Игорь ШАШКОВ

 

ЗАМЕТКИ ПО ИНТЕГРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ

 

В настоящей работе публикуются разрозненные заметки по интегральной теории и смежной тематике, не вошедшие в состав сравнительно больших работ по этой тематике, публикуемых на сайте kastalia. narod. ru (в основном, в рубриках «Интегральная онтология» и «Интегральная картина мира»).

Для лучшего понимания этих заметок целесообразно познакомиться с другими работами, опубликованными на сайте kastalia. narod. ru, а также с материалами книги Игоря Шашкова «Интегральная картина мира», г.Киев, 2004г.

Новые заметки будут добавляться в данную работу по мере их подготовки к публикации.

 

Время как индикатор значимости

Мир устроен так, что у каждой наблюдаемой сущности имеется стремление открыть своему наблюдателю все свои значимые допустимые состояния.

Через это свойство может быть определена сущность времени:

Время есть сущность, выявляющая все значимые состояния сущности, которой оно принадлежит. Время единит в себе множество автономных, независимых состояний сущности.

Если нечто возможно, то оно действительно произойдет. Возможное и действительное невозможны и недействительны без единения в коммуникативном резонансе.

Иными словами, все действительные возможности реальны и обязательно осуществятся. В этом положении Интегральной теории – перекличка со взглядами Эверетта.

 

Непрерывность как динамичность

Дискретность отвечает статичности, непрерывность – динамичности.

Дискретность отвечает определенности, непрерывность – неопределенности.

Для динамичности, для движения в пространстве необходима неопределенность пространственного положения; отсюда и получаются приведенные в этой заметке соответствия.

Аналогично, представление о непрерывности отвечает представлениям о бесконечно малых и бесконечно больших величинах. Соответственно, в представлениях о бесконечных величинах осуществляется динамизм предельных сущностей. Говоря о бесконечности, мы переходим на новый уровень – в “запредельность” относительно конечного.

 

О революционности ИТ

В ИТ осуществляется перманентная революционность.

Интегрирование “по дихотомиям” подразумевает, что как только мы останавливаем внимание на одной из моделей (на одном из полюсов дихотомии), немедленно появляется отрицание этой модели, заложенное в обращении к противоположной модели, участвующей в интегральном развитии.

Отсюда – метод интегральной практики: мы развиваем конкретную модель до ее полноты и присоединяем к ней противоположную модель; при этом достигается (через действие присоединения) единение на более высоком уровне противоположных членов дихотомий (например, динамичности и статичности).

 

К теме “Все ли можно выразить словами?”

Каким должен быть язык, чтобы на нем можно было, в принципе, выразить всё?

Такой язык должен отражать двухмодельность реального мира; соответственно, должен и сам быть двухмодельным. Это достигается единением в слове единичного и множественного.

Язык должен выходить на свой край – при этом открывается парадоксальность (своего рода теорема Геделя для естественного языка) и рефлексивность (язык становится языком о языке).

 

О начальной и финальной причинах

Начальная причина (относящаяся к прошлому, к физическому уровню) действует “скалярно” - она не направляет к какой-то конкретной цели, а только стимулирует состояние поиска цели (“толкает в спину” – Лао Цзы).

Финальная причина (относящаяся к будущему, к уровню принятия решений, т.е. к творческому) действует “векторно” – она целенаправленно управляет развитием, направляет к себе (“охватывает спереди” – Лао Цзы).

При коммуникативном резонансе (КР) начальная и финальная причины неразличимы. Начальная причина приобретает конкретное направление действия (ведет к целеполаганию), финальная – не только внешне управляет развитием, но и осуществляет внутреннее стимулирование развивающейся сущности, мотивирует ее (находясь теперь как в прошлом, так и в будущем).

 

Автор и его произведение

В настоящее время, как никогда, конечные результаты работы зависят от того, кто эту работу выполнил.

Способ мышления, ментальность, мировоззрение автора оказываются не внешними относительно произведения, а имманентными ему, определяющими его действительное содержание и ценность.

Это касается произведений самого разного характера, в т.ч. и имеющих практический, технический характер, трактуемых, казалось бы, совершенно однозначно и независимо от личности автора.

Связано это с тем, что настоящее время является краевым – осуществляется переход на новый, логический (информационный) уровень, переход этот может быть успешным только при замыкании всех трех уровней (изображаемого, изображения и автора) в кольцо коммуникативного резонанса. Произведение приобретает устойчивость только при имманентности ему автора. Это всё близко к представлениям квантовой механики о влиянии наблюдателя на состояние наблюдаемого.

 

Интегральная технология

Предполагая в Интегральной теории начальную возможность любых оснований, мы в итоге уходим от бесконечного и беспредметного разговора об основаниях. Происходит как бы “естественный отбор” оснований, в результате которого “остаются” те из них, которые “выдержали испытание временем” – вернулись к себе по КР-кольцу нашего научного поиска и приобрели свою объективность. В результате извечные метафизические вопросы, свернутые в кольца, выпадают в своем временении из внешнего времени нашей практической деятельности и взятые “сами по себе” становятся неактуальными.

Теперь первоочередными становятся вопросы:

1. Какую роль играет наличие фундаментальной системы оснований в нашей практической деятельности?

2. Каким образом осуществляется конкретный переход от фундаментальных оснований к практическим применениям?

3. Как достичь полноты нашей практики, ее возвращения к нашим изначальным потребностям, к нашим фундаментальным основаниям?

Эти вопросы означают повышение роли инструментальности, функциональности интегрального подхода во времени его развития.

Соответствующий путь от “метафизике” к “прагматизму” дает новую, интегральную технологию, в которой:

1. Последовательность операций над внешними предметами интегрируется с операциями над “внутренним миром”, психикой самого оператора.

2. Каждая частичная технология органично включается в общую систему технологий – в “матрицу технологий”, имеющую в качестве своих границ новую, интегральную метафизику.

3. Наряду с четкой последовательностью конкретных операций осуществляется свобода действий оператора при выполнении каждой операции.

 

О назывании

По сути, всякое действительное философствование есть создание новых сущностей путем называния.

Однако интересны такие философии, такие называния, которые ведут к практическим результатам для человека.

Называя, человек изменяет мир. Здесь своего рода квантовомеханический парадокс ЭПР, смысл которого в том, что наши мысли о какой-либо сущности меняют ее объективные физические характеристики. Только при назывании некоторой сущности воздействует на нее не абстрактная мысль, а УСИ (устойчивая структура информации) – мысль, “спрятанная” в слове.

 

Об интегральном моделировании

В отличие от других моделей, интегральная модель обладает принципиальной неопределенностью и незавершенностью. И только тогда, когда наличие этой неопределенности становится очевидным строителю модели, модель является адекватной.

Интегральная модель должна быть адекватной как в статике, так и в динамике; она актуальна только при актуальном взаимодействии с воспринимающими ее.

В “Формуле Лао Цзы” (см. соответствующие тексты по ИТ) в основе конкретных статичных сущностей (единиц в онтологических рядах) лежит динамика – единицы эти могут пониматься константными лишь на фоне движения, на фоне осуществления порождающего Пути.

Заметим, что это относится и к скорости света по теории относительности: она постоянна лишь постольку, поскольку кванты света возможны только как движущиеся.

 

О ритме

Полнота повторения, являющаяся основой ритма, предполагает тождественность повторяющихся сущностей. Тождественность же сущностей означает их холономность (и, вместе с ней, полноту).

Создавая повторение, мы осуществляем переход к полноте, т.е. имеем потенциальную возможность ее достижения через некоторое конечное число шагов.

“Поймать ритм” – осуществить переход к полноте. При этом достигаемая полнота находится на другом уровне, нежели повторяющаяся сущность.

Расширение краевой схемы, при котором “над ней” (над новым ее вариантом) оказывается новая охватывающая идея, осуществляется через повторение отдельных ее элементов (шагов).

Иными словами, на повторениях отдельных элементов структуры (сторон Треугольника) образуются новые идеи, новые отклонения от элементарного Треугольника.

Переход со своего уровня на другой, “запредельный” уровень осуществляется через ритм изменений, создаваемых на своем уровне.

С уровня на уровень (через граничный “разрыв”) переходят модуляции – высокочастотные (сравнительно с “частотой” уровней) сигналы. Достижение резонансного ритма позволяет переходить с уровня на уровень (по кольцу КР), осуществлять выход в “запредельность” своего уровня.

Здесь возможна радиотехническая аналогия, при которой система уровней представляется электрической цепью, а “разрывы” между уровнями – конденсаторами. В частности, такими конденсаторами могут, видимо, являться синапсы в мозгу человека; их емкость, видимо, является регулирующей частоту (ритм) на соответствующем участке нейронной сети.

Переход с уровня на уровень осуществляется на сравнительно высоких частотах, которым соответствуют психические сущности; физические же сущности (макроскопические) “разрыв” между уровнями не преодолевают и остаются в прошлом.

 

Открытость и закрытость

Открытость всегда неравновесна, в ней всегда осуществляется отрицание отрицания, осуществляется нестабильность. Открытость следует связывать не с пространством, а с временем.

Для самоосуществления открытость нуждается в закрытости (замкнутости).

В двоичных, дихотомических системах наличие такой замкнутости равносильно остановке движения, остановке времени.

Актуальная открытость (отвечающая временению времени) осуществляется в троичности. Время оказывается на одном уровне, пространство – на другом. Однако разделение уровней времени и пространства происходит с сохранением их единства в развивающейся Самости.

 

Внутреннее и внешнее

Внутреннее отличается от внешнего направлением времени.

Внутреннее – прошлое, внешнее – будущее.

Направление времени – это не условность; мы не можем просто назначить направление времени и при этом остаться полностью адекватными. От того, как мы назначаем направление времени, зависит картина открываемого нами мира.

 

Схема свободы (1)

Всякое свободное движение может привести либо к сохранению внешней интенции (открытость), либо к возвращению к себе, к рефлексии (закрытость).

Должно осуществляться обоюдное наличие открытости и закрытости, иначе отсутствует свобода выбора, а мы исходим именно из нее.

Такая обоюдность, обязательность со-вместности и со-временности осуществляется в краевой схеме, являющейся схемой свободы.

 

Схема свободы (2)

Схема свободы получается благодаря тому, что свободная сущность использует все возможности. Если она использует не все возможности, то теряется случай использования всех возможностей, т.е. свобода оказывается неполной.

Но и случай использования не всех возможностей должен иметь место, т.е. схема свободы должна строиться на парадоксальности:

Сущность использует не все возможности (т.е. у нее есть горизонт и некий выделенный, открытый путь) и при этом она использует все возможности (т.е. выделенного пути нет, есть наличие всего в равной степени).

В первом случае – время, во втором – пространство.

Время и пространство возможны постольку, поскольку свобода является действительной: как полной, так и частичной.

 

О дзене

Можно достигать кэнсе, но при этом быть безразличным к такому достижению – это “дальше” чем дзен в его понимании начинающими последователями. Это я понял давно, еще в юности, когда написал:

Отрекись от обмана слова,

От написанных кем-то страниц,

От всего пониманья земного

Отстранись, отстранись, отстранись…

 

Но с ушедшим не делай сравненья –

Ты в конце несомненно поймешь,

Что бессмысленна цель отстраненья,

Что и высшая истина – ложь.

 

Неуклюжая пятая строчка – это не случайно. Сама мысль о сравнении с тем, что было “раньше” является неуклюжей: к прошлому следует не отступать, а обращаться через будущее, где никакие сравнения невозможны.

 

О проблеме смысла

Проблема смысла появляется тогда, когда человек смотрит на себя “со стороны”, когда он опредмечивает себя, смотрит на себя как на физическую сущность.

Поскольку физический уровень – в прошлом, поиски смысла отвечают обращению к ставшему, к статичному. Динамизм, интенция в будущее, практика во времени не требуют для себя смыслового обоснования. Спонтанные, свободные действия – вот что характеризует действительную практику личности, достигшей своей полноты.

 

 

Как создается новое

Чтобы создать что-то новое, необходимо решиться на разрыв с прошлым. Такой разрыв делается не в один момент; необходимо пройти долгий путь. Ведь решение о разрыве принимается сознанием в его самой высокой стадии развития; чтобы достичь такой высоты, сознание должно развиваться медленно.

Если модель отображает новую вещь на физическом уровне, то нельзя достичь ее совершенства сразу, без длительных промежуточных стадий,. Такие вещи относятся к прошлому, а полнота прошлого достигается через будущее. И чем длиннее кольцевой путь через будущее, тем меньше его кривизна и тем меньшую силу надо прилагать на этом пути.

Если мы, совершив свой круговой путь в прошлое, берем вещь в ее частичности, в ее физической множественности, то в стремлении достичь совершенства этой вещи мы начинаем другой виток по спирали развития.

Духовные, индивидуальные вещи, должны, напротив, создаваться одномоментно – за один “промежуток” настоящего времени – ведь время между полными сущностями характеризуется в первую очередь направленностью, но не длительностью.

Время в будущее не длится, а направляется, в прошлое же оно должно пройти весь путь через будущее, т.е. должно длиться.

Таким образом, новая вещь сначала создается идеально в акте настоящего времени, управляемом из будущего, а затем доставляется по кольцу развернутого времени в прошлое, где она обретает свою материальность.

 

Внутреннее и внешнее

Если на вещь смотришь снаружи – она представляется конечной, если изнутри – бесконечной.

Видимо, в этом главное различие между внутренним (взгляд снаружи) и внешним (взгляд изнутри).

Внутреннее конечно, внешнее бесконечно. Конечное статично и определенно, бесконечное динамично и неопределенно.

Чтобы создать для себя нечто конечное и определенное, способное быть устойчивым мировоззренческим фундаментом, следует обратить свой взгляд не на внешний мир, а вовнутрь себя – в свою последнюю глубину.

Чтобы осознать себя и этим выявить свой динамизм, следует обратить свой взгляд на внешний мир и взять его бесконечным и никогда не определенным до конца.

 

2005-04-18

 (продолжение следует)

 

Оглавление
На главную страницу

Сайт управляется системой uCoz