Игорь ШАШКОВ
Гипсовые люди
Не взрыв но всхлип.
Т. С. Элиот «Полые люди»
1.
Я, возможно, опишу вещи,
Если при этом поверю в вечность.
Я, возможно, стихи напишу для всех,
Если при этом поверю в вечность.
Я, возможно, изменю голос,
Если при этом поверю в вечность.
Я согласен быть каким угодно,
Если бы сумел поверить в вечность.
Но я верю только в конкретное время,
Способное говорить стихами и вещами,
Способное говорить стихами о молчании,
Способное говорить безголосыми вещами.
Но хотя все вещи в природе безголосы,
Никто не видел молчания.
Вот почему говорить стихами –
Это средство, чтобы стать невидимкой.
2.
Так значит, невидимки – это поэты,
С прозрачной кожей полые люди
Люди без сердца, вен и артерий,
Люди без крови, слез и страданий –
Люди, которые неуязвимы.
Но таких поэтов никто не видел –
В сегодняшнем мире они невидимки.
Нынче поэт – это тот, кто имеет
И форму, и цвет, и вес, и тяжесть,
И не стесняется обладать вещами,
И не стесняется говорить стихами,
И не становится прозрачным и полым,
Даже если теряет голос.
3.
Нынче люди – вовсе не полые люди.
Нынче землю нельзя назвать бесплодной.
Нынче мыслитель не стыдится своих морщин –
Значит, мысль у него неправдива.
Ведь женщина, родившая ребенка,
Не держит на виду растяжки на животе.
Нынче мыслитель слишком плодовит,
И за морщинами его видны ирония и смех.
Говорят, что смех не присущ животным,
Но это самое животное в людях.
4.
Полые люди – это бывшие настоящие люди,
В своих Помпеях жертвы извержений.
Лавой застыло пространство вокруг них,
А сами они – пустоты в этой лаве,
Тела, выгоревшие до конца – до пепла и угарного газа,
Тела, невидимые под слоем застывшего камня.
Чтобы их обнаружить, слушали и сверлили камень,
И сквозь отверстия заливали гипс,
А потом извлекали гипсовые фигуры
Гипсовых людей настоящего времени,
Гипсовых людей, сухих и крепких,
С одною слезой в виде натека гипса
В месте отверстия для заливки.
Но эта слеза обычно не возле глаза была,
А оказывалась на любом случайном месте:
На спине, на плече, на затылке.
Поэтому ее аккуратно срезали ножом,
И гипсовые люди при этом молчали,
Как всегда молчат гипсовые фигуры.
5.
Каждый находит в мире порядок,
Порядок из гипса, мертвый порядок.
Сигареты растут из окурков,
Бутылки растут из пробок.
Стена – из куска штукатурки,
Молчание - из кончика языка.
Но никто не видел молчанья –
Вещи в природе безголосы.
Вот почему из гипсовых людей
Гипсовая растет глухота.
6.
Мертвый человек проводит плугом
Свою борозду по людскому полю,
По кочкам голов неправильной формы,
По корням рук, недостаточно гибким,
По впадинам спин, недостаточно ровным.
Из них вырастают сухие травы,
И тянутся травы, сплетаясь к небу,
И небо ночное в бесцветных узорах,
И звезды роняют мертвые слезы.
7.
Мертвые дети Волшебной горы,
Младшие сыновья, лишенные наследства,
Пляшут, как снег, смотрят на снег,
Целуют снег и целуют гипс,
Изгибают холодные гипсовые тела
На стыке двух холодных столетий.
Их опыт любви говорит им о том,
Что Волшебные горы рождают мышей,
Рождают мышей и рождают гипс.
Но они, не боясь кровосмешенья,
Целуют гипс и ласкают гипс,
С тайной уверенностью в том,
Что они не сыновья, а пасынки.
8.
Мертвые сыновья Волшебной горы,
Блудные сыновья, промотавшие наследство,
Возвращаются назад и опускаются на колени,
Выставляя напоказ голые пятки и свои лохмотья –
Истерзанную временем дорогую одежду.
В свою очередь многослойная краска картины
Терзает время, создавая его для нас
Сквозь кроткое утешенья и состраданье родителя.
Но главные герои этой картины
Все-таки не отец, и не сын, а другие.
Они смотрят из темноты с превосходством и любопытством.
Они смотрят из темноты и не видят слезы.
Не видят в темноте гипсовые слезы
Они знают, что гипсом правят
Они знают, что гипсом правят
Не слезы не слезы
Не слезы не слезы
Не всхлип но вдрызг.
7 июля 1984 г.