Игорь ШАШКОВ
Великая Формула Лао Цзы
( статья)
Действительное превышение той или иной фундаментальной («краевой») теории, инициированое «извне», открывает путь к ИТ.
Однако, такая инициация практически невозможна, если отсутствует созданная «нетеоретическим» способом интегральная структура, способная инициировать себя как полноту в сознании.
Такие интегральные структуры имеют общефилософский характер; открытие их в каждом случае является принципиально новым шагом в развитии человеческого миропонимания.
К таким интегральным структурам относится знаменитое изречение Лао Цзы, которое мы будем называть Великой Формулой Лао Цзы:
Путь рождает Один.
Один рождает Два.
Два рождает Три.
Три рождает мириады сущностей.
Для мириад сущностей то, что давит на спину - Инь, а что обнимает спереди - Ян.
По сути, все основные практические применения ИТ можно получить из этой Формулы, медитируя над ней и метаинтегрируя достигнутое понимание.
Рассмотрим некоторые .модели и выводы, полученные в результате метаинтегрального исследования Формулы Лао Цзы.
Сначала рассмотрим первую часть высказывания:
Путь рсждает Один.
Один рсждает Два.
Два рождает Три.
Три рождает мириады сущностей.
В этой части Формулы важную роль играют понятие Пути, числа Один, Два, Три, и связь между ними, отраженная в глаголе «рождает».
Требуемой двойственностью «номер» (направленность) и «количество» (скалярность) обладают числа. В контексте интегральной теории числа, отвечающие каждому шагу на пути развития Самости, являются онтологическими. В них осуществляется двухмодельность, соответствующая полным сущностям: с одной стороны, они показывают «номер» в последовательности событий (направленность), с другой, - «количество» пройденных событий (скалярность).
Дальнейший ход нашего исследования первой части Формулы приведен в работе «Краткий очерк интегральной онтологии» (см. на настоящем сайте).
В ней достаточно полно отражаются числовые характеристики Пути, но не достаточно полно отражена «топология» этого Пути.
Заметим, что такая «топология» в ИТ, связанная с открытостью и закрытостью (замкнутостью), имеет важнейшее значение. Существует органичная связь между соответствующими представлениями ИТ и второй частью Формулы Лао Цзы:
Для мириад сущностей то, что давит на спину - Инь, а что обнимает спереди - Ян .
Соответствующие тезисы из ИТ:
1. Самость развивается к своей Объективности по открыто-замкнутому краевому пути: Самость - Время - Пространство - Объективность (путь СВПО). Этот путь мы представляется в виде Треугольника.
2. В прошлое мы попадаем через будущее.
3. Стремлением Самости вперед управляет невидимая идеальная финальная причина (у Лао Цзы: «что обнимает спереди - Ян»); при замыкании пути Самости по кольцу, ее стремление обретает свою материальную начальную причину (у Лао Цзы: «то, что давит на спину - Инь»).
Вне времени развития Самости финальная и начальная причины неразличимы.
4. Если идти вперед по «краевому пути», то материя остается сзади. Если же удастся посмотреть назад, то увидишь материю, которая непрозрачна и отразит взгляд обратно.
5. Сущность выглядит по-разному в зависимости от того, с какой стороны на нее посмотреть.
При краевом взгляде с одной стороны - она материальна, с другой - идеальна.
Соответственно, решающим в определении наблюдаемой сущности является направление взгляда на нее. Чтобы ее увидеть, Самость может смотреть «вперед» или «назад».
6. Если Встречаются две полные сущности, одна из которых есть Самость наблюдателя, то времена этих сущностей объединяются в общем охватывающем времени - времени Встречи.
7. Именно при Встрече возможно сравнение времен встречающихся сущностей - через разделение замкнутого пути, образованного Встречей, на два отрезка: «вперед» от Самости наблюдателя и «назад» к Самости наблюдателя.
8. Разделение «кольца Встречи» производится третьей стороной Треугольника.
9. В речении Встречаются слово и мысль.
Слово - представленность, образность; мысль - непредставимость, абстрактность.
10. Слово, как Самость, открывающая речение, возвращается речением к самому себе.
Мысль направлена навстречу речению.
11. Речение открывается в прямом направлении времени, а возвращается - в противоположном направлении.
12. Слово двойственно.
Если напразленность к слову, то оно в модусе своей Объективности. Если направленность от слова, то оно есть Самость.
13. Самость и Объективность (как и все другие «точки» на Пути) являются динамическими понятиями: они могут «скользить» по замкнутому Пути и могут меняться между собой в осциллирующем процессе.
Можно и дальше развивать модель Треугольника, соответствующую Формуле Лао Цзы, но это не входит в задачу данной работы
Здесь же отметим, что многие выводы, получаемые при рассмотрении модели Треугольника, несмотря на их внешнюю теоретичность, имеют важное практическое значение.
Краевая теория и практика неразличимы .
Особенно важное практическое применение полученных теоретических результатов – в интегральной модели сознания, на ocнове которой в ИТ разработаны методы научения, коррекции сознания, развитая интеллектуальных и других способностей человека. Полнота модели Треугольника создается через Встречу нашей собственной полноты и полноты Треугольника, закрытой от обычного взгляда частичностью его изображения. Наш взгляд должен быть не обычным, а «И-медитирующим»: мы должны обнаруживать в Треугольнике его логическую парадоксальность и удерживать ее в себе, как свое особое состояние, «вращая» эту парадоксальность по кругу.
Великая Формула Лао Цзы работает во времени нашей действительности, которая сочетает в себе реальность и иллюзию.
Соответственно, сама Формула также является «реально-иллюзорной».
Возможно, самая большая иллюзия ИТ (определяющая ее «онтологические пределы») - это иллюзия наличия «остаточного Что» и соответствующая ей иллюзия реальности факта нашего собственного существования.
Это самоотрицание ИТ обосновывает для нас возможность нашего недеяния. Наша свобода устремляет нас к осуществлению нашей полноты в Объективности, но мы свободны быть несвободными (частичными) и никуда не стремиться.
Но надо понимать, что недеяние, предлагаемое даосизмом Лао Цзы, не имеет ничего общего с профаническим недеянием, «предложенном» нам нашей обычной ленью.
Недеяние Лао Цзы - это высшая форма деяния человека, осуществившего в себе Великую Формулу Лао Цзы.
г. Киев, 1999 г.,