом виде некоторые основные понятия, принципы и модели т.н. интегральной теории (ИТ) – принципиально нового научно-философского направления. Более полное рассмотрение ИТ, включая ее основные приложения, осуществляется в книге «Интегральная картина мира»; материалы по ИТ также публикуются на сайте kastalia. narod. ru.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Полнота

Логика и не-логика

Краевая схема

Уровни

О времени и пространстве

Краткие замечания

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

О проблеме понимания

Попытки понять положения и выводы интегральной теории через сведение их к привычным логическим построениям и образам заведомо обречены на провал.

В физике с этим столкнулись давно: нельзя, например, понять корпускулярно-волновую природу света, или то, каким образом электрон, не раздваиваясь, пролетает одновременно через две щели. Физики привыкли к таким парадоксам и воспринимают их как данность, подтвержденную всем ходом развития науки и техники и потому не подвергаемую сомнениям.

Так же и в интегральной теории: надо не пытаться понять принципиально непостижимое, а взять это непостижимое в качестве «первого импульса», начинающего движение нашей мысли к построению и восприятию целостной и адекватной картины мира.

Для тех же, кого интересуют в первую очередь практические результаты, в рамках интегральной теории предлагаются доступные для обычного понимания конкретные модели («проекции» интегральной теории на ту или иную систему знаний и представлений, на тот или иной способ мышления и восприятия). Каждый раз при этом мы удаляемся от глубинной сути интегрального подхода, но при правильных интерпретациях потери для нашей практики отсутствуют.

Какими бы стройными не были наши построения, следует помнить, что достигнутая стройность есть условность. Краевая парадоксальность проявляется именно тогда, когда соответствующее утверждение представляется завершенным. Оно выводится из времени своего развития, которое забирало парадоксальность в себя (время – парадоксальное единение утверждения и отрицания); теперь парадоксальность имманентна самому утверждению.

Смысл интегрального подхода

Интегральный подход подразумевает, что описание всех явлений и свойств мирового многообразия возможно на основе конечного числа некоторых положений (аксиом, принципов, оснований), относящихся ко всем областям человеческой деятельности (естественнонаучной, психической, социальной, художественной).

Единая интегральная картина мира невозможна без единства основополагающих принципов.

С другой стороны, при таком тотальном единстве имеется принципиальная несводимость множества различных явлений в строгую логически замкнутую систему – имеется автономность и независимость явлений в их предельной (краевой) сущности.

Соответственно, сутью интегрального подхода является парадоксальное единение единства и множественности.

О последней тайне

В ИТ «последняя тайна» не в полноте, не в запредельности, а в конкретности данного нам множественного мира.

Мы приходим к этой тайне, пройдя через запредельность, вся «тайна» которой оказывается той же самой «тайной конкретности», «тайной множественности», присутствующей возле нас во всей нашей повседневности. Но действительно взять эту присущую тайну можно только вернувшись к себе – через свою полноту, через свою запредельность.

В запредельности мы находим то же самое, что и Здесь, но это «то же самое» парадоксальным образом оказывается принципиально иным и принципиально новым.

Принцип наблюдателя

Принцип наблюдателя: все основные принципы ИТ связаны с наличием наблюдателя и его способа восприятия .

В интегральной теории показывается, что свойства наблюдаемого объекта меняются в зависимости от того, что и как мы об этом объекте думаем. Обычно такие изменения объекта обнаружить практически невозможно, но для случая, когда наблюдаемый объект - человек, влияние на него нашего взгляда и нашего мнения о нем может оказаться решающим.

О парадигме времени

Общенаучная тенденция к дискурсивному изложению материала (принятая и в настоящей статье) отвечает парадигме времени, в которой осуществляется всякая практика, направленная на внесение в мир (и в себя в этом мире) каких-либо изменений. Парадигме времени соответствует «взгляд из логики», соответствует стремление построить рациональные модели всякого сущего.

При выборе какой-либо другой парадигмы автор был бы вынужден, чтобы оставаться адекватным, пользоваться в своей практике инструментарием, к этой другой парадигме не относящимся – инструментарием опять же парадигмы времени. Это привело бы к условности, оправдание которой в данном случае являлось бы натянутым.

В парадигме же времени всякая условность снимается – мы способны смотреть на мир прямо и находить в этом мире его реальность.

Необходимо заметить, что наш логический, рациональный подход отнюдь не означает отсутствия в интегральной теории неясностей, парадоксальности, неразрешимых противоречий.

Напротив, каждый наш действительный шаг на пути развития интегральной теории происходит как бы по кромке, разделяющей области логики и не-логики; при этом очень трудно удержаться на этой кромке и не свернуть в сторону - к «чистой» последовательной логичности или к внелогичной образности.

В пределе своего развития логика отрицается. Но не «снизу» (через отказ от нее), а «сверху» (через достижение ею своих границ). При этом логика парадоксальным образом и сохраняется, последовательно осваивая новые области своего применения.

В связи с парадоксальной двойственностью времени (во времени осуществляется единство утверждения и отрицания), каждая сущность в парадигме времени может рассматриваться в двух аспектах.

Например, время рассматривается как время-направленность и как развернутое время-длительность (или в другом разрезе: как внутреннее время и как внешнее время).

О коммуникативном резонансе

В своем конечном времени существования мы осуществляем практику над вещами, представляемыми нами как конечные. Но каждая из этих вещей, соотносясь (взаимодействуя) с другими, выходит за свои пределы и является, в этом смысле, бесконечной.

Вещь двойственна (конечна и бесконечна). В своей практике мы не можем обойтись без обращения к бесконечности.

Бесконечность, над которой мы можем осуществлять какие-то практические действия, должна быть взята нами как конечность – должна быть свернута. Бесконечность актуализируется в замкнутой кривой – когда мы можем не только бесконечно двигаться по этой кривой, но и, отстраняясь от нее (выйдя из времени движения), взять бесконечность в целом.

Такому замкнутому парадоксальному движению соответствует КР – кольцевой коммуникативный резонанс. При КР мы актуально включаем себя в картину мира – не только находясь в движении, но и глядя на это движение со стороны. Картина мира становится субъективно-объективной; полнота объективности возможна именно в случае включения в картину мира нас самих.

Достижение КР есть критерий построения нами адекватной картины мира.

Об определениях

В нашей практике во времени всякое определение, всякое конкретное понятие является относительным. Это своего рода принцип относительности, имеющий аналогию в физике – в теории относительности А. Эйнштейна.

К относительности ведет наша работа в парадигме времени (всякое утверждение во времени относительно – ему соответствует отрицание).

Определения приобретают устойчивость, если они являются вневременными; это определения по кольцу (ср. с определением «сипулек» через «сипулькарий», а «сипулькария» через «сипульки» у Станислава Лема).

Для интегральности кольцо должно быть резонансным, т.е. интегральное определение производится через коммуникативный резонанс (КР).

Каждое КР-кольцо является самодостаточной сущностью, устойчивой во времени. Соответственно, для него возможно статичное определение.

Неустойчивые же структуры могут иметь постоянные определения только как условные, относящееся к конкретному периоду времени их существования.

В интегральной теории мы достигаем устойчивости во времени благодаря ее открытости за пределы парадигмы времени.

В научных теориях, в которых отсутствует «внутренний механизм» самоотрицания времени, слабая устойчивость при переходе от одного времени к другому (при смене культурных эпох, например). Такие теории деградируют, даже если кажутся их современникам незыблемыми.

Принцип двух оборотов

Интегральный подход в своем пределе подразумевает охват краевого знания одновременно во всей его совокупности. Обычно новые теории «вырастают» из какой-либо одной «точки», из одной главной догадки, из одного разрешаемого противоречия. При интегральном подходе варьируется (на невербальном уровне) практически весь объем наличного краевого знания. Это обусловливает не только трудность достижения интегральности, но и трудность вербальной интерпретации полученного знания.

Более-менее адекватное изложение интегральной теории получается при осуществлении в нем «принципа двух оборотов», гласящего, что полнота обращения к какой-либо сущности достигается при двукратном осуществлении такого обращения: сначала к сущности в ее целостности, затем последовательно к каждой ее элементарной составляющей.

ПОЛНОТА

Краевая наполненность

Всякие наши логические построения относятся не к самой основе ИТ, а к ее, образно говоря, «теням» на нашем языке, нашей культуре, нашем знании. Но тень может отбрасывать только нечто непрозрачное, наполненное. ИТ в своей глубине невидима, но не пуста.

Мы можем вычерпать из некоторого объекта все, но останется сам объем, останутся граничные условия. Допустим далее, что мы способны «вычерпать», изъять из какого-либо отношения к нам и этот пустой объем с его границами, но и в этом случае для нас останется нечто непустое - останутся наши действия по такому «вычерпыванию», останется само «вычерпывание».

Или сами наши действия есть Ничто? Но в таком случае не только говорить, но и молчать незачем. Избегать факта собственного существования человеку не следует. Тем более, что именно признание этого факта дает возможность построить и постичь структуру окружающего мира и придать нашим действиям действительный смысл. А то, что ведет к постижению действительного смысла, разве может быть пустым?

«Отсюда», из нашего Сейчас и Здесь, нам кажется, что «запредельность» пуста, что она есть Ничто, и такие представления вполне адекватны - для взгляда, осуществляемого «внутри» нашего уровня.

Но если мы расширим свой взгляд и выйдем им за пределы своего уровня, то «запредельность» оказывается для нас наполненной.

Проникая в Ничто, мы делаем из него Что. Иными словами, мы способны к действительному творению.

Процесс творения в своей интегральной полноте необратим: уничтожение возможно только на своем уровне, уничтожить «до конца» открывшуюся нам полноту нельзя.

О понятии полноты

Понятие полноты является одним из главных понятий интегральной теории. В этом понятии осуществляется высшее («краевое») представление о парадоксальности.

Чтобы сделать возможным хотя бы какое-то дискурсивное обсуждение глубочайшего понятия полноты, дадим ей предварительное интуитивное определение. В интегральной теории предполагается, что определение адекватно в том случае, если мы, раскрывая его по правилам соответствующей парадигмы, возвращаемся в пределе развития к нему самому. В нашей логической парадигме развитие происходит во времени; устойчивость определения достигается при замыкании времени в кольцо.

Вот наше исходное определение полноты.

Существует множество полных сущностей, которые включают в себя всё – как внутреннее, так и внешнее относительно них, взятых взглядом наблюдателя в некоторый конкретный момент времени наблюдения.

Каждая полнота парадоксальным образом включает в себя всякую другую полноту, но при этом существует и расположенность полнот («иерархия») для взгляда наблюдателя.

Сущность является для нас полной, если она берется нами как обладающая собственным временем.

Может возникнуть вопрос: зачем вообще вводить такое неочевидное и абстрактное понятие, как полнота? Оказывается, однако, что развитие и использование этого понятия ведет к получению множества практических результатов и позволяет объяснить ранее необъяснимые факты.

Полнота открывает для себя другую полноту в собственном времени; раскрытые и пройденные во времени сущности оказываются теперь в модусе частичности и составляют пространственную множественность.

Связанные временем полные сущности для внешнего взгляда образуют систему уровней – краевую схему. Каждый уровень в своей «середине» «содержит» частичность, ограниченную «на краях» полнотой. Об уровнях говорится в том случае, если между ними имеется связь, т.е. они образуют единое множество.

Каждое из представленных здесь определений характеризуется парадоксальным сочетанием устойчивости и неустойчивости, они зависят от точки зрения, они динамичны и текучи. Адекватная работа с ними требует особого состояния психики, при котором осуществляется краевое напряжение, «мерцание», необходимое для быстрых ритмичных переходов между уровнями сознания, между его Здесь и «запредельностью» этого Здесь.

Организованные в систему (в методику) процессы, ведущие к этому состоянию психики и поддерживающие его, в интегральной теории называются И-медитацией.

Практическая задача интегральной теории заключается в достижении результатов, приведенных к нашей обыденной практике – к вполне конкретным формулам и методам, доступным для массового использования.

Полнота и ее запредельность

Полнота есть всё.

Множественность полных сущностей означает, что относительно нашей полноты, включающей в себя всё, другие полные сущности есть ее запредельность.

Запредельность двойственна: она и внешняя для полноты (иначе мы не могли бы понимать ее как запредельность), и внутренняя (иначе наша полнота не могла бы включать в себя всё).

Включенность запредельности в нашу полноту означает интенцию нашей полноты в запредельность, т.е. запредельность открывается нашей полноте. Без такого открытия, без времени наша полнота, как одна из множества полных сущностей, невозможна.

Представление о множественности полных сущностей равносильно представлению об активности, актуальности нашей полноты, означает наличие для нас собственного времени, в котором мы встречаемся с другими полными сущностями, означает наличие у нас неповторимой индивидуальности, осуществляющей свое единение с другими неповторимыми индивидуальностями.

Что и Ничто

Полнота есть абсолютное Что, но пока она чужая, пока она не раскрыта Я в качестве представления, она для Я есть Ничто.

Что и Ничто в пределе развития Я неразличимы, но в своем практическом частичном движении Я открывает для себя первичность Что.

Не достигнутая во времени движения полнота есть Ничто; адекватная картина мира строится из невидимых «кирпичиков» - «из ничего», превращаемых в процессе «строительства» в Что.

Соответственно, если представить интегральную теорию как некоторую открыто-закрытую систему, то ее «выведение» из ее оснований (невидимых «кирпичиков» - полных сущностей) должно производиться без привнесения каких-либо дополнительных конкретных допущений, являющихся неполными (своего рода «бритва Оккама»). Иными словами, интегральную теорию можно «вывести», находясь в информационной изоляции (имеется ввиду статичная, «представимая» информация); необходимо только собственное «присутствие» при этом - «присутствие» всей полнотой своего существования. Самой главной, «краевой», абстрактной информацией полные сущности обмениваются свободно, причем практически мгновенно.

О несимметрии Что и Ничто

Возможно предположение, что если в научной теории заменить все утверждения (Что) на отрицания (Ничто), то это приведет к новой теории, симметричной относительно первой и, соответственно, столь же адекватной.

Однако в интегральной теории мы должны учитывать и другую возможность, когда Что и Ничто принципиально несимметричны.

Работа в чистой логике ведет в пределе к неадекватности – на краю, в соответствие с теоремой Геделя, появляются «разрывы». Эти «разрывы» должны быть третьей сущностью, как независимой, так и зависимой от дополняющих друг друга Что и Ничто.

При «взгляде из бесконечности» все три сущности (Что, Ничто и «разрывы») должны быть изоморфны (что отвечает принципу всеединства).

Ничто в нашей практике отличается от Что тем, что Ничто мы предполагаем однородным, «фоновым», а Что предполагается неоднородностью, осуществляемой как акт воли, как акт свободного выбора из внутренне тождественной однородности.

Первичность Что связана с априорностью для нас факта нашего собственного наличия и наличия множества других сущностей. Несимметрия Что и Ничто связана с нашей «точкой зрения»; предполагается, что мы «смотрим» из Что.

Полнота и время

Полнота содержит в себе всё, в т.ч. и свое отрицание. Разделение утверждения и отрицания происходит по отношению к статусу полноты относительно самой себя и относительно других полных сущностей.

Полнота самоутверждается в самой себе, отрицание же ее происходит со стороны других полных сущностей.

Отрицание и утверждение происходит во времени. Соответственно, во времени осуществляется отношение владеющей этим временем полноты к другой единичности, способной к полноте отрицания этой полноты. Иными словами, под временем понимается отношение развивающейся полноты к другой полноте.

Собственное время полноты имманентно ей; она живет в нем «вечно». С точки же зрения других полных сущностей она «рождается» и «умирает» - имеет время жизни.

В разных внешних временах время жизни может быть различным; нормируются времена жизней в той или иной полной (замкнутой) системе полных сущностей (в «охватывающем» времени).

Полнота и частичность

Дополняющей противоположностью полноты является «содержащаяся» в ней частичность. С полнотой в интегральной теории соотносится единичность, с частичностью - множественность. При этом надо учитывать, что каждый «частичный» элемент со своей точки зрения является полным.

Будем говорить, что полнота и частичность являются модусами одной и той же сущности, находящейся на разных уровнях. Эти уровни являются парадоксальным образом как статичными, так и динамичными.

Динамика движения уровней означает изменчивость во времени всех определений, в т.ч. определений полноты и частичности. То есть сами понятия полноты и частичности являются функцией взгляда, развивающегося во времени. Взгляд способен воспринимать прошлое - параллельно, частично, или будущее - последовательно, в модусе полноты.

Полнота и целостность

Целостность есть полнота, не обладающая интенцией в свою «запредельность», т.е. замкнутая внутри самой себя.

Одна и та же сущность может быть взята как в модусе полноты (при рассмотрении ее в динамике краевого развития), так и модусе целостности (при пренебрежении ее временением «наружу»).

Полнота парадоксальным образом превышает сама себя, целостность - нет. Целостность одномодельна - ее можно описывать в рамках одной конкретной логической системы. Примеры целостности: замкнутая физическая вселенная, «черная дыра», устойчивые структуры психики. Целостность характеризуется открытостью «внутри» (ее элементы движутся во времени относительно друг друга) и закрытостью на краю (ее элементы не выходят за «границу»).

Работа внутри целостности самодостаточна в том случае, если соответствующий критерий - осуществление практики в однородном времени.

В переходные эпохи, в критических ситуациях и в других случаях «излома» времени работа внутри целостности обычно является малоэффективной - необходим переход от представления о целостности к представлению о полноте.

К проблеме буриданова осла

Действительная свобода соответствует выбору некоторой сущности из множества абсолютно тождественных сущностей (выбору «точки» из бесконечности). Такой выбор может быть проиллюстрирован на примере осла Буридана, совершающего выбор между двумя абсолютно одинаковыми торбами.

В интегральной теории полагается, что осуществление такого выбора не только возможно, но и необходимо для самого наличия мира и нас в этом мире.

В противном случае мир если бы и наличествовал, то только как бесконечная, однообразная, абсолютно симметричная сущность, не содержащая в себе какого-либо своего наблюдателя.

Наш мир принципиально возможен только как мир, в основании которого лежит действительный выбор, т.е. свобода.

Наличие действительного выбора подразумевает:

- наличие двух или более абсолютно тождественных (т.е. полных) сущностей;

- эти абсолютно тождественные сущности для наблюдателя должны парадоксальным образом принципиально различаться.

Таким образом, имеем два различных взгляда на эти сущности: внешний (пассивный) и внутренний (активный). Внешний и внутренний взгляды единятся в целостность действием выбора, без которого наш действительный мир невозможен.

Полнота и КР

Полнота, будучи взятая в парадигме времени, теряет свое основное свойство – она теперь не включает в себя «все», а включает в себя только ту полноту, на которую направлена ее интенция.

Чтобы полнота выявилась как полнота, она должна быть взята в собственном времени, но не во времени другой полноты . Она должна быть выведена из времени наблюдения. Соответствующее преодоление времени при нашем наблюдении во времени осуществляется через КР. Соответственно, возможность для нас полноты равносильна возможности КР.

Во времени сущность осуществляет взаимодействие с другими сущностями; если это взаимодействие возвращается к исходной сущности, то она создает для себя свой замкнутый мир – мир кольца КР. В этом мире все другие сущности берутся исходной в модусе полноты.

ЛОГИКА И НЕ-ЛОГИКА

Логика и не-логика

Интегральный подход подразумевает обращение не только ко всякому представимому нами сущему, но и ко всему тому, что находится за его пределами – в «запредельности». Мы должны исследовать не только внешний для нас мир, но и сам «инструмент исследования» – самих себя, внешних относительно исследуемого внешнего мира.

Мы сами, наша психика, наше сознание есть главный предмет исследования в интегральной теории – только такая приоритетность обращения к сознанию обеспечивает действительную интегральность нашего подхода (и адекватность получаемых результатов).

Основной наш «рабочий инструмент» – логика. Чтобы ее исследовать, чтобы ее можно было выявить в ее сущности, мы должны рассматривать ее на каком-то «фоне», в каких-то «координатах». Полноту логики мы должны рассматривать как на ней самой, так и на внешнем относительно нее – на «не-логике».

Полнота логики достигается при единении логики и не-логики, являющемся парадоксальностью.

Парадоксальность достигается в движении самой логики, т.е. находится на ее «краю» – относится и к самой логике, и к ее отрицанию. Краевой переход непротиворечивой логики к логической парадоксальности является скачкообразным; соответствующие «скачки» должны инициироваться «извне».

На краю внешнее неразличимо с внутренним, т. е. «фоном» для логики является как не-логика, так и сама логика.

О двухмодельности

С полнотой в интегральной теории сопоставляется Единица; при этом оказываются справедливыми два тождества:

1 + 1 = 2, - «классический» вариант, при котором осуществляется линейность - обычное арифметическое сложение;

1 + 1 = 1, - «релятивистский» вариант (в теории относительности сложение двух скоростей света дает опять же скорость света); при приближении к краю процесс становится нелинейным, происходит «насыщение».

Двойка есть не только арифметическая сумма, а еще и новая целостность, новая Единица.

Таким образом, в интегральной теории имеют место два принципиально разных, но одинаково справедливых подхода, - осуществляется двухмодельность мышления. Каждая из моделей работает в своей области; принципиально новые результаты получаются на их «стыке».

Правильный выбор применяемой модели обеспечивает адекватность нашего подхода, особенно в нестандартных, «пограничных» ситуациях.

Таким образом, в парадигме времени в ИТ каждая краевая сущность может рассматриваться в двух аспектах.

Например, время рассматривается как время-направленность и как развернутое время (или в другом разрезе: как внутреннее время и как внешнее время).

«Онтологическая вселенная»

Как это следует из пункта «О двухмодельности», две независимые модели единятся в третьей модели.

Можно сказать, что двухмодельность в своем развитии к полноте «порождает» трехмодельность.

Если при двухмодельности модели находятся в оппозиции (Да или Нет), то при трехмодельности следует говорить о снятии этой оппозиции.

Трехмодельность, в свою очередь, порождает четвертую модель, в которой снимаютсяобе предыдущие возможности: оппозиция и снятие оппозиции. Операция снятия уже была на предыдущем шаге; принципиальная онтологическая новизна, следовательно, осуществляется в тавтологии.

Таким образом, всего мы имеем четыре независимые онтологические возможности:

При этом во времени развития предыдущие модели «порождают» последующую. Образно говоря, все вместе онтологические возможности составляют расширяющуюся «онтологическую вселенную».

Процесс этого расширения есть процесс создания «онтологически нового». Этот процесс двойственен: он бесконечен (через тавтологию) и при этом конечен (через возвращение развивающейся модели к самой себе).

Резонансная действительность

Действительная интегральность достигается в том случае, если берется всё, т.е. если интегрируются все возможности бытия. И при этом какое-либо предпочтение некоторым из этих возможностей может быть отдано только в том случае, если есть кому их предпочитать, т.е. из общего массива возможностей в действительности осуществляются те, которые выбраны, выбираются или будут выбраны наблюдателем. Вероятность какого-либо их соотношения с наблюдателем заключается в интервале от 0 до 1; при вероятности, равной 1, осуществляется полнота достоверности, наблюдатель и открываемая им возможность находятся в резонансе.

Соответствующие возможности образуют резонансную действительность, открытую наблюдателю во всем времени наблюдения; индифферентность к моменту времени наблюдения означает ее устойчивость во времени. При этом, чтобы быть выявленной (выделенной взглядом наблюдателя), резонансная действительность должна быть изменчивой во времени.

Таким образом, резонансная действительность является парадоксальным образом как устойчивой, так и изменчивой во времени, как актуальной, так и потенциальной для наблюдателя. Снятие парадоксальности осуществляется через двухмодельность: в одной из моделей действительность является «объективной» (независящей от взгляда наблюдателя), в другой – «субъективной» (зависящей от «точки зрения» наблюдателя).

Актуализируются для наблюдателя те возможности из их бесконечного массива, которые открываются наблюдателю; при коммуникативном резонансе эти возможности образуют устойчивую резонансную действительность.

Возможно всё, но мы «вырезаем» из всего то, что способны воспринимать.

Предмет и его представление

Принятый нами «фоновый» характер Ничто позволяет отнести Ничто к чистому (пустому) пространству-времени. Полнота реальности для Самости осуществляется в том, что развивающаяся в собственном пространстве-времени Самость берет это развитие как собственную реальность. Имманентность краевой схемы развивающейся Самости означает, что ключевые моменты этой схемы – открытость и закрытость (замкнутость) – должны осуществляться для Самости конкретно.

Иными словами, Самость должна воспринимать (представлять) пространство и время через их свойство открытости и закрытости (замкнутости), т.е.представлять чистые (пустые) пространственно-временные формы.

Представление, относящееся к краевому пути Самости, имманентно ей и осуществляется на «экране сознания».

Сознание «видит» пустые формы – игру чистого пространства-времени.

Поскольку развитие по краевой схеме есть развитие полной, свободной сущности, сознанием может обладать только свободная сущность.

Представляемый предмет, в отличие от его представления в сознании (т.е. в собственном пространстве-времени Самости), должен обладать своим собственным временем и, принадлежа краевому пути Самости, должен парадоксальным образом «находиться» и вне ее (должен обладать собственным существованием).

В то время как для представления предмета на «экране сознания» достаточно трех независимых «измерений», сам предмет обладает четырьмя измерениями. Четвертое «измерение» предмета есть его независимая Самость.

По своему определению, «полнота содержит в себе Всё». Можно добавить, что полнота содержит в себе и отрицание этого Всего, т.е. не-Всё. Полнота на стыке двух моделей – она содержит в себе всё, относящееся е логике и не-логике.

Однако, при выходе за пределы логической парадигмы (при выходе из времени), кроме Всего и не-Всего должно быть Третье, единящее Всё и не-Всё.

Содержа Ничто, полнота осуществляет действие содержания. Содерживаемый предмет есть уже не»вещь в себе», а «вещь для полноты». Он берется в полноту не в модусе своей предметности, а в модусе представления о нем.

Сознание, будучи полным, содержит в себе любой предмет, но взятый им как представление.

Логика и парадокс

Нашим основным «рабочим инструментом» является логика. Чтобы выявить логику в ее сущности, исследовать ее, необходимо рассматривать логику на каком-то «фоне», в определенных «координатах». Полноту логики должно рассматривать как на ней самой, так и на внешнем относительно нее – на «не-логике».

«Не-логика» может быть разной, но полнота логики достигается при «не-логике», являющейся парадоксальностью.

Парадоксальность достигается в движении самой логики, т. е. находится на ее «краю» – относится и к самой логике, и к ее отрицанию. Краевой переход непротиворечивой логики к логической парадоксальности является скачкообразным; соответствующие «скачки» должны инициироваться «извне». На краю внешнее неразличимо с внутренним, т.е. «фоном» для логики является не только не-логика, но и сама логика.

Если определить полноту своего начального наличия для самих себя как Самость, от которой начинается развёртывание нашей логики, то полноту развёртывания логики можно определить как сознание. Такая полнота достигается, если логика, оставаясь открытой, по замкнутому пути достигает Самости (т. е. становится закрытой) и делает её объективной (как замкнутой в своей полноте, так и открытой на внешнем «фоне»).

Сознание есть парадоксальное единство полноты рефлексии и открытости на внешний мир нашей Самости. Сознание есть полнота действия Самости с точки зрения самого сознания. Самость развивается в своём времени по краевому пути; сознание превращает это время в логику.

КРАЕВАЯ СХЕМА

Об основаниях системы ИТ

ИТ может быть взята как научная система, в основание которой положены абстрактные принципы, невыразимые на вербальном (знаковом) уровне. В конкретных «разрезах» (моделях ИТ), однако, эти невыразимые принципы могут иметь конкретное знаковое выражение и репрезентироваться как основополагающие принципы данной модели (ИТ-системы). Принадлежность того или иного основополагающего принципа к конкретной системе, следующей из ИТ, определяется как вероятность его включения в эту систему.

Важную роль здесь имеют краевые вероятности: 1 и 0.

Единица - достоверность включения принципа в систему оснований; при этом полнота достоверности соответствует полноте принципа. При таком включении осуществляется резонанс - Встреча с полнотой принципа. В множественности полных принципов осуществляется рекуррентный принцип ИТ – принцип множественности полнот.

Достоверность - для наблюдателя. Резонанс - выделение полноты наблюдателем для самого себя как абсолютной реальности.

Ноль - абсолютное отсутствие того или иного принципа для наблюдателя. Для этого случая в нашей логической парадигме (для которой мы и имеем систему оснований) мы разделяем отношение наблюдателя к принципу (полноту отсутствия) и абсолютное наличие принципа «вне» наблюдателя. Мы получаем уровни и представление о внутреннем и внешнем.

Резонансы - при обращения одной полноты (наблюдателя) к той или иной полноте из множества полнот, составляющих реальность.

Открытость и закрытость, краевая схема

Мы можем взять своей логикой такие случаи соотношения действующей (практикующей в своем времени) Самости с внешним относительно нее и с самой собой:

- открытость на внешнее относительно себя;

- рефлексия на саму себя (закрытость, замкнутость);

- одновременная открытость и закрытость;

- отсутствие какого-либо отношения к внешнему миру и к самой себе.

Все эти возможности отражаются в представлении о краевом пути Самости, осуществляемом в рамках краевой схемы.

Краевой путь моделируется как линия (траектория), по которой «движется» Самость. Продолжение линии от настоящего момента времени Самости соответствует открытости, замыкание линии на саму себя (возвращение Самости к самой себе) соответствует закрытости. Достигая себя, Самость осуществляется как Объективность.

Представление о краевой схеме осуществляется в элементарной геометрической фигуре – в Треугольнике, изображающем краевой путь Самости. В Треугольнике сочетаются открытость (бесконечное последовательное движение по его сторонам с точки зрения самой Самости) и закрытость, замкнутость (конечность Треугольника для внешнего взгляда на него).

Краевая схема двойственна: Объективность можно понимать и как возвратившуюся к себе Самость (внутренняя точка зрения, Треугольник полного пути), и как новую сущность, находящуюся в вершине Тетраэдра и «рассматривающую» Треугольник полного пути «снаружи».

Онтологические числа

В интегральной теории показывается, что каждому уровню (рангу) может быть сопоставлено некоторое «онтологическое число» (ОЧ) – целое число от единицы до четырех, определяющее полноту на данном уровне. В частности, для двойственной временной парадигмы, в которой осуществляется наша обычная дискурсивная интеллектуальная практика, ОЧ = 2.

Развитие той или иной полноты происходит по краевому пути - последовательно по онтологическим числам от единицы до четырех. Этот путь может быть идентифицирован следующим образом: Самость (ОЧ = 1) – Время (ОЧ = 2) – Пространство (ОЧ = 3) – Объективность (ОЧ = 4). Сокращенно – путь СВПО.

Множество моделей низшего ранга в определенной сборке образуют адекватную модель для данного «верхнего» ОЧ. Для двойственной временной парадигмы такая сборка есть краевая схема (Треугольник).

О полном пути развития. Коммуникативный резонанс

Всякая полнота начинает свое развитие с создания для себя собственного времени, в котором и развивается - как танк, который сначала «кладет» перед собой гусеницы, а затем движется по ним как по дороге. Затем это время сворачивается в пространство и полнота возвращается в этом пространстве к самой себе.

Но теперь полнота приобретает новое качество - она уже не «сама по себе», а встретила на своем «треугольном» пути множество других сущностей. Она обогатилась новым знанием и приобрела объективность.

Возвращение полноты к самой себе можно понимать как наличие положительной обратной связи между финальной причиной развития полноты и начальной причиной, «содержащейся» в ее исходном состоянии.

Такая положительная обратная связь, отражаемая в интегральной модели, соответствует «кольцевому коммуникативному резонансу» (КР), при котором коммуникация достигает высшей степени эффективности.

Принцип резонансной выборки

Пусть есть ряд онтологических чисел (1, 2, 3, 4), каждое число которого соответствует некоторой онтологической сущности (полноте), парадоксальным образом абсолютно зависимой и абсолютно независимой от других онтологических сущностей. Каждая из этих сущностей резонансна, т.е. устойчива во времени наблюдения и не может быть представлена конечным образом в рамках логической (временной) парадигмы.

Тогда каждому сочетанию ОЧ (каждой выборке), так же как и отдельным ОЧ, соответствует та или иная фундаментальная онтологическая сущность, которая сама может представлять собой начало нового онтологического счета.

Этот принцип резонансной выборки позволяет выйти за пределы ряда онтологических чисел (1, 2, 3, 4), удерживаясь при этом «на краю», т.е. сохраняя полноту своего развития.

После каждого шага возможен переход либо к полноте – тогда краевая схема тавтологически расширяется, либо к «мириадам сущностей» (Лао Цзы) – тогда краевая схема «заканчивается», и мы выходим на уровень частичности.

Финальная и начальная причины

Начальная причина (относящаяся к прошлому, к физическому уровню) действует «скалярно» - она не направляет к какой-то конкретной цели, а только стимулирует состояние поиска цели («толкает в спину» – Лао Цзы).

Финальная причина (относящаяся к будущему, к уровню принятия решений, т.е. к творческому) действует «векторно» – она целенаправленно управляет развитием, направляет к себе («охватывает спереди» – Лао Цзы).

При КР начальная и финальная причины неразличимы. Начальная причина приобретает конкретное направление действия (ведет к целеполаганию), финальная – не только внешне управляет развитием, но и осуществляет внутреннее стимулирование развивающейся сущности, мотивирует ее (находясь теперь как в прошлом, так и в будущем).

Схема свободы

Каждая полная сущность является абсолютным масштабом для всех частичных сущностей, входящих в ее иерархию. Этот масштаб сводится к масштабам других полных сущностей только в том случае, если открываемая полная сущность берется в модусе частичности, но при этом парадоксальным образом сохраняется в качестве полноты. Это происходит при Встрече между полными сущностями; в результате которой возникает новая, общая полнота.

Полнота свободна выбирать модус другой сущности; при Встречах ее свобода осуществляет экспансию по краевой схеме, которая в этом смысле является схемой свободы.

В схеме свободы олицетворяются связи между абсолютными масштабами.

Первичность открытости и вторичность замкнутости

В парадигме времени для развивающейся Самости первична открытость и вторична замкнутость (закрытость). Это соответствует виду краевого пути СВПО (Самость - Время - Пространство - Объективность).

Соответственно, первичными оказываются те члены краевых дихотомий, которые связываются в нашем понимании с открытостью, вторичны же те, которые связываются с замкнутостью.

Путь ОПВС

Путь СВПО есть краевой путь развития единичной полноты с точки зрения самой полноты или с точки рения, неразличимой с ней другой полноты.

Это путь развития через осуществление действия во времени; время при этом первично по отношению к пространству.

Однако полнота может наблюдаться не только в ее становлении, а и в ее Объективности (как ставшая) – наблюдаться в пространственной множественности. При этом Объективность показывает сначала свое инертное пространство, затем элементы пространства открывают наблюдателю свою направленность к нему – свое время – и достигают в стремлении к наблюдателю своей единичной Самости.

Имеем путь ОПВС (Объективность – Пространство - Время - Самость) инверсию пути СВПО для взгляда на развитие с внешнего относительно этого развития уровня.

В то время как путь СВПО больше отвечает западной традиции – традиции активной практики во внешнем времени, путь ОПВС – восточной традиции интровертного созерцания.

О краевом скачке

Для перехода через край нужна инициация, нужен скачок, нужен дискретно-непрерывный «последний шаг».

Этот скачок можно рассматривать двояко: с одной стороны, как результат внешней инициации («перетаскивание» через край); с другой стороны, как результат вхождения в «зону неопределенности» (ЗН), прилегающую к краю (неразличимость состояний «до» и «после» края).

Одинаковость результата (конкретный скачок) позволяет говорить, что в некотором смысле внешняя инициация и наличие ЗН равносильны. Это дает возможность идентифицировать внешнюю инициацию как свободное действие, осуществляющее свободный выбор конкретной «точки» из ЗН, а наличие ЗН – как результат осуществления связи двух состояний («до» и «после» края); при этом ЗН может пониматься как «единящее третье». Соответственно, граница имеет конечную «ширину», наводимую третьей замыкающей стороной треугольника.

Так или иначе, мы способны перейти в запредельность при замыкании нашего действия в КР-кольце.

Краевая схема и релятивизм

Если полная сущность развивается по краевой схеме, то с ее точки зрения ее собственное время является однородным, имманентным ей. Пространство же при этом «накапливается» - встреченные сущности в модусе своей полноты сами интенцируют и вносят «вклад» в общее пространство. Наряду с последовательностью в однородном времени возникает параллельность, свойственная пространству. (Заметим, что такое накопление (расширение) пространства соответствует расширению физической вселенной в ее замкнутой модели.)

УРОВНИ

Об уровнях

1. Каждая сторона Треугольника краевой схемы есть уровень, на котором может находиться та или иная сущность. В интегральной теории уровни обычно называются: физический, логический, творческий.

Та или иная сущность может двигаться внутри уровня или переходить с уровня на уровень. «Сама по себе» сущность не может изменить свой уровень - она преобразовывает новую действительность в привычную для себя. Но для нашего внешнего взгляда она может переходить с уровня на уровень (т. е. мы инициируем эти переходы)

Если различные сущности взаимодействуют между собой, то это означает наличие связи между ними, осуществляемой как время (взаимодействие же различных времен осуществляется как пространство).

По отношению к конкретным сущностям, связи между ними находятся на следующем, более высоком уровне.

2. В науке известны самые различные варианты деления на уровни; часто рассматриваются и структуры из трех уровней (триады). Отличие интегральной теории - в динамичности картины уровней, ведущей к тому, что постоянной может быть лишьабстрактная (числовая) идентификация уровней. Обращение к числам, к математической логике делает наш подход универсальным; вербальная, понятийная идентификация уровней означает конкретизацию структуры в соответствии с устойчивыми во времени потребностями отдельных человеческих общностей.

3. Главное отличие уровней друг от друга - в скоростях изменений на них.

Материальный уровень наличествует при малых скоростях изменений, т.е. при пространственном (инертном) распределении сущностей. В пространстве, т. е. в прошлом, скорость изменений мала. Материи соответствует пространственность, прошлое; отталкиваясь от нее, Самость интенцирует в будущее.

Материя есть медленный фон, на котором - подвижный рисунок «логики». Полнота Встречи осуществляются при близких частотах (резонанс).

При медленном «переходе материи в логику» (для макрообъектов) «фоном» является материя; в области же микрообъектов частоты меняются местами, и теперь логика является «фоном» для подвижных элементарных частиц.

Об изоморфности уровней

Изоморфность уровней (физического, логического, творческого) означает их объективную равноценность. При этом наша субъективность, наша конкретная точка зрения отвечает неравноценности этих уровней.

Переход на новый уровень не означает забвения предыдущего. Напротив, предыдущий уровень оказывается в основании, определяющем ценностные константы на новом уровне.

Условность идентификации уровней

Все известные автору модели психики (от Фрейда до Ошо) являются, по сути, статичными: изменения в них происходят либо внутри уровней (элементов структуры психики), либо между этими уровнями (т.е. меняются связи между ними), идентификация же уровней остается неизменной. Если сущность предполагается физической, то и в дальнейшем она идентифицируется как физическая, если предполагается психической, то как психическая…

В физике аналогично: предполагают, например, что физические элементы есть, «на самом деле», «сгустки» информации (паттерны), но тогда ничем другим они уже не являются.

В интегральной теории, напротив, идентификация уровней бытия (соответственно, и уровней в модели психики) является функцией «точки зрения» наблюдателя, идентифицирующего эти уровни.

Постоянной такая идентификация является в том случае, если идентифицируемая полная сущность и сам наблюдатель являются полными, т.е. осуществляется полнота коммуникативного резонанса. Во всех же осуществляемых в обычной практике случаях идентификация уровней является адекватной, если она меняется в зависимости от того, в какой плоскости и с какой целью осуществляется построение модели.

Различные уровни, встречаясь, осциллируют, передавая друг другу свою идентификацию. Статичной система идентификаций является в том случае, если один из уровней во времени наблюдения является малоподвижным. Такой случай (когда процессы рассматриваются на «фоне» материального предметного мира), как раз и соответствует известным моделям психики. Однако в этих моделях не учитывается высокая изменчивость при краевых физических процессах, осуществляющихся при функционировании психики. Соответственно, статичность ведет к неполноте и условности модели, а иногда и к неправильным практическим результатам.

Четкое определение уровней, осуществляемое в известных моделях, дополняется в интегральной модели переопределением их в процессе проводимого рассмотрения. Такое переопределение, однако, не является произвольным – оно должно осуществляться в согласии с краевым принципом соответствия.

Принцип соответствия

Итак, система определений в интегральной модели принципиально является неустойчивой и субъективной (это соответствует свободе оснований в ИТ). В процессе изложения материала мы не только можем, но и должны в некоторых случаях переопределять краевые сущности.

Однако такие переопределения должны соответствовать фазам развития во времени наблюдаемой сущности. Если соответствующий ритм «пойман» наблюдателем, то его теория будет единиться - отражать полноту Встречи наблюдателя и наблюдаемого, то есть будет единиться с действительной практикой.

Адекватность достигается, когда разные определения относятся к сущностям, принадлежащим единой иерархии.

Принцип соответствия связан с представлениями о холономности – свойстве изоморфности пространственно разделенных краевых процессов.

Всякая полная сущность развивается в своем времени по краевой схеме («схеме свободы»). При «искривлении» в общем развернутом времени в каждом настоящем моменте времени развивающаяся сущность «одна и та же» - электроны, например, обладают практически одинаковыми свойствами вне зависимости от нахождения в том или ином месте.

Образно говоря, краевая схема «индуцирует» себя на краевые пути развития тех или иных сущностей.

Принцип соответствия может быть сформулирован следующим образом:

Идентификации сущности на различных этапах ее краевого развития должны соотноситься с идентификациями, принятыми для развития Самости по краевой схеме (Самость – Время – Пространство – Объективность). При этом важны не столько сами идентификации, сколько порядок их следования (в соответствии с модусами развернутого времени: прошедшее – настоящее – будущее).

При исследовании психики могут быть применены, в частности, следующие системы идентификаций, построенных с учетом принципа соответствия:

бессознательное – сознание – психическое;

предсознание – сознание – сверхсознание;

физическое – логическое – творческое;

логическое – образное – осознаваемое.

«Начало» той или иной триады может соответствовать разным позициям на общей краевой схеме; главное, чтобы последовательность их была правильной.

Среди систем идентификаций важное значение, особенно при моделировании психики, имеет т.н. «краевая идентификация», при которой мы не сопоставляем с уровнями какое-либо эмпирическое содержание, а соотносим с ними только их расположение относительно нашей «точки зрения».

Наша «точка зрения», наше Я находится при такой идентификации на среднем, центральном уровне; множество наших «внутренних», личных структур психики находится на нижнем уровне; множество «внешних» структур психики («коллективное психическое»), участвующих в структуре нашей личной психики, находится на верхнем уровне.

Каждый из этих уровней может являться для нас уровнем сознания или уровнем бессознательного – в зависимости от степени развития его структуры.

Средний уровень есть условная линия разделения «внутреннего» и «внешнего» нашей психики.

О ритме

Полнота повторения, являющаяся основой ритма, предполагает тождественность повторяющихся сущностей. Тождественность же сущностей означает их холономность (полноту).

Создавая повторение, мы осуществляем переход к полноте, т.е. имеем потенциальную возможность ее достижения через некоторое конечное число шагов.

«Поймать ритм» – осуществить переход к полноте. При этом достигаемая полнота находится на другом уровне, нежели повторяющаяся сущность.

Расширение краевой схемы, при котором «над ней» (над новым ее вариантом) оказывается новая охватывающая идея, осуществляется через повторение отдельных ее элементов (шагов).

Иными словами, на повторениях отдельных элементов структуры (сторон Треугольника) образуются новые идеи, новые отклонения от элементарного Треугольника.

Переход со своего уровня на другой, «запредельный» уровень осуществляется через ритм изменений, создаваемых на своем уровне.

С уровня на уровень (через граничный «разрыв») переходят модуляции – высокочастотные (сравнительно с «частотой» уровней) сигналы. Достижение резонансного ритма позволяет переходить с уровня на уровень (по кольцу КР), осуществлять выход в «запредельность» своего уровня.

Здесь возможна радиотехническая аналогия, при которой система уровней представляется электрической цепью, а «разрывы» между уровнями – конденсаторами. В частности, такими конденсаторами могут, видимо, являться синапсы в мозгу человека; их емкость, видимо, является регулирующей частоту (ритм) на соответствующем участке нейронной сети.

Переход с уровня на уровень осуществляется на сравнительно высоких частотах, которым соответствуют психические сущности; физические же сущности (макроскопические) «разрыв» между уровнями не преодолевают и остаются в прошлом.

Уровни и ритм

Уровни, как элементы краевой схемы, возможны постольку, поскольку они обладают общим ритмом; общность ритма обеспечивается наличием между уровнями связи через принцип неопределенности.

Ритм организует уровни по подобию, «выравнивает» их.

Если какое-то звено в КР-кольце перестает отвечать условиям КР (отклоняется от них на величину меньшую ЗН), то во времени, благодаря общему ритму, необходимые для КР характеристики этого звена восстанавливаются. При отклонениях больших ЗН восстановления не происходит.

Всякая система, обладающая собственным временем, стремится к самоосуществлению себя в этом времени, стремится к динамическому равновесию, осуществляемому при КР.

Каждый элемент полной системы стремится выразить эту полноту в самом себе.

Попарная связь уровней

Уровни в Треугольнике краевой схемы связаны попарно; связь (и разделение) уровней осуществляется через принцип неопределенности.

Во внешнем времени наблюдения в каждой паре один из уровней является управляемым, другой – управляющим. Направление времени – от управляемого уровня к управляющему.

Физическим уровнем управляет логический, логическим – творческий.

Нижний уровень «стремится» к верхнему - к своей финальной причине:

- Самость управляется необходимостью для нее интенции.

- Временение (логическая парадигма) управляется парадоксальностью.

- Пространственность управляется объективностью, конкретностью данного мира.

- Объективность (полнота бытия) управляется внешней по отношению к краевой схеме никаким образом не выражаемой сущностью.

О законе инверсии

Изменение свойств сущности при различных «точках зрения» на нее описывается законом инверсии. Одна из форм этого закона: оставаясь тождественной самой себе, для внешнего взгляда сущность при переходе с уровня на уровень меняет свои характеристики на противоположные. Эти характеристики являются внешними - относятся к взаимодействию наблюдаемой сущности с другими сущностями (включая взаимодействие с самим наблюдателем).

С помощью закона инверсии закономерности и свойства, найденные для одного уровня (например, для физического), можно распространять на другой уровень (на логический).

О принципе неопределенности

В соответствии с этим принципом, достижение определенности одной из дополняющих друг друга сущностей ведет к неопределенности другой, и наоборот. Через принцип неопределенности осуществляется связь между противоположными категориями: физическим и психическим, доступным и недоступным, сознательным и бессознательным и т.п.

Более общая формулировка:

Взаимосвязь и разделение уровней осуществляется через принцип неопределенности, единящий в себе физические принцип дополнительности Бора и соотношение неопределенности Гейзенберга. Интегральный принцип неопределенности применим не только к физическому, но и другим (логическому, творческому) уровням бытия.

О взаимодействии по подобию

Фундаментальным взаимодействием в интегральной модели является взаимодействие по подобию. Другие виды взаимодействия (в частности, физические) являются, в некотором смысле, производными.

Взаимодействие по подобию может характеризоваться как несиловая корреляция - взаимосвязь поведения различных сущностей при отсутствии между ними связывающих полей или каких-то других физических переносчиков взаимодействия.

При описании взаимодействия по подобию важное значение имеют представления о тождественности и антитождественности.

Сущности являются тождественными, если у них одинаковая пространственная форма и они находятся в общем времени, образуя последовательную цепочку взаимодействия.

Антитождественные (антиподобные) же сущности имеют одинаковую форму, но противоположное время: их интенции направлены навстречу друг к другу.

В соответствии с законом инверсии, тождественные сущности притягиваются во внешнем охватывающем времени и отталкиваются в пространстве; антитождественные - отталкиваются во внешнем времени и притягиваются в пространстве.

Или используя представление об уровнях:

Тождественные сущности, принадлежащие одному уровню, отталкиваются, принадлежащие разным уровням – притягиваются. Для антитождественных сущностей – наоборот.

Дискретность и непрерывность

В соответствии с двухмодельностью и принципом дополнительности по обе стороны границы между уровнями наблюдаются определенные закономерности:

- при приближении к границе с одной стороны возрастает дискретность, движение становится скачкообразным;

-при этом с другой стороны границы (в «запредельности») - неразличимость, непредставимость, непрерывность.

Достичь границы и перейти ее - разные вещи. Чтобы перейти границу, необходим скачок. Если же мы перешли границу, то снова повторяем путь от непрерывности к дискретности - до следующей границы.

О ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ

Интегральные определения времени и пространства

Время – в интегральной теории понимается двойственно:

- как направленность одной полноты к другой. Каждой полноте соответствует свое собственное время, порождаемое ею; при этом различные времена объединяются в общем, охватывающем времени.

- как длительность – количество переходов между полными сущностями, осуществленными во времени наблюдения; для определения времени-длительности необходимо другое, эталонное время, т.е. должна быть множественность времен.

Времени соответствует открытость - последовательный переход от очередной полноты к следующей.

Пространство – понимается как пассивное количество (совокупность) элементов, взаимодействие между которыми не наблюдается.

Пространству соответствует закрытость – свернутость времени в замкнутый контур. В пределе такой контур имеет вид Треугольника.

О связях

Всякое соотношение Самости с внешним относительно нее и с самой собой есть связь.

Связи образуют уровень, на котором находятся все интенции действующей (практикующей) Самости, т.е. наша практика осуществляется через взаимодействия на уровне связей. «Неподвижная» Самость имеет свое «место» на «фоне» этого уровня. Этим «фоном» для практикующей Самости является ее время, характеризующее изменения Самости относительно самой себя и относительно внешнего мира, неизменность же Самости относится к ее «уровню неподвижности» и идентифицируется как ее внутреннее пространство.

Возвращение Самости к самой себе свертывает ее время во внешнее пространство.

Однородное внешнее время «заканчивается» пространственной неоднородностью; практика осуществляется во времени и имеет своим результатом пространственные изменения.

Движение, скорость, расстояние

Единство объективной изоморфности и субъективного различия уровней позволяет по-новому трактовать понятие движения. Изоморфность дает однородный «фон», на котором происходит движение; различие уровней – наличие изменений (главного признака движения) для наблюдателя. Мы видим, что для описания элементарного акта движения требуется обращение наблюдателя к двум уровням, расположенным «в бесконечности» относительно третьего уровня (уровня самого наблюдателя).

Движение какой-либо целостной сущности с точки зрения наблюдателя является двухмодельным.

Движение при взгляде на него «из бесконечности» понимается как пространственные изменения (один уровень) во времени (другой уровень). При этом движение характеризуется скоростью – отношением пространственных изменений к временным.

Рассматривать движение следует с учетом закона инверсии, вследствие которой краевой Треугольник (три его стороны как три элементарных «кванта времени») переходит в ортогональную пространственную систему трех координат. Ортогональность эта не полна – при удалении от начала координат каждая из них «в бесконечности» должна возвращаться к началу координат (соответствующий коммуникативный резонанс обеспечивает устойчивость во времени пространственной сущности). «Бесконечность» удаления при КР неразличима с конечностью «пространственного количества» – расстояния от начала координат.

Относя расстояние к кванту времени, получаем скорость, которая оказывается пропорциональной расстоянию. Эта скорость есть скорость расширения «чистого пространства»; ее предельное значение – «скорость света» для данной замкнутой множественности.

Пространство как неопределенность

Выше отмечалось, что представление о пространстве следует основывать на понятии количества - конкретного числа порождающих элементов.

В интегральной теории показывается, что точные числа находятся на ином уровне по отношению к неточным числам. «Точность» для каких-либо сущностей (например, точное число пространственных координат) дополняется «неточностью» среды, в которой они расположены («неточностью» самого пространства, неопределенностью числа его элементов).

Точные числа соответствуют мировым константам (типа скорости света). Число сторон Треугольника соответствует размерности пространства. Благодаря инверсии внутренняя свернутость Треугольника переходит во внешнюю открытость обычного трехмерного пространства.

Вокруг каждой конкретной сущности имеется «зона неопределенности» (ЗН) - как поле вокруг заряженной частицы. Эта зона определяет минимальное расстояние, на котором пространство и время для внешнего взгляда являются разделенными (при меньшем расстоянии пространство и время единятся на конкретной сущности и являются неразличимыми). На таком критическом расстоянии происходит смена характера взаимодействия - притяжение сменяется отталкиванием, и наоборот.

Соединение пространства и времени в единое целое означает достижение объективности - возвращение сущности к самой себе.

Время и вероятность

Древнее изречение о времени: «Хронос, пожирающий своих детей» - во времени осуществляется единение утверждения и отрицания.

Ввиду конечности настоящего момента времени, происходит разделение утверждения и отрицания. В рамках нашей логики первичным при этом является утверждение (этим и определяется логика); в целом же утверждение и отрицание симметричны (нельзя сказать, что из них первично; в принципе, можно начинать с отрицания, это «чистое отрицание» - отрицание «само по себе», отрицание без отрицаемого).

Чередование утверждения и отрицания соответствует волновому характеру времени в его настоящем моменте (при «проникновении» в ЗН) и его дискретному («корпускулярному») характеру при взгляде на время «снаружи».

Каждое действительное событие связано с изменениями во времени; в пределе – с изменениями самого времени.

Событие связано с утверждением или с отрицанием.

Во времени наличие «утвердительного» события закономерно ведет к последующему «отрицательному» событию.

Соответственно, вероятность для краевых процессов является «точной» - за выпадением решки неизбежно следует выпадение орла, за орлом – выпадение решки… Время переносит свою строгую детерминированность на частичность, в мир наблюдаемых повторяющихся событий; для этих событий вероятность, ввиду наличия дополняющей неопределенности, становится «неточной» (и вместе с этим имеющей практическое значение при исследовании процессов). Вырождение вероятности для процессов в частичности снимается.

Выбор первого события (утверждения или отрицания) в пределе является «сверхзаконным», свободным (соответствующим КР); при переходе в пространственную множественность (в частичность) выявляется первичность утверждения.

Краткие замечания

1. Открытость и закрытость

Открытости соответствует время, закрытости - пространство. На краю открытость и закрытость неразличимы.

Ориентации человека в множественной действительности соответствуют два типа мировоззрения - открытое и закрытое.

Полнота свободы человека - в «просвете» между открытостью и закрытостью.

2. Замечания к проблеме границы

2.1. Краев два, граница одна.

2.2. На границе в логической парадигме двойственность: непрерывность перехода (полнота неразличимости) и скачок (полнота различия).

2.3. Каждая сущность имеет минимум и максимум.

В модели Треугольника минимум – граница между сторонами (вершина Треугольника), максимум – противоположная данной вершине сторона Треугольника, минимум – абсолютное различие, максимум – развернутость границы во времени.

2.4. Полноту граничных условий для уровня определяет его «запредельность» (смежные уровни), связанная с уровнем через принцип неопределенности.

3. Что значит «быть во времени»?

Если сущность «входит» в свое время, то она переходит на следующий уровень; при этом время, как горизонт, «отодвигается» на один шаг дальше. Быть в своем времени – значит гнаться за временем (быть в постоянном движении).

Адекватная динамическая картина мира получается при нашей неформальной включенности в нее.

4. О «бритве Оккама»

Бритва Оккама – чтобы ничего не добавлять, следует исключить влияние способа мышления, который обычно добавляется при осуществлении пути от «края» (от оснований системы) к «середине».

Поэтому следует свойства мышления положить в сами основания.

Мышление оказывается изоморфным не-мышлению.

5. О краевой схеме

Краевая схема, чтобы быть общей для разных областей приложения, должна быть абстрактной. Она как бы образует «матрицу», в ячейках которой может быть «спрятано» самое разное содержание. Работая с этой «матрицей», мы преобразуем связи между ячейками (элементами структуры). Изменение при этом содержания ячеек выявляется для нас в том случае, если мы «входим» в эти ячейки.

6. Полнота будущего и частичность прошлого

В будущем – знаки, абстракции, непредставимость. Т.е. в будущем полнота, к которой интенцирует время. В будущее устремляется абстрактная мысль. В прошлом же – частичность, ставшая множественность.

При КР в будущем открывается прошлое – в модусе своей полноты.

7. О времени

Изменения на краю следует связывать с направленностью, с временем. Время – абсолютно релятивистская сущность. Для взгляда «снаружи» время однородно («самотождественно»); такая однородность сродни постоянству скорости света. Для взгляда «изнутри» – направленность, т. е. нетождественность. То есть во времени осуществляется постоянство изменчивости.

Время есть сигнал себе о самом себе.

8. О Встрече

На Встрече осуществляется принцип неопределенности. Она «между» единичностью и множественностью, на ней первый скачок, на ней первая интенция, в ней открывается время.

Встреча – важнейшее понятие при работе в парадигме времени.

9. Об устойчивости системы

Устойчивость системы связана с ее равновесием. Самое устойчивое для нашего взгляда – однородное, неразличимое, которое наблюдается в точках равновесия.

При развитии по синусоиде (например, осцилляции при Встрече):

В узлах синусоиды – максимальная неустойчивость и максимальная неравновесность.

В пучностях синусоиды – области равновесия (в максимуме – неустойчивого, в минимуме – устойчивого).

10. О числовой репрезентации

В отличие от многих известных учений, в ИТ с числами сопоставляются не только какие-либо мыслимые сущности, но и способы мышления самих чисел.

Соответственно, та или иная интерпретация чисел должна быть априорной настолько, насколько является априорным относительно самого себя наше мышление в полноте своей рефлексии.

С Единицами («онтологическими числами») в ИТ сопоставляются такие сущности, которые наш разум не может вообразить производными от других сущностей. В основания может полагаться только «очевидное». Это «очевидное» очевидно для разума; соответственно, «онтологизм» приобретается числами в присутствии разума.

11. Почему онтологических чисел четыре

Априорными формами чувственности человека являются пространство и время (Кант) – именно эти сущности в ИТ сопоставляются с онтологическими числами.

Априорным для нас является также факт нашего наличия в мире; этот факт «распадается» на два: факт нашего наличия как отдельных от мира Самостей и факт нашего наличия как Объективностей, «увидевших» себя в мире и имеющих в этом мире свое собственное пространство-время.

Таким образом, имеем четыре «онтологические Единицы», отвечающие самому способу нашего мышления и восприятия. Соответствующая интерпретация онтологических чисел является априорной, является краевой при нашей работе в логической парадигме.

12. Время и логика

Время отличается тем, что взятое в своей полноте, оно всегда замкнуто; логика же становится замкнутой только в парадоксальности, в кольце - при кольцевом резонансе. В этом случае логика есть время (неразличимо с ним).

Когда логика становится временем, появляется сознание и бессознательное - появляется психика.

Замкнутость времени означает, что время «знает» о своем прошлом и будущем; оно возвращается от своего будущего к прошлому по КР-кольцу.

Наличие замкнутости времени обеспечивает единство временящейся сущности.

Логика же не обеспечивает внутреннее единство сущности; ее законы являются общими, но применяется она для разных сущностей.

13. Край как основание для середины

Трехмерность пространства обусловливается структурой краевой схемы (представляющей собой Треугольник). Инверсия при переходе от края к середине как раз и ведет к трехмерности.

Наблюдение всякой пространственной сущности возможно лишь постольку, поскольку она обладает границами (краем). Но край есть «релятивистское» образование – на краю происходит «насыщение», выявляется релятивистская константность. Соответственно, без «релятивизма», без теории относительности невозможно объяснить трехмерность пространства.

Аналогично, нельзя объяснить термодинамическое стремление к хаосу в «середине» (возрастание энтропии) без краевого осуществления порядка, выражаемого в структуре краевой схемы.

14. О релятивистском «насыщении»

При приближении к краю уровня наблюдаемые свойства сущности изменяются нелинейно. В соответствии с обобщенной теорией относительности происходит релятивистское «насыщение»: изменение наблюдаемых характеристик замедляется; предельные значения их могут быть достигнуты только при внешней инициации.

15. О «натуральных аналогах»

«Натуральный аналог» есть у всего, с чем осуществляется Встреча. При Встрече сущность «проходит» через настоящий момент времени (в котором и осуществляется Встреча). Достижение настоящего момента времени, единящего через КР будущее и прошлое, означает полноту принадлежности временящемуся сущему различных уровней бытия – физического, логического, творческого.

При КР открывается прошлое; вместе с этим абстрактное представление, направленное изначально в будущее, приобретает натуральный аналог.

Любое абстрактное представление имеет натуральный аналог – спрятанный более или менее глубоко в прошлом.

16. Практика свободы

Интегральная теория, взятая в парадигме времени («проекция на время»), отражает происходящие во времени изменения и в своей полноте равносильна практике. Эта практика, в отличие от детерминированной частичной практики, есть практика свободы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе мы кратко, практически без необходимого контекста, без примеров и иллюстраций, рассмотрели некоторые основные положения интегральной теории.

Однако даже в таком «усеченном» виде приведенные сведения позволяют перейти к более глубокому рассмотрению важных аспектов ИТ. По мнению автора, наиболее интересными здесь являются темы:

Автор надеется, что эти направления в скором будущем привлекут внимание многих исследователей.

Киев, 2004 г.

Оглавление
На главную страницу

Сайт управляется системой uCoz